Личностное развитие учащихся в процессе коллективно-творческой деятельности
статья по теме

Кулешова Татьяна Алексеевна

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostnoe_razvitie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностное развитие учащихся

в процессе коллективно-творческой деятельности

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

Развитие творческих возможностей детей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

«Малышей надо посадить за парту лишь для того, – говорил Ш.А. Амонашвили, – чтобы создать наиболее благоприятные условия для своевременного развития в них задатков, которые именно в этом возрасте начинают пробуждаться и которые имеют важное значение для дальнейшего успешного продвижения в своей познавательной деятельности».

Старательно выполняя репродуктивные задания учителя, дети стремятся быть исполнительными, четкими, усидчивыми. Это необходимые качества для усвоения программы, но из них не вырастают познавательные интересы и самостоятельность мышления, способность искать и находить какие-то нестандартные решения. Поэтому, наряду с требованиями «делай как я», необходимо предусматривать задания на всех уроках и во внеклассной работе, направленные на проявление творчества учащихся.

Способность к творчеству формирует и искусство. Здесь оно – сильнейший инструмент в руках педагогики. Есть такое понятие: «счастье творческого труда». Это счастье труда, в котором проявляется твоя личность.

Известный психолог Л.С. Выготский говорил, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Мне близка программа по изобразительному искусству, разработанная Б. Неменским. Близка и понятна своими методами – формами проявления ее содержания в процессе обучения. Любое художественное познание нереально, ложно без радости, получаемой от него. На уроках изо и художественного труда дети получают огромное удовольствие от эмоциональной атмосферы, царящей на них.

Драматургия уроков – игра, которая начинается с 1 класса. Во 2 классе программа предлагает игру в трех братьев-мастеров: «Мастер изображения, Мастер украшения, Мастер постройки».

Метод коллективных и групповых работ на таких уроках – резерв активации деятельности и мышления.

Замечателен пример из одного венгерского фильма о трех путях художественного образования, который приводит Б. Неменский в своей книге «Мудрость красоты». Результаты разных подходов проявились предельно наглядно в процессе съемок скрытой камерой.

«Класс начальной школы был разделен на три части – и дети, и помещение. Учительница разделила между группами одинаковые материалы (красный, желтый и белый пластилин), но поставила совершенно разные задачи и применила разные методы работы. Первой группе было дано задание вылепить одинаковые по форме, объему и цвету предметы по данному образцу (яйцо). Второй группе детей было разрешено лепить все, что они хотят. Третьей группе была рассказана сказка о зайце, белочке и ежике и предложено вместе вылепить ее персонажей и ее предметный мир.

В первой группе учительница проверяла соответствие вылепленных предметов поставленной задаче (точный размер, форма, пропорции). Во второй дала полную свободу (если спрашивали – советовала). В третьей организовала беседу, совместное раздумье – кто сделает ежика, кто белочку, кто морковку, как все это составить в единую композицию.

Вначале во всех трех группах атмосфера была одинаковой (разделили ведь детей без отбора), но постепенно она начала меняться… В первой становилось все напряженнее и тише. Во второй все шумнее и безалабернее – кто-то начал что-то делать, кто-то ничего не придумал, кто-то кого-то толкнул под локоть, кто-то швырнул пластилин и т.д. В третьей стоял рабочий шумок, ребята тихо разговаривали, советовались, смотрели, сравнивали, старались.

К концу работы в первой группе на столах были поставлены абсолютно одинаковые яйца. Дети стояли сзади них красные, очень гордые, неулыбчивые, каждый сам по себе, – и в то же время в чем-то, как и их лепка, одинаковые. Было удивительно наблюдать эти изменения. Во второй группе – ни одной работы, но стены, пол, столы и сами ребята были в разводах слез и пластилина, кто-то кого-то дубасил, кто-то плакал, кто-то победно восседал на столе. В третьей группе была выполнена коллективная работа – целый рассказ в пластилине, и ребята весело говорили с учительницей.

Вот вам воспитание через обучение искусству. Какое разное!».

В коллективно-творческих работах проявляются как индивидуальные возможности детей, так и совместные усилия. В каждой четверти есть работы, которые выполняются коллективно. Склеиваются два ряда обоев, получается большое полотно. Одна группа (мастера изображения) работает гуашью, красками, другая (мастера постройки) вырезает из бумаги фигурки людей, машинки, изготавливают уличные фонари, светильники. Все выполненные поделки раскладываются на отдельной парте. А третья группа (мастера украшения) сначала обдумывают, обсуждают, как расположить все это на общем полотне, как украсить, обязательно советуются с мастерами изображения, находят все вместе решение, и вот конечный результат – вырос город. Полотно вешается на стену в школьной рекреации, подходят ученики из других классов, смотрят, обсуждают, приходят родители – им очень нравятся такие работы детей. Я всегда вывешиваю результат коллективно-творческих работ во время родительского собрания. Среди таких работ были: «Осенина» – образ девушки, наряд которой составлен из осенних листьев, «Аквариум», «Русская деревня», «Деревенская ярмарка», «Народные праздники».

Интересно наблюдать за детьми в процессе таких работ: как проявляют инициативу, как отстаивают свою точку зрения, как считаются с мнением других ребят. А в результате ребята довольны, улыбаются, а иногда и удивляются тому, что сумели сделать своими собственными руками. Конечно, малышей надо учить работать вместе. Но если начать это делать с 1 класса, то такие коллективно-творческие дела становятся праздником творчества.

Малыш переступает порог школьного дома. Как важно создать такую обстановку, атмосферу, чтобы ему было легко учиться, чтобы у него всегда присутствовало желание идти в школу. Учителю необходимо тщательно продумывать каждый урок с точки зрения эмоционального благополучия детей!

А оно зависит не только от уроков, но и от успешной работы учителя как классного руководителя.

В.А. Сухомлинский писал, что в многогранном и многосложном процессе воспитания «ясно различаются две позиции – утверждение и отрицание. Мы всегда что-то стремимся утвердить и что-то осудить, преодолеть. От того, в каком соотношении находятся эти принципы, зависит действенность воспитания. Там, где преобладает утверждение, созидание, царят творческий труд и взаимное доверие, там учителю и ученикам легко живется. Там же, где в своих отношениях с детьми приходится прежде всего отрицать, запрещать, преодолевать, школьная жизнь становится тягостной».

 В настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность.

Начало этой работы, конечно, должно быть положено в начальной школе.

Когда намечаю какие-то коллективно-творческие дела, думаю о том, как через них развивать и воспитывать детей, способных к самостоятельной творческой деятельности. Стараюсь, чтобы каждое мероприятие не только оставляло яркий эмоциональный след в душе ребенка, но и вызывало желание познать себя, свои возможности, побуждало к дальнейшей творческой деятельности.

Широко привлекаю к таким коллективно-творческим делам родителей  учащихся. Вместе с детьми они участвуют в создании общего дела: готовят декорации, костюмы и т.д. Музыкальные спектакли, поэтический вечер, «Широкая Масленица», «Новогодняя елка в лесу» – все это результат коллективного творчества. Часто распределение ролей в музыкальных спектаклях осуществляют сами ребята, используя свои наблюдения на уроках музыки, литературного чтения. А как радуются дети, когда видят своих родителей непосредственными участниками праздников: мамы в роли Снегурочки, Масленицы, папы в роли Деда Мороза, бабушки в роли Бабы-Яги и т.д.!

Коллективно-творческая деятельность содействует развитию каждой личности, учит заботе друг о друге, о своем коллективе. Она коллективная, потому что планируется, готовится, проводится, анализируется всеми ребятами. Она творческая, так как нет шаблона, а есть возможность творить. Отмечу еще одну важную положительную сторону КТД. Всегда в классе есть дети-лидеры. Они во всех делах стремятся быть первыми. Это хорошо, но в то же время другие ребята остаются «в тени». При использовании КТД нет деления на актив и пассив. В течение учебного года каждый ребенок может проявить себя. Сегодня ты, а завтра я, но всегда делаем все вместе.

Важным является для учителя проанализировать, какими стали дети, какими ценностями овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько самостоятельны, инициативны, честны, отзывчивы.

Таким образом, коллективно-творческая деятельность должна быть ориентирована на личность ребенка.

Литература

  1. Неменский Б. «Мудрость красоты», Москва, «Просвещение», 1987 г.
  2. Уманский Л.П. «Психология организаторской деятельности», Москва, «Просвещение», 1980 г.
  3. Якиманская И.С. «Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе», Москва, «Сентябрь», 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг личностного развития учащихся как основа совершенствования воспитательного процесса в классе».

Материал содержит изучение личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания, изучение профессиональной позиции педагога как условия развития личности школьника....

Личностное развитие учащихся как цель и предмет личностно-ориентированного подхода при внедрении ФГОС

Содержание статьи позволит задуматься педагогам и родителям о школе, в которой реализуются стандарты нового поколения....

Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Форма организации: проблемно-ценностное общение.В форме беседы. Дети сидя кружочком.Цель: - формировать у детей понятие о дружбе            -...

статья «Личностное развитие учащихся средствами художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования»

Сегодня я хочу представить мой опыт работы с коллективом педагогов Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района.  Учреждение Дворца творчества относится к сфере дополнительного образован...

Формирование самосознания у учащихся в ходе коллективных творческих дел.

laquo;Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми,   надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей чтобы б...