Статья "Развитие аналитических способностей юных шахматистов через самостоятельную работу над сыгранными партиями"
статья

Изучение сыгранных партий, а также решение задач и этюдов должны быть рекомендованы как первые шаги в работе над развитием аналитического мастерства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие аналитических способностей юных шахматистов через самостоятельную работу над сыгранными партиями.

        Изучение сыгранных партий, а также решение задач и этюдов должны быть рекомендованы как первые шаги в работе над развитием аналитического мастерства.

        Второй этап, к которому надо стараться подойти как можно скорее, -

это анализ чужого творчества, отдельных позиций и целых партий. При этом возникает вопрос, могут ли юные шахматисты с пользой для себя изучать и критиковать партии гроссмейстеров? Опыт показывает, что дети могут разобраться в замыслах мастеров. Надо только стремиться глубоко исследовать позицию, для чего, правда, придётся основательно потрудится. В этом окажут помощь тренеры и, уже ставшие необходимыми, компьютерные программы.

        Анализ (исследовательская работа) должен быть обязательной частью работы начинающего шахматиста. Даже самый юный шахматист сам может обнаружить свои ошибки и найти ходы лучшие, чем сделанные им во время партии. В начале анализа будет, конечно, отмечать лишь грубые ошибки. Постоянная работа будет повышать его качество.

        Шахматист, анализирующий с учебными целями свои партии, должен стараться ответить на такие вопросы:

                - Где обоими противниками допущены явные ошибки?

                - Как можно было сыграть лучше?

                - Какие ближайшие перспективы раскрывались в этом случае?

        

        Чтобы разобраться в любой партии как следует, надо её разбирать несколько раз, пока не получится обнаружить узловые моменты борьбы. Именно эти моменты требуют тщательного анализа. Эта часть работы является самой сложной и показывает уровень шахматиста. Интервал между «подходами» к разбираемым партиям может быть произвольным и, желательно, согласованным с тренером. Обязательным условием должна быть письменная фиксация проделанной работы.

        К исследованию партий мастеров, на творчестве которых предстоит учиться, следует подходить серьёзно. Для анализа сначала надо подбирать подробно прокомментированные партии и исследовать не только процесс борьбы, но и примечания. Эта часть работы, как правило, вызывает мало энтузиазма. Разбирать варианты, которые «не случились» в партии, а потом возвращаться к тому, что «случилось», юным шахматистам бывает лень. Это требует включения волевых качеств.

Следующим этапом должен стать анализ партий, над которыми ещё не работал опытный комментатор. Начиная эту работу, выбирая материал, следует избегать длинных партий.

Кроме узловых моментов, при исследовании партий надо пытаться вскрыть планы противников. Отдельные ходы мастеров трудно понять, если не удаётся обнаружить плана, для выполнения которого они сделаны. В плане ряд ходов имеет одну и ту же мотивировку – значит, бесполезно рассматривать их отдельно.

По окончании исследования изучающему остаётся подвести итоги своей работы, оценить игру противников и сделать выводы, которые могли бы пополнить его личный опыт. Хорошей школой анализа является сравнение своего анализа с анализом компьютерной программой. Это необходимо делать совместно с тренером, который знает сильные и слабые стороны этих программ, поможет разобраться в их изобилии и подобрать оптимальную. При этом, чрезмерное увлечение компьютерными программами имеет негативный эффект (возникает желание переложить «свою» работу на «плечи железного друга», недоверие к сделанному самим и т.д.).

        Шахматист, целеустремлённо работающий над собой, должен дорожить каждой турнирной партией, чтобы проверить свои мысли и анализы, задуманные меры по искоренению недостатков, советы тренера. От практики к теории и обратно – дорога к росту шахматного мастерства. Шахматист должен стремиться вести турнир от начала до конца с одинаковой силой, достигая стабильности результатов. Иногда проигрыш турнирной партии в общем плане работы имеет большее значение и приносит больше пользы для роста, чем победа.

        Работу над повышением своей шахматной культуры надо вести систематически и должна включать в себя следующие разделы:

        Практика (участие в соревнованиях, решение задач, этюдов и комбинации, разыгрывание учебных позиций).

        Анализ (комментирование и разбор собственных партий, разбор отдельных позиций, решение этюдов).

        Теория (изучение теоретических окончаний, разбор дебютной борьбы в собственных и других партиях и критическое сравнение их с рекомендациями учебников и специальных монографий).

        История (ознакомление с историческими монографиями и статьями).

        

Каждый самостоятельно работающий над собой шахматист по той или иной теме может составить план работы или небольшую программу. Следует помнить – каждый, кто занимается самообразованием, обязательно добьётся успехов.

Пример анализа позиции из партии.

XABCDEFGHY
8r+-+r+-mk(
7+l+-vl-zpp'
6p+-+-+-+&
5+p+-+N+-%
4-+-+p+q+$
3zPQsN-vL-+-#
2-zPP+-+PzP"
1tR-+-+-+K!
xabcdefghy

Рот – Баумгартнер (1959)

1.Кh6 Фh5? [1...g:h6 2.Сd4+ Фg7 3.С:g7+ Кр:g7 4.Кe2] 2.Кf7+ Крg8 3.Кh6+ [3.Кd8+ Крh8 4.g4 Фg6 5.Кf7+ Крg8 6.Кe5+] 3...Крh8 4.g4 Ф:h6 5.С:h6 e3+ 6.Крg1 g:h6 7.Кe2? [7.Кd5 С:d5 8.Ф:d5 Сf6] 7...Сh4 8.Кg3? [8.Фc3+ Крg8 9.Кg3] 8...Лad8 9.Фc3+? [9.Лe1 С:g3 10.h:g3 e2 11.Крf2 Лf8+ 12.Кр:e2 Сf3+ 13.Ф:f3 Л:f3 14.Кр:f3] 9...Крg8 10.Кf5? Сf2+ [10...Лd1+ 11.Л:d1 Сf2+ 12.Крf1 e2+ 13.Кр:f2 e:d1К+ 14.Крg3 К:c3 15.b:c3 Лe2] 11.Крf1 Лd1+ 12.Крe2 Лd2+ 13.Ф:d2 [13.Крf1 e2+ 14.Кр:f2 e1Ф#] 13...e:d2+ 14.Кр:f2 Сf3 0–1 15.Кр:f3 Лe1 16.Кe3 Л:a1 17.Крe2 Лh1 18.Кр:d2 Л:h2+ чёрные побеждают.

        Вывод: Чёрные недооценили угрозы белых. Это привело к ошибочному ходу 1… Фh5. Белые смело и точно вели атаку до 7-го хода. Видимо расслабившись, они перестали делать лучшие ходы. Решающая ошибка произошла на 10-м ходу. В острой позиции черные провели комбинацию с сочетанием тактических приёмов (завлечение, двойной удар).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный шахматист".

     Данная программа разработана для детей 7 – 10 лет, которая также подходит для работы со школьниками, обучающимся по новым федеральным государственным стандартам и направлена...

Разработка мероприятия "Посвящение в юные шахматисты"

Разработка расчитана для детей обучающиеся игре "шахматы" 1-го года обучения. Сценарий праздника "Посвящение в юные шахматисты"  расчитан на детей начального звена....

Внеурочная деятельность "Юный шахматист " для 2-ого класса

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действо...

Внеурочная деятельность "Юный шахматист" 2 класс, 3 класс, 4 класс

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь ребенка как один из элементов умственной культуры. Речь идет ...

Самостоятельная работа начинающих шахматистов

Многие недооценивают эффективность самостоятельной работы. Ребята приходят на занятия в шахматный клуб, слушают теорию, играют тренировочные турниры, выполняют домашние задания. Казалось бы, всего это...

Конспект внеурочного занятия «Развитие аналитических способностей» (курс "Юные умники и умницы», 1 класс)

Название кружка: «Юные умники и умницы»Направленность внеурочной деятельности: ОбщеинтеллектуальнаяКласс / возраст детей: 1 класс, 7 летТема: Развитие аналитических способностей. Совершенс...

Развитие творческих способностей младших школьников через приемы работы с бумагой на уроках и внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей младших школьников через приемы работы с бумагой на уроках и внеурочной деятельности...