Конспект интегрированного урока по русскому языку в 3 классе на тему «Слог, как часть слова»
план-конспект урока (3 класс)

Митрофанова Валерия Александровна

Урок проводится в паре с учителем класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_slog_kak_chast_slova.docx28.01 КБ
Файл slog_kak_chast_slova.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слог как часть слова.

Цель: закрепить представления обучающихся о слоге как части слова.

 

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

  • развивать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных;
  • формировать умение делить слова на слоги
  • отработать навык выделения гласных звуков из слов;
  • развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
  • учить дифференцировать слова различной слоговой структуры.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие навыков слогового анализа и синтеза;
  • активизировать словарный запас учащихся;
  • развивать словесно-логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
  • развивать зрительно-моторную координацию при чтении слов, разделенных на слоги и при выполнении глазодвигательной гимнастики.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать стремление к результату деятельности;
  • воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Оборудование: мультимедийная установка, слайдовая презентация, предметные картинки со словами различной слоговой структуры, карточки со слогами, пособие “Делим слова на слоги”

Ход занятия

I. Организационный момент.

У:Здравствуйте, ребята! 
Что придумал гномик нам,
Догадайтесь по слогам?
Сядет тот, кто назовет
В каждом слове первый слог.
призы – при;
ключик – клю;
черепаха – че;
ниточка – ни;
ящерица – я.

На слайде появляются слоги.

Слайд 1.Отработка навыка деления слова на слоги, выделения первого слога

II. Постановка цели занятия.

1. Закрепление понятий слог, слово. Отработка навыка деления слова на слоги.

У: Перед нами части слов.

Кто сложить их все готов?
Узнали, что приготовили нам гномики? – Приключения!

Сколько слогов мы сложили? Сколько слогов в слове при-клю-че-ни-я? – 5;

А сколько гласных букв в этом слове? – 5.

Совместно повторяем правило.

Слайд 2. Примеры определения количества слогов.

III. Основная часть.

1. Работа в тетради. Выделениегласных.

Нет для голоса преград,
Звуки далеко летят,
Гласными мы их зовем, 
Свободно тянем и поем.

Гномик придумал секретный шифр, он записывает только гласные буквы из слов.

Слайд 5, 6. Работа по выделению гласных звуков из слов.

2. Определение количества слогов в слове. Активизация словаря.

Логопед:

Мы на поезде поедем,
Всех друзей с собой возьмем.
По вагонам всех рассадим,
Место каждому найдем!

Слайд 7. Отработка навыков определения количества слогов в словах.

Если в названии картинки один слог, посади героя в первый вагон (одно окно), два слога – во второй (два окна)...

Лиса, кукушка, жук, слон, цыпленок, щенок, белка.

3. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Логопед:

На пути у нас слова,
Сразу их понять нельзя.
Слоги мы перевернем
И слова тогда поймем.

Ка-ут, тух-пе, га-кни, жа-лу, ник-чай, тел-дя.

Слайд 8. Определение последовательности слогов в словах.

Делаем вывод о необходимости соблюдать порядок слогов в слове.

4. Развитие фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Работа над обобщением.

Логопед:

Подскажи словечко.
Каша, катер, ежевика – 
Слог ты общий назови-ка.
Повтори слова пока...
Ну, конечно- это “КА”.
Собираем урожай,
С “КА” слова ты начинай!
- Здесь весною было пусто,
Летом выросла ....КАПУСТА;
- Собираем мы в лукошко
Очень крупную ...КАРТОШКУ;
- Тише, деточка, не плачь,
Я куплю тебе ...КАЛАЧ;
- Вот пищит малютка-мышь,
“Растрепался мой”... КАМЫШ.
- Вот зеленый толстячок,
Крупный гладкий ...КАБАЧОК;
- Юркнула лягушка в грязь,
А над ней проплыл ...КАРАСЬ.

Слайд 9. Картинки: капуста, картошка, калач, камыш, кабачок, карась.

Какие слова не относятся к сбору урожая (не овощи).

5. Физминутка.

а) упражнения для глаз.

Ходит ежик без дорожек

По лесу по лесу

И колючками своими колется колется

А я ежику ежу те дорожки покажу

Где катают мышки

Маленькие шишки

Мы тихонечко сидим и за ежиком следим;

Слайд 10. Ёжик бегает по периметру экрана, круговые движения, “восьмерки”.

б) двигательные упражнения. Дифференциация понятий “СЛОГ-СЛОВО”.

Логопед:

А теперь мы поиграем, 
Слог от слова отличаем.
Слово смысл в себе несет,
Слог в составе лишь идет.

Что длиннее, больше слог или слово? – слово – руки в стороны, слог короткий – руки вперед. Слушайте то, что я скажу. Покажите, слог это или слово.

НО, БЫ, НОС, СА, ИТ, КОТ, СЫР, КРА, ЛИ, ДОМ.

Слайд 11. Иллюстрации к словам.

6. Чтение слов со сложной слоговой структурой.

Отработка навыка слияния слогов. Развитие зрительной координации.

Тренировка слухоречевой памяти.

Слайд 12. 13, 14.

Логопед: слоги связаны ниточкой дружбы. Прочтите слова, назовите количество слогов.

http://festival.1september.ru/articles/641963/img1.gif

7. Упражнение в словообразовании и словоизменении. Грамматическая работа.

Преобразование слов путем наращивания слоговой структуры.

Работа в тетради.

Логопед:

Cлоги – маленькие феи,
Превратить слова сумели.

Слон один и слог один, назовите ласково – слоник – 2 слога, если их стало много- слоники – 3 слога. Запишите цепочку в тетрадь, подчеркните гласные буквы, поделите на слоги.

Слайд 15. Слон-слоник-слоники,

Слайд 16. Дом-домик-домики.

Слайд 17. Стол-столик-столики;

8. Работа над связной речью.

Совершенствование навыка определения позиции слога в слове.

Развитие слухоречевой памяти.

Логопед:

Pечь моя текла, как речка,
Но рассыпалось словечко,
По порядку разложи слоги в слове 
Раз,два,три...
Если черточка одна,
В слове первой стать должна.

Слайд 18.

  • Мы совершили увлекательную гул про ку.
  • Гномы приготовили для нас дар по ки.
  • Молчун принес волшебный даш ран ка.
  • Весельчак нарисовал для всех ны кар ти.

IV. Подведение итога занятия.

Слайд 19.

За правильный ответ дети получают наклейку с изображением гномов.

-какое правило помогает определить количество слогов в слове?

- если в слове 1 гласный звук, сколько в слове слогов?

- в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

- если в слове 2 гласных звука, сколько в слове слогов?

- в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

- в слове 1 слог, сколько в нем гласных звуков?

Логопед: мы отлично потрудились, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Спасибо, до свидания.

Список литературы.

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 37 с.,165 с.
  2. Ефименкова Л,Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 93-95 с.
  3. Лопухина И.С. Логопедия,упражнения для развития речи. – СПб.:Дельта, 1997. 336 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

пр и кл ю ч е н и я

Слайд 2

д о м - р у к а – 3 слога 4 слога 1 слог 2 слога м а л и н а – ч е р е п а х а –

Слайд 3

у оа

Слайд 4

ауа уиа иоа

Слайд 6

г а, кни книга петух т ух, пе утка т ка , ут лужа жа , лу чайник ник, чай дятел тел, дя

Слайд 9

ка ти во ма кар ли ро ти би ши на

Слайд 10

ро по со та ве лос точ рел маш лон ка

Слайд 11

сл о н и к и сл о н сл о н и к

Слайд 12

д о м и к и д о м д о м и к

Слайд 13

ст о л и к и ст о л ст о л и к

Слайд 14

Мы совершили увлекательную г у л к у. пр о Гномы приготовили для нас д а р п о к и . Молчун принес волшебный Весельчак нарисовал для всех д а ш к а р н ы т и р а н к а . .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока чтение\русский язык. 3 класс

Интегрированный урок (чтение/русский язык) В. Астафьев "Капалуха"...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)

Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...

Конспекты модульных уроков по русскому языку 3 класс по теме "Сложное слово", "Местоимение как часть речи".

Данные конспекты  уроков  помогут учителю изучить с учащимися  данный материал намного быстрее и сразу проверить усвоенный материал....