Сенсомоторное развитие учащихся с ОВЗ в условиях коллективной предметно-игровой деятельности.
статья (1 класс)

Сенсомоторное развитие учащихся с ОВЗ в условиях коллективной предметно-игровой деятельности.

 

 

 

Для учащихся с ОВЗ широкое общеразвивающее значение имеет предметно-игровая деятельность, в процессе которой осуществляется развитие основных видов чувствительности, восприятия пространственно-временных отношений; накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4publikatsiya.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсомоторное развитие учащихся с ОВЗ в условиях коллективной предметно-игровой деятельности.

Гордюшова Е.Е.,

учитель начальных классов, олигофренопедагог.

ГБОУ школа №499, г. Санкт- Петербург.

Для учащихся с ОВЗ широкое общеразвивающее значение имеет предметно-игровая деятельность, в процессе которой осуществляется развитие основных видов чувствительности, восприятия пространственно-временных отношений; накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязях.

Основными задачами коллективной предметно-игровой деятельности учащихся с ОВЗ являются коррекционно-развивающие и воспитательные задачи:

- создание коррекционных условий для развития сохранных познавательных функций и личностных особенностей;

- осуществление сенсорного развития внутри содержательных видов деятельности;

- развитие психических функций восприятия, памяти, мышления, воображения;

- коррекция интеллектуального развития, формирование умений сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы, рассуждать;

- развитие внимания, формирование динамических характеристик внимания, устойчивости;

- формирование механизмов волевой регуляции и саморегуляции в заданной деятельности, работоспособности, умения сосредотачиваться на учебном действии;

- овладение умением оречевлять свои действия с предметным материалом, рассуждать, строить речевые высказывания;

- формирование положительной мотивации к учению;

- воспитание самостоятельности при выполнении учебных заданий, умение доводить начатое действие до конца;

- воспитание умения общаться с одноклассниками, действовать совместно;

- развитие устной речи.

В предметно-игровой деятельности учащихся с ОВЗ используются следующие группы игр:

  1. Игры на развитие мелкой моторики.
  2. Игры на развитие восприятия.
  3. Игры на развитие внимания и памяти.
  4. Игры на развитие мышления и воображения.

Данные группы игр выделены условно, потому что в каждой игре может быть определено несколько целей.

Игры первой группы направлены на развитие моторики рук и пальцев, они имеют значение для развития мышления, ориентировки детей в свойствах предметов и игрушек. Эти игры особенно важны для детей с ОВЗ, так как свойственные многим из них нарушения мелкой моторики в дальнейшем отрицательно сказываются на формировании произносительной стороны речи.

Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. Играя, дети учатся выделять свойства предметов, соотносить их между собой; знакомятся с сенсорными эталонами; учатся ориентировке в окружающем пространстве, в плане-схеме, в частях собственного тела. В ходе использования игр данной группы помимо зрительного развивается тактильно-двигательное восприятие: детей учат различать на ощупь предметы различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности. В качестве методических приёмов используется выбор предметов по подражанию, по образцу, словесной инструкции или описанию.

Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Они формируют у детей умение сосредотачиваться на определённых сторонах предметов и явлений, способствуют переходу от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. В процессе их дети учатся запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их после отсрочки, находить их местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при сопоставлении.

При использовании игр на развитие мышления и воображения важно научить детей анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними. В процессе использования игр происходит овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и элементами логического. Игры, представленные в данной группе, также направлены на развитие творческих способностей детей: использование символов и предметов-заменителей, создание новых образов по геометрическим формам или схемам.

В процессе использования предлагаемых игр решаются общеобразовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи; происходит развитие интереса к игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребёнком, взаимодействие детей между собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностное развитие учащихся в процессе коллективно-творческой деятельности

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей....

Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание творческой личности школьников в условиях коллективной деятельности.»

В условиях современной школы цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя – создание условий для разностороннего развития  самоактуализирующейся личности школьник...

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию сенсомоторных навыков учащихся

Коррекционное занятие направлено на формирование умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объясня...

Занятия по сенсомоторному развитию для учащихся с умственной отсталостью

методическая разработка по развитию сенсомоторики учащихся с умственной отсталостью...