«Мониторинг личностного развития учащихся как основа совершенствования воспитательного процесса в классе».
учебно-методический материал на тему

Буравова Елена Юрьевна

Материал содержит изучение личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания, изучение профессиональной позиции педагога как условия развития личности школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

 «Проектирование личностного и духовно-нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

на тему

«Мониторинг личностного развития учащихся как основа совершенствования воспитательного процесса в классе».

                                                                    Время обучения: 20.10 – 24.10.2014г.

                                                                    Выполнила:

                                                                    Буравова

                                                                    Елена Юрьевна

                                                                    Должность:

                                                                    учитель начальных классов

                                                                    Место работы:

                                                                    ГБОУ гимназия №1

                                                                    г. о. Новокуйбышевск

                                                                   

                                                                   

Самара, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 3

  1. Цель мониторинга воспитания

 4

  1. Предмет мониторинга

 5

  1. Изучение личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания

 6

  1. Изучение профессиональной позиции педагога как условия развития личности школьника

14

Заключение

15

Список использованных источников

17

Приложения

18

Введение.

        Для современной России характерны видоизменения общественных ценностей и идеалов, социальных ролей, активизация адаптационных процессов.

         Воспитание детей и подростков в современной российской школе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных объединений и организаций. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня у части населения страны, особенно у жителей сельской местности.

        Динамические процессы по созданию суверенного, экономически развитого самостоятельно и, в то же время интегрированного в мировую экономику, цивилизованного государства, происходящие в нашей стране, происходят на фоне небывалого ускорения темпов обновления во всех сферах жизни современного мира в целом. Перед молодыми людьми встает задача осознания и осмысления объективных социальных перемен, определения своего места в настоящем и будущем.

        С другой стороны, по данным социологических исследований в современном обществе наблюдается усиление негативных проявлений в поведении детей и подростков: рост подростковой преступности и беспризорности, снижение общей культуры, оживление различных мировоззрений националистического и шовинистического толка, проявления ксенофобии и экстремизма. Информация, которую получает молодое поколение из окружающей действительности, часто носит противоречивый характер, а отсутствие глубоких знаний, жизненного опыта и четких ценностных ориентиров не дает молодым людям сделать правильный выбор в непростых ситуациях современной действительности.

В школе происходит не только обучение но и воспитание ребенка. Свое непосредственное выражение процесс воспитания находит в преобразовании личностных характеристик ученика в соответствии с общественно заданными целями. Грамотно выстроенная воспитательная система является наиболее эффективным средством способствующим личностному развитию школьников.

  1. Цель мониторинга

        Мониторинг –  постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг процесса воспитания в школе необходим. Необходим хотя бы потому, что в современном обществе никакая профессиональная деятельность (в том числе и воспитание) не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности.

Мониторинг воспитания необходим самым разным категориям работников сферы образования. Мониторинг необходим органам управления образованием, то есть тем, кто осуществляет контроль и ресурсное обеспечение процесса воспитания в школах. Мониторинг необходим специалистам, которые осуществляют методическую поддержку процесса воспитания в школах и по долгу службы обязан помогать педагогам повышать эффективность их деятельности. Наконец, и это самое важное, мониторинг необходим самим педагогам, то есть тем, кто непосредственно осуществляет процесс воспитания: школьной администрации, организаторам внеклассной работы, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, школьным психологам и т.д.

        Для всех из них цель мониторинга одна – выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать «оргвыводы» в отношении тех или иных педагогов той или иной школы. Выяснить в первую очередь для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания. В связи с этим возникает еще один вопрос: что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания, каков предмет этого мониторинга?

2. Предмет мониторинга

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, представим себе в самых общих чертах суть процесса воспитания. В определении таких ученых, как Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова, воспитание – это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий. Соответственно и мониторинг процесса воспитания должен быть направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития. Исходя из приведенного выше определения мы выделили четыре основных предмета мониторинга.

* Личность самого воспитанника – главный показатель эффективности процесса воспитания.

        В каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Позитивные изменения, происходящие в личности воспитанника, можно охарактеризовать таким интегральным понятием как личностное развитие. Личностное развитие (в отличие, скажем, от личностного регресса) выражается в развитии гуманистических ценностных отношений человека к миру, к людям и к самому себе.

        Для диагностики личностного развития школьников  предлагается использовать соответствующий опросник. (См. Приложение)

* Детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности ребенка.

Отечественная система воспитания традиционно складывалась как система воспитания в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском объединении, отряде детского оздоровительного лагеря и т.д. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения; за счет других – развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы предлагаем использовать хорошо зарекомендовавшую себя диагностическую методику А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений, на наш взгляд, целесообразно использовать методику социометриии).

* Профессиональная позиция педагога – еще одно из важнейших условий развития личности ребенка.

Позиция – это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н.Г.Алексеев, В.И.Слободчиков). В этой связи важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, то есть попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Ответы на эти вопросы позволят пролить свет на те условия развития личности ребенка, которые существуют в школе.

Не менее важное значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у педагога гуманистическая педагогическая позиция? Гуманистическое воспитание – это не только гуманистически ориентирующее воспитание (ориентирующее ребенка на гуманистические ценности), но и гуманистически ориентированное воспитание (ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность). Это означает, что именно данной ценностью определяется вся иерархия профессиональных ценностей педагога-воспитателя, что именно данная ценность определяет выбор средств и методов воспитания. Таким образом, вся воспитательная деятельность как бы пронизана ценностным отношением педагога к ребенку: к его телесной (физическому здоровью), душевной (психическому равновесию) и духовной (свободе) ипостасям.

Развитие у педагога такого ценностного отношения к ребенку и оформление этого отношения в гуманистическую педагогическую позицию имеет важное значение для практики воспитания, поскольку позиция выступает здесь своеобразным регулятором воспитательной деятельности. Она не позволяет процессу воспитания как события взрослого и ребенка трансформироваться в воспитание как «инженерию человеческих душ», где активностью субъекта обладает только педагог, а ребенок выступает лишь в качестве потенции, возможности, реализация которой полностью зависит от внешнего влияния. Вот почему важно изучение профессиональной позиции педагога.

Для этого  предлагается использовать специально разработанную методику П.В.Степановым "Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя", а также методику изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания.

* Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.

Сюда отнесем материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания; укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания; предметно-эстетическую среду, в которой организуется процесс воспитания; деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников; программное обеспечение процесса воспитания.

Изучение этих организационных условий  возможно на основе их экспертной оценки.  Чтобы сделать экспертный анализ более объективным, необходимо привлечение нескольких экспертов. Ими могут быть кто-то из педагогов школы, представитель школьной администрации, квалифицированные представители методических или управленческих организаций. Возможно также привлечение педагогов другого образовательного учреждения, кого-то из родителей школьников. Предметом их экспертной оценки и будут являться организационные условия процесса воспитания.

Подводя итог, представим все вышеизложенное в виде таблицы, которая позволит увидеть целостную картину предлагаемого нами варианта мониторинга процесса воспитания в школе.

Что изучается
(предмет мониторинга)

Как изучается
(механизм мониторинга)


1.Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания.

Тестовая диагностика личностного роста школьников

(См. Приложение №1.)
Методика индивидуального диагностического собеседования


2.Детский коллектив как условие развития личности школьника.

Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» А.Н.Лутошкина (См. приложение№2).
Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе (См. приложение№3).


3.Профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника.

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (См. приложение№4).
Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания (См. приложение).

4.Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.

Экспертный анализ и оценка организационных условий процесса воспитания.


4.1.Материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания.

Качественный и количественный анализ материально-технического оснащения процесса воспитания (оборудования, аппаратуры, культурно-массового, туристского, спортивного снаряжения, библиотечно-информационного фонда и т.д.) исходя из реальных материальных возможностей образовательного учреждения.


4.2.Укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания.

Анализ штатного расписания образовательного учреждения на предмет наличия необходимых и достаточных для осуществления процесса воспитания педагогических кадров (это могут быть классные руководители и классные воспитатели, зам. директора по воспитанию и организатор внеклассной работы в школе, старший вожатый и педагог дополнительного образования, социальный педагог и школьный психолог) и их профессиональной квалификации.

4.3.Предметно-эстетическая среда, в которой организуется процесс воспитания.

Анализ предметно-эстетической среды образовательного учреждения

4.4.Деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников.

Анализ деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников

4.5.Программное обеспечение процесса воспитания.

Анализ концепций, программ, планов воспитания в образовательном учреждении

3. Изучение личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Мало кто будет спорить с тем, что результатом воспитания является личность воспитанника.         Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения одновременно двух важных условий. С одной стороны, эти результаты должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы. С другой стороны, определение результатов воспитания и процесс их диагностирования должны отражать уважительное отношение к личности воспитанника.

На наш взгляд, недопустимо определение стандарта воспитанности, которому должен соответствовать ребенок. Некоторые дети не могут достичь этого стандарта – и не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных семейных обстоятельств. Недопустимо сравнение воспитанников друг с другом – «один лучше, другой хуже» (такое сравнение, кстати, как раз и предполагается введением стандарта воспитанности). Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени. Недопустимо и вынесение прямой оценки личности ребенка – «ты плохой» или «ты хороший». Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.

        По нашему мнению, названные выше условия будут соблюдены, если в качестве результата гуманистического воспитания мы будем рассматривать личностное развитие ребенка.

Что же такое  личностное развитие?                                                                                                 Интегральное понятие, которое появилось не так давно в отечественной педагогике на пороге 21 века. Прежде чем дать характеристику личностному развитию остановимся на определении личности.

Личность – результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

Можно выделить характерные признаки личности:

  1. это продукт социализации человека;
  2. отличается самостоятельностью в поступках;
  3. контролирует свое поведение;
  4. способна нести ответственность и решать проблемы.

В воспитательном аспекте личность – это человек свободно и ответственно определяющий свое отношение к миру, к людям, к самому себе. Такие отношения могут быть ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) и антиценностными (негативными). Поэтому личность может быть и положительной, и  отрицательной. И развитие личности может быть прогрессивным, а может быть и регрессивным. Так же и воспитание может быть ориентирующие ребенка как на позитивные, так и на негативные ценности.

 Однако статус воспитания к социально ценной деятельности человека и необходимость общественной оценки целей и результатов этой деятельности требуют введения понятия, определяющего именно позитивную направленность. Таким понятием и может стать личностное развитие.

Личностное развитие есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой осуществляет себя сама личность. Если же личность к данным объектам относится как к антиценностям, то это свидетельствует о ее регрессивном развитии.

На современном этапе в педагогической науке приоритетными признаются гуманистические ценности. Таким образом, личностное развитие – это развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.

Доктор педагогических наук Владимир Абрамович Караковский выделяет в современном обществе в качестве ценностей следующие феномены – Человек – основополагающая ценность гуманизма, проявляющаяся как ценность другого человека и как ценность своего собственного Я, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура. Данные объекты ценностного отношения можно как бы объективизировать, материализовать в действительности, в отличие от таких объектов ценностного отношения, как Добро, Истина, Красота, которые многими людьми понимаются по-разному.

Для лучшего понимания идеи «личностного развития – личностного регресса» показатели ценностного и антиценностного отношения личности к тем или иным ценностям – объектам противопоставили в таблице:

Отношение к миру


Объекты отношения

В чем выражается ценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного развития)

В чем выражается антиценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного регресса)

Семья

уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию

социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни


Отечество


гражданственность, патриотизм

обывательство и социальное иждивенчество


Земля

любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам

потребительское отношение к природе и ее богатствам


Мир

миротворчество и неприятие насилия, пацифизм


милитаризм

Труд

трудолюбие, стремление к творчеству

лень

Культура

интеллигентность

бескультурье, хамство и вандализм

Знания

любознательность

невежество

Отношение к другим людям

Человек как таковой (такой же, как Я сам)

гуманность

жестокость

Человек как Другой, как альтер-Эго (не Я)

альтруизм

эгоизм

Человек как Иной (не такой, как Я)

толерантность

ксенофобия, национализм, расизм

Отношение к самому себе

Я - телесное

забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни

пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма

Я - душевное

самопринятие и душевное здоровье

комплекс неполноценности

Я - духовное

Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека

превращение личности в “социальную пешку”

Однако для полноценного описания личностного развития ребенка необходима также оценка устойчивости данных отношений. Выделяют три типа отношений:

  1. Ситуативные отношения, которые характеризуются изменчивым отношением личности к миру, к конкретной жизненной ситуации, в которой оказывается личность. Ситуативные отношения оценивать негативно можно лишь в том случае, когда они превращаются в беспринципность, осознанный отказ от собственного Я.
  2. Устойчивые отношения характеризуются относительной стойкостью к различным жизненным ситуациям.
  3. Незыблемые отношения характеризуются постоянством, неизменчивостью. Это или фанатики, или подвижники.

        Для того чтобы выяснить, насколько организованный в классе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка, я воспользовалась методикой по мониторингу личностного развития обучающихся 3-4 классов И. В. Кулешовой, П. В. Степанова, Д. В. Григорьева.

        Опросник состоит из 91 утверждения, к которым дети могут выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя, насколько они согласны (или не согласны) с содержащимися в опроснике высказываниями, и оценить степень своего согласия (или несогласия) в баллах от «+4» до «–4». Количество утверждений - 91 - объясняется следующим образом: на каждую из 13 ценностей (точнее, объектов ценностного отношения), представленных в таблице, нами разработано по 7 утверждений, выявляющих отношение школьников к этим ценностям.

4. Изучение профессиональной позиции педагога как условия развития личности школьника

В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не наоборот. В этой связи явно недостаточно, чтобы педагог просто выполнял свои профессиональные функции или реализовывал социально-профессиональную роль(и то, и другое можно делать вне ценностного отношения). Необходима позиция педагога, потому что только позиция, как мы уже отмечали, представляет собой единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.

        Педагогическая позиция, по словам В.И.Слободчикова, уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). Нелишне будет специально отметить, что педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной – с условиями его развития.

В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить, по крайней мере, две субпозиции: учителя и воспитателя. В интересующей нас позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребенка как личности, тогда как в позиции учителя педагог встречается с ребенком, главным образом, как субъектомучебной деятельности.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка. Гуманистический характер данной позиции определяется, во-первых, тем, насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога, а, во-вторых, тем, насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности. Это и позволяет выяснить диагностика.        В ее основу положена разработанная А.И.Григорьевой деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. В данной модели представлены возможные действия воспитателя, разделенные на четыре блока:

1) действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ребенка и детскую общность;

2) действия педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития как воспитателя;

3) действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей;

4) действия педагога как субъекта взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующего проявление их воспитательного потенциала.

 

Заключение

В соответствии с полученными результатами можно сформулировать цель и задачи, которые должны гарантировать дальнейшее развитие личности в классном коллективе,  обеспечивающее условия воспитательной среды для личностного развития обучающихся. Главным качественным ожидаемым результатом выступает способность растущего человека (выпускника) к самосовершенствованию: наш выпускник осознанно принимает такие определяющие личностные качества как семьянин, патриот (гражданин), профессионал и его социальная компетентность основана на преобладании позитивных ценностных ориентаций (личностном росте).

 

Литература

1. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). – М., 1999.

2.  Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. – Псков, 1997.

Воспитательная система школы: проблема управления. Очерки прагматической теории /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. – М., 1997.

3.  Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. – Москва-Тула, 2002.

4.  Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель. – Тула, 1999.

Детское движение – Словарь-справочник (ред.-сост. Т.В.Трухачева). – Москва-Минск, 1998.

5.  Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб., 1997.

6.  Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

7.  Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996.

8. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986.

Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы /Под ред. А.М.Моисеева. – М., 2001.

9.  Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина: в 2 тт. – М, 2000.

10.  Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

11.  Современные ориентиры деятельности классного руководителя /Под ред. М.В.Шакуровой и В.В.Лактионова. – Воронеж, 1997.

12.  Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. -- М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c.                                                13.  Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. – М., 1999.

Приложение№4

Опросный лист №1

        Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.

Действия
педагога-воспитателя

Считаю необхо-димым

Считаю
важным

Считаю
необязательным

Считаю
ненужным

1.Равноправное общение с детьми

   

2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку

3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка

4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков

5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков

6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов

7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей

8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности

9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка

10.Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива

11.Активизация воспитательного потенциала урока

12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления

13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами

14. Поддержка процесса самопознания ребенка

15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка

16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога

17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам

18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности

19. Забота о своем физическом и психическом здоровье

20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания

21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности

22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах

23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения

24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении

25. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег

26. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе

27. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем

28. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом

29. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам

30. Проявление интереса к жизни ребенка в семье

31. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка

32. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка

33. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями

34. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников

35. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.

36. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации

Опросный лист №2

Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы в своей работе реализуете каждое из них? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.

Действия
педагога-воспитателя

Делаю постоянно

Делаю
часто

Делаю
изредка

Не
делаю

1. Равноправное общение с детьми

   

2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку

3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка

4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков

5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков

6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов

7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей

8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности

9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка

10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива

11. Активизация воспитательного потенциала урока

12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления

13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами

14. Поддержка процесса самопознания ребенка

15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка

16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога

17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам

18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности

19. Забота о своем физическом и психическом здоровье

20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания

21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности

22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах

23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения

24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении

24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег

25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе

26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем

27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом

28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам

29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье

30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка

31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка

32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями

33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников

34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.

35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации

Обработка результатов.

Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. Говоря с определенной долей условности, опросный лист №1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист №2 – «деятельность».

Приложение №2

Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив»

Cоставлена А.Н.Лутошкиным

Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива – школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т.д. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ребенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является одним из важнейших условий этого развития.

Приводимая ниже достаточно известная и неоднократно апробированная методика А.Н.Лутошкина как раз и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.

Ход выполнения

Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.

Образное описание стадий развития коллектива

1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, не успокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.

Обработка полученных данных

На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.

Приложение №3

Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе

Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?_________________________________________________________________

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?________________________________________________________________

3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?_________________________________________________________________

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Например:

Пример социометрической таблицы Интерпретация полученных результатов

        Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:

лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г);

рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж);

одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и З);

отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы, это школьник И).

Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.

Затем  подсчитывается общее количество выборов, полученных каждым их школьников и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. Эта цифра будет считаться его рейтингом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностное развитие учащихся в процессе коллективно-творческой деятельности

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей....

« Совершенствование и активизация методов и форм в построении учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения - основа усвоения программного материала» (муниципальный семинар учителей КРО)

Данная разработка содержит: план муниципального семинара, выступление учителя начальных классов «Методы обучения и воспитания детей с ЗПР. Особенности их применения в коррекционно-педагогическом ...

Формирование коммуникативной культуры как основы личностного развития учащихся (из опыта работы)

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, всегда являлось развитие личности ученика. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения указывают на то, что развити...

Мониторинг личностных достижений учащихся.

В своем материале рассказываю об использованиии мониторинга индивидуальных особенностей учеников начальной школы, разработанном учеными Российской академии образования....

Мониторинг личностного развития обучающихся

Мониторинг личностного развития обучающихся...

Личностное развитие учащихся как цель и предмет личностно-ориентированного подхода при внедрении ФГОС

Содержание статьи позволит задуматься педагогам и родителям о школе, в которой реализуются стандарты нового поколения....

Инструментарий мониторинга личностного развития и метапредметных результатов младших школьников.

Программа мониторинга личностного развития и метапредметных результатов обучающихся начальной школы разработана творческой группой учителей начальных классов Н.И. Чубук, Ф.Ф. Рахимовой, С.Л. Хри...