Внеурочная деятельность "Юный шахматист" 2 класс, 3 класс, 4 класс
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Каменкова Лилия Рафаиловна

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь ребенка как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы.

В Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Снимок шахм. 12-13.PNG

                                    Пояснительная записка

   Рабочая программа курса «Шахматный клуб» создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования, авторской  программы И. Г. Сухина «Шахматы - школе».

     Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов, например, таких как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

     

      Программа курса рассчитана на 1 год, 34 часа (1 час в неделю)

                                           Цели и задачи курса

Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи: 

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
  • воспитание  потребности в здоровом образе жизни.

                                         Содержание курса

Программа направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

    Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу». Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

    Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.

   В процессе занятий дети познакомятся с  правилами   поведения за шахматной доской, правилами игры, узнают имена некоторых знаменитых шахматистов.

   Дети получат представление о ценности шахматных фигур, узнают  способы защиты от мата, техники  достижения мата, научатся решать простейшие  шахматные задачи.  

   Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

    Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. Всё это  требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

    Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.                             

Формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность)

                      Планируемые результаты изучения курса                      

Личностные результаты:

1) формирование уважительного отношения к иному мнению;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

6) использование знаково-символических средств  представления информации;

7) активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения  фактов и явлений;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты

К концу учебного года дети научатся:

  • называть  шахматные фигуры, горизонтали, вертикали, поля;
  • ориентироваться на шахматной доске;
  •  правильно помещать шахматную доску между партнерами, правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • применять правила хода и взятия каждой фигуры;
  •  определять ценность шахматных фигур;

К концу учебного года дети получат возможность научиться:

  •  играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • рокировать; объявлять шах; ставить мат;
  •  решать   элементарные шахматные  задачи.

                               Учебное оборудование:

Магнитная  шахматная доска с набором фигур.

Наборы шахматных фигур.  

 


Календано-тематическое планирование

Тема занятия

Содержание   занятия

Дата проведения

I

Введение (4 ч)

1

Шахматная доска

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

2

Шахматные фигуры.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

3

Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

4

Ходы и взятие фигур

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение».

II

Знакомство с шахматными фигурами (10 ч)

5

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. Ладья в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

6

Знакомство с шахматной фигурой. Слон. Слон в игре.

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие слона.  Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

7

Ладья против слона.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

8

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.Ферзь в игре.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

9

Ферзь против ладьи и слона.

10

Знакомство с шахматной фигурой. Конь. Конь в игре.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

11

Конь против ферзя, ладьи слона.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

12

Знакомство с пешкой. Пешка в игре

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».

13

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

14

Знакомство с шахматной фигурой. Король. Король против других фигур.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»,

«Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».

III

Стратегия и тактика шахматной партии (20 ч)

15

Цель шахматной партии.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

16

Шах.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах».

17

Мат.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

18

Ставим мат.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

19

Ставим мат.

20

Ничья, пат.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

21

Рокировка.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

22

Игра всеми фигурами из начального положения

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

23

Шахматная партия.

Игровая практика.

24

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.

25

Мат одинокому королю. Две ладьи против короля.

26

Мат одинокому королю. Ферзь иладья против короля.        

Ферзь и король против короля.

        

Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика

27

 Мат одинокому королю. Ферзь и король против короля.

28

Мат одинокому королю. Ладья и король против короля.

29

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

30

Матовые комбинации. Тема завлечения.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

31

Матовые комбинации. Тема блокировки.

32

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

33

Матовые комбинации. Шахматные комбинации и сочетание приемов.

34

Шахматный турнир

                                        Список литературы:

  1. Сухин И.  Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

  1. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М.: Сов. Россия, 1970 г.
  2. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М.: ФиС, 1999 г.
  3. https://ru.lichess.org/ 
  4.  http://chesswood.ru/ 



Предварительный просмотр:

                    H:\шахматы.jpg         

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Шахматный клуб» создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования, авторской  программы И. Г. Сухина «Шахматы - школе».

                                      Цели и задачи курса

Цель :

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • - создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • - формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
  • - воспитание  потребности в здоровом образе жизни.

                           Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на  год обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (3 класс – 34 ч в год).

                                      Содержание курса 

    Программа направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

    Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу». Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

    Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов, например, таких как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

   В процессе занятий дети познакомятся с историей шахмат, узнают имена некоторых знаменитых шахматистов, правила  поведения за шахматной доской.  

   Важнейшим элементом шахматной грамотности является умение называть положение  фигур на поле и записывать ход партии (шахматная нотация).   

   Дети получат представление о ценности шахматных фигур, узнают  способы защиты от мата, техники  достижения мата, научатся решать простейшие  шахматные задачи.  

   Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. Всё это  требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

         Расхождение  между авторской и рабочей программой

Рабочая программа соответствует распределению часов авторской программе, которая  используется в полном объеме.

              Планируемые результаты изучения курса                      

Личностные результаты:

1) формирование уважительного отношения к иному мнению;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

6) использование знаково-символических средств  представления информации;

7) активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения  фактов и явлений;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты

К концу учебного года дети научатся : 

  •  применять шахматные правила FIDE;

           правильно вести себя за шахматной доской;

  • применять правила хода и взятия каждой фигуры;
  •  определять ценность шахматных фигур;
  • применять правила развития партии на каждой из трех стадий шахматной игры.  

    К концу учебного года дети получат возможность научиться:

  •  играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • рокировать; объявлять шах; ставить мат;
  •  решать   элементарные шахматные  задачи;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • пользоваться шахматной терминологией в ходе игры и разбора партий.

                               Учебное оборудование:

Магнитная  шахматная доска с набором фигур.

Наборы шахматных фигур, досок.

                Календарно-тематическое планирование занятий

Название  раздела и темы занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

1

I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.                           Повторение пройденного материала. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат.

   5 ч

2

Повторение пройденного материала. Рокировка. Превращение пешки.

3

Варианты ничьей. Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

4

Три стадии шахматной партии.

5

 Три стадии шахматной партии.

6

II. Основы дебюта

 Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

13 ч

7

 Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

8

Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

9

Основы дебюта. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита.

10

 Угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

11

 Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты.

12

Основы дебюта. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур.

13

 Принципы игры в дебюте. Борьба за центр.

14

 Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

15

 Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки?

16

 Основы дебюта. Связка в дебюте.

17

 Основы дебюта. Классификация дебютов

18

Общие советы о том, как изучать дебют. Тренировка в разыгрывании дебюта.

19

III. Основы миттельшпиля.

Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

5 ч

20

Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле.

21

Двойной удар. Тактические приемы.

22

Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

23

Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.

24

IV. Основы эндшпиля

Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи

9 ч   

25

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона Ладья против коня

26

Матование двумя слонам.  Матование слоном и конем

27

 Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата».

28

Пешка против короля. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

29

Основы эндшпиля. Пешка против короля

30

 Пешка против короля. Ключевые поля.

31

Удивительные ничейные положения. Шахматный турнир

32

Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Шахматный турнир

33

V. Обобщение                                        Повторение основных вопросов курса. Шахматный турнир

   2 ч

34

Повторение основных вопросов курса. Шахматный турнир

                      Учебно-методические средства обучения:

1.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.


4.Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.

5.Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.

6. https://ru.lichess.org/ 

7. http://chesswood.ru/ 



Предварительный просмотр:

                             

                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Шахматный клуб» создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования, авторской  программы И. Г. Сухина «Шахматы - школе».

                                      Цели и задачи курса

Цель :

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • - создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • - формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
  • - воспитание  потребности в здоровом образе жизни.

                           Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на  год обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (4 класс – 34 ч в год).

                                      Содержание курса 

    Программа направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

    Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу». Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

    Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов, например, таких как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

   В процессе занятий дети познакомятся с историей шахмат, узнают имена некоторых знаменитых шахматистов, правила  поведения за шахматной доской.  

   Важнейшим элементом шахматной грамотности является умение называть положение  фигур на поле и записывать ход партии (шахматная нотация).   

   Дети получат представление о ценности шахматных фигур, узнают  способы защиты от мата, техники  достижения мата, научатся решать простейшие  шахматные задачи.  

   Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. Всё это  требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

         Расхождение  между авторской и рабочей программой

Рабочая программа соответствует распределению часов авторской программе, которая  используется в полном объеме.

              Планируемые результаты изучения курса                      

Личностные результаты:

1) формирование уважительного отношения к иному мнению;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

6) использование знаково-символических средств  представления информации;

7) активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения  фактов и явлений;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты

К концу учебного года дети научатся : 

  •  применять шахматные правила FIDE;

           правильно вести себя за шахматной доской;

  • обозначать горизонтали, вертикали, поля, шахматные фигуры;
  • применять правила хода и взятия каждой фигуры;
  •  определять ценность шахматных фигур;

К концу учебного года дети получат возможность научиться:

  •  играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • рокировать; объявлять шах; ставить мат;
  •  решать   элементарные шахматные  задачи;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • записывать шахматную партию.

 

                               Учебное оборудование:

Магнитная  шахматная доска с набором фигур.

Наборы шахматных фигур, досок.

                Календарно-тематическое планирование занятий

Название  раздела и темы занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

1

Краткая история шахмат

Повторение пройденного материала.

   5 ч

2

О трех стадиях шахматной партии

3

Краткая история шахмат.

4

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

5

Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

6

Шахматная нотация

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

7 ч

7

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

8

Шахматная нотация.

9

Шахматная нотация.

10

Шахматная нотация.

11

Шахматная нотация.

12

Шахматная нотация.

13

Ценность шахматных фигур

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

6 ч

14

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

15

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

16

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

17

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

18

 Способы защиты. Игровая практика.

19

Техника матования одинокого короля                                 Техника матования одинокого короля

5 ч

20

Техника матования одинокого короля.

21

Техника матования одинокого короля.

22

Техника матования одинокого короля.

23

Техника матования одинокого короля.

24

Достижение мата без жертвы материала  

 Учебные положения на мат в два хода  в эндшпиле. Цугцванг.

5 ч

25

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

26

 Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.

27

 Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

28

Достижение мата без жертвы материала.

29

Обобщение                               Повторение материала.

6 ч

30

Повторение материала.

31

Повторение материала. Шахматный турнир.

32

Повторение материала. Шахматный турнир.

33

Повторение материала. Шахматный турнир.

34

Повторение материала. Шахматный турнир

                      Учебно-методические средства обучения:

1.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.


2. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.

3. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.

4. https://ru.lichess.org/ 

5.  http://chesswood.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Внеурочная деятельность "Путешествие по реке Времени", 2 класс, 3 класс, 4 класс

Программа курса посвящена изучению сложнейшей для понимания младшего школьника категории "Время". Дети учатся наблюдать за изменениями в окружающем мире, фиксировать их в дневниках наблюдени...

Внеурочная деятельность "Как прекрасен этот мир!" 2 класс, 3 класс, 4 класс

Курс внеурочной деятельности "Как прекрасен этот мир!" посвящен развитию индивидуальности ребенка в процессе творческой изобразительной деятельности. Дети учатся рисовать самостоятельно без образца, д...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...