Формирование коммуникативной культуры как основы личностного развития учащихся (из опыта работы)
статья по теме

Лигостаева Надежда Валентиновна

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, всегда являлось развитие личности ученика. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения указывают на то, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД). Коммуникативная культура является основой всестороннего развития личности. И именно на коммуникативное развитие, в первую очередь, я нацеливаю свою работу уже много лет. Развитие коммуникативной деятельности основано на способности к согласованным действиям с учётом позиции другого. С рождения формируется эта спо-собность у детей. Процесс этот длительный и достигает более активной фазы в школьном периоде. Каковы же возможности формирования коммуникативных действий? мы, взрослые, должны постоянно создавать для детей ситуации «говорения», в которых и происходит коммуникативное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной культуры

как основы личностного развития учащихся (из опыта работы)

Лигостаева Надежда Валентиновна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №551 Кировского района Санкт-Петербурга

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, всегда являлось развитие личности ученика. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения указывают на то, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД). Программа развития УУД создана на основе культурно-исторического системно-деятельностного подхода, разрабатываемого Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Эльконимым  и др.; учения о структуре и динамике психологического возраста (Л.С.Выготский); периодизации психического развития ребёнка, раскрывающей возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д.Б.Эльконин).

В результате преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психологическую деятельность происходит социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие ученика.

Я считаю, что коммуникативное развитие является основой любого другого. Без сформированных коммуникативных компетентностей не возможно развитие толерантности и освоение социальных ролей, норм, правил (социальное развитие); развитие самопознания, самооценки, умения выражать и отстаивать свою позицию и т.д. (личностное развитие); развитие мышления, рефлексии (познавательное развитие).

С этим понятием перекликается, на мой взгляд, понятие «коммуникативная культура». Большинство учёных сходятся во мнении, что коммуникативная культура является одним из компонентов общей культуры личности и представляет собой совокупность таких знаний, умений, навыков, которые позволяют ей результативно использовать свои психические, физические, личностные качества для эффективного решения коммуникативных задач.

Исходя из вышеизложенного, я делаю вывод: коммуникативная культура является основой всестороннего развития личности. И именно на коммуникативное развитие, в первую очередь, я нацеливаю свою работу уже много лет.

Развитие коммуникативной деятельности основано на способности к согласованным действиям с учётом позиции другого. С рождения формируется эта способность у детей. Процесс этот длительный и достигает более активной фазы в школьном периоде.

Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать  и поддерживать контакты с другими людьми, владение нормами и техникой общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т.д. Это в идеале. Начальная школа, по моему мнению, является фундаментом для возможности формирования коммуникативной компетентности. И насколько прочен будет этот фундамент, зависит не только от выбранной образовательной программы, но и, в большей степени, от понимания учителем этой необходимости, от желания и возможностей педагога.

А поэтому обратимся к формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Каков их состав?

1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией.

2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.

3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности.

Каковы же возможности формирования коммуникативных действий?

Общеизвестно, что при переходе ребёнка из детского сада в 1 класс происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. В возрасте младшего школьника ребёнок погружается в педагогический процесс, который сам по себе является коммуникативным, т.к. осуществляет взаимодействие ученика с учителем, одноклассниками, родителями и другими людьми, встречающимися на пути. В этом возрасте у ребёнка появляется потребность в общении, потребность в сотрудничестве, потребность в признании и уважении со стороны одноклассников. Многие учащиеся переживают этот период очень нелегко. Поэтому нужно постараться сделать этот переход менее болезненным, более плавным. Основной опорой в этой задаче становится игра. Д.Б.Эльконин говорил, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Л.С.Выготский видел в игре «неиссякаемый источник развития личности». По данным нашего школьного психолога и по моим личным наблюдениям можно говорить о том, что в последние 10-15 лет в 1 класс приходит много детей (до 60%), плохо подготовленных к обучению в школе или не готовых вовсе, в том числе и в плане коммуникативных навыков.

Поэтому в 2000 году я составила программу «Система развивающих игр» (за основу взята работа кандидата психологических наук Н.Л.Васильевой). Данная программа предназначена для обеспечения необходимого уровня психологического развития, который поможет повысить эффективность восприятия, осмысливания и усвоения учебного материала. В числе основных задач стоит и повышение коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками и взрослыми (умение улавливать, понимать, различать чужие эмоциональные состояния, сопереживать, умение отвечать адекватными чувствами, развитие эмпатии, сострадания, общительности, доброты, умение брать на себя ответственность, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других); развитие мыслительных способностей (научить ребёнка творчески мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям; научить логически мыслить, чтобы задавать вопросы и замечать заблуждения). Методологической основой занятий являются игры – упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, коммуникативности. Так же используются элементы изотерапии, музыкотерапии, библиотерапии, цветопись настроения или выбор пиктограммы, приёмы психотехники, эмоционально-коммуникативного, поведенческого и актёрского тренингов, аутотренинга.

На занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание осуществляется. И в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Таким образом ученики избавляются от «отметочной» психологии, у них формируется отношение к этим занятиям как средству развития своей личности.

Начиная с дошкольного периода, когда малыши приходят к нам на подготовительные занятия, и до момента выпуска их из начальной школы я стараюсь настроить родителей на общение с детьми, советую, как лучше организовать взаимодействие. Например, родителям дошкольников даю возможность познакомиться с интересной рассылкой «Первый раз в первый класс», которую ведут опытные психологи и педагоги. Тематика выпусков говорит сама за себя: «Быть родителем», «Готовимся к школе. Развитие речи», «Давай вместе», «Развиваем навыки общения у детей», «Секреты успешной адаптации к школе» и др. Родительские собрания часто провожу в форме круглого стола, где родители учеников имеют возможность поделиться опытом, обсудить насущные вопросы и проблемы, получить помощь, возможность задуматься… Мы обсуждали такие темы, как «Толерантность в семье и за её пределами», «Развитие личности ребёнка», «Способы совместного с детьми проведения свободного времени», «Возможности отвлечения детей от компьютерной и телевизионной зависимости», «Как растить читателя». В первом классе и дети, и родители удивлялись и даже возмущались в ответ на моё предложение забраться к маме на коленки вечерком и тихонечко поговорить. В результате и те, и другие (не все, конечно) сообщили мне потом: «Мне так понравилось!» На каникулы всегда даю семьям письменные рекомендации, в которых неизменно напоминаю: «Рассказывать! Рассказывать обо всём: книжка, мультик, новости, придуманная история, наблюдать и обсуждать увиденное (следим за построением предложений)»

Каждое лето ребята присылают мне письма, в которых рассказывают, где и как они отдыхают. Письма бывают лаконичные и пространные, однотонные и разноцветные, душевные и скромные в проявлении чувств. Но всегда с проявлением уважения и в приветствиях, и в прощаниях. Такими посланиями, я считаю, обогащается духовно личность человека. А кто из нас нынче пишет письма?

После каждых каникул мои ученики делают творческий отчёт, который представляют классу в разных формах: компьютерная презентация, газета, книга, поезд-диафильм, презентуют одноклассникам книги, спектакли, выставки, музеи, пригороды, другие города и страны, просто рассказывают, где были и что видели. Главное, чтобы слушатели заинтересовались. Самое ценное, когда возникают вопросы и начинается диалог!

В прошлом году я впервые попробовала предложить ребятам создать «Энциклопедию летних открытий». Попытка удалась. И создатели энциклопедий, и те, кто их впоследствии изучал, получили интересный опыт и удовольствие. Я была приятно удивлена тому, что обыкновенная посадка зёрнышка фасоли или боба при изучении темы “Развитие растения из семени» произвела на некоторых детей такое впечатление, что они выращивали это растение потом всё лето и запечатлели эти наблюдения в своих энциклопедиях, радуясь плодам фасоли, как самым дорогим подаркам. Вот примеры некоторых открытий:

- «У красных бобов получилось по два боба в стручке, а у белых – по три».

- «Кижи – шедевр русского зодчества. Ни одного гвоздя!»

- «А змей-то я и не боюсь!»

- «Для меня было открытием смешное название «топинамбур». Звучит как каламбур».

- «Оказывается, осы используют в качестве строительного материала для гнёзд вещество, очень близкое по составу к бумаге».

- «Открытие №1 (сделано в седле) Рысь – это не зверь. Это аллюр лошади, при котором она поочерёдно переставляет пары ног, расположенных по диагонали».

- «Открытие №6 (сделано за бортом лодки) Под водой тоже есть жизнь… лес и облака».

- «Открытие №8 (сделано в праздник Ивана Купала и носит ненаучный характер) Кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее».

- «Открытие №9 (сделано на грядке) В XXI веке люди копают картошку так же, как 300 лет назад» и т.д.

Открытий оказалось очень много, в разных областях науки и жизни. А раньше дети и не подозревали, что буквально на каждом шагу познают и учатся.

Любая коммуникация – это общение. Любое общение – это речь, устная или письменная. Мне нравится выражение «Прежде всего выучивается говорить тот, кому есть, что сказать». Поэтому, мы, взрослые, должны постоянно создавать для детей ситуации «говорения», в которых и происходит коммуникативное развитие.

Так обучение в сотрудничестве помогает созданию учебной мотивации, пробуждению познавательного интереса, стремлению к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми. Здесь работают все виды человеческого взаимодействия: работа в парах, в группах, индивидуальная и фронтальная.

На уроках я довольно часто предоставляю возможность ученикам поработать друг с другом. Причём пары образуются как по принципу соседства за партой (взаимопроверка на уроках литературы, русского языка, математики, окружающего мира; освоение доступного нового материала; решение проблемы; творческая работа и т.д.), так и по схеме «сильный+слабый» ученик (особенно эффективен такой подход на этапах закрепления изученного материала или при выполнении работы над ошибками, когда ученик, лучше освоивший данную тему, закрепляет свои знания, объясняя тому, кому ещё пока трудно справиться самостоятельно). Таким образом, ученик получает возможность делового плодотворного диалога со многими одноклассниками.

Возможность развития партнёрских отношений мои ученики получают также и во время работы в группах. Например, мы с ребятами два года участвовали в городском образовательном проекте «Большая регата». Мы создали команду «Атлантида». На первом собрании членов команды и родителей выбрали капитана, расписали должностные обязанности всех участников, создали эмблему, флаг корабля и девиз. Мы успешно проходили все испытания в музеях нашего города, в виртуальных музеях «Дарвиновском» и «Мирового океана»; создавали страницы Красной книги «Архивариус» и «Гигантская акула». После каждого этапа маршрута  часть команды во главе с капитаном, собрав предварительно индивидуальные отчёты всех участников, заполняли страницу летописи нашего путешествия в вахтенном журнале. При подведении итогов каждого этапа дети делятся впечатлениями, дают свои оценки работе каждого члена команды, высказывают суждения о том, что получилось, что не очень, планируют дальнейшие действия. В итоге в 3 классе мы заняли 7 место среди 24 команд на маршруте «Тюлень». Хочу заметить, что с каждым этапом ребята становятся всё более самостоятельными. Так во время посещения музея Почвоведения я с удовольствием бродила по залам, а дети общались с работниками музея и, получив задание, за час выполнили его полностью, набрав 97 и 100 возможных баллов. Я горжусь своими учениками!

Работа в группах воплощается также в проектной работе, как учебной, так и внеклассной. Представлю некоторые из наших проектов, как групповых, так и индивидуальных:

- «Как сделать воздух чище» (учебный, индивидуальный, практико-ориентированный, исследовательский проект). Проблема возникла при изучении темы «Воздух». Было решено, изучив свойства воздуха, принципы движения воздуха, причины загрязнения воздуха, уже известные достижения науки и техники по очистке и предотвращению загрязнения воздуха, изложить свои соображения на данную тему и, по возможности, выдвинуть свои предположения. Во время защиты были представлены исследовательские рассказы, модели (например, электромобиль и макет заправочной станции будущего), схемы-чертежи станции по очистке воздуха, рационализаторские предложения, стихи и т.д. При подведении итогов были сделаны выводы о том, что мы и сейчас можем кое-что сделать для того, чтобы воздух стал чище (например, не разжигать костры, бороться с мусором, сажать деревья). Одним из наиболее важных, на мой взгляд, предложений для окружающих и родственников, а также для себя на будущее, было предложение отказаться от курения.

- «Моя птичья столовая» (индивидуальный, практико-ориентированный, исследовательский, долгосрочный проект). На уроке русского языка писали сочинение по серии картинок, посвящённых помощи птицам зимой. На уроке литературы читали и учили стихи о том, как нелегко живётся птицам зимой. При изучении на уроке «Окружающий мир» темы «Зимние изменения в природе» обсудили, какие изменения происходят в зимнее время в неживой и живой природе, повторили и узнали, как приспосабливаются разные животные к трудным условиям. В ходе беседы, размышлений выяснили проблему: «Главный враг птиц - голод. Почему? Что можно сделать для того, чтобы помочь городским птицам выжить в суровых условиях?». Было решено, с помощью родителей изготовить кормушки (на это была отведена неделя), провести презентацию кормушек в классе (обсудить достоинства и недостатки изделий), повесить кормушки около домов и вести наблюдение за птицами. Особое внимание обратили на то, что, повесив кормушку и пригласив птиц в свою столовую, дети берут на себя ответственность за птиц, которые им поверят и будут прилетать за едой. Кормушка всегда должна быть чистой от снега и наполнена кормом! Весной дети представили отчёты о проделанной работе, сопровождая свои рассказы иллюстрациями, стихами поэтов и собственного сочинения, рисунками, делали выводы по наблюдениям (каждый в ходе проекта вёл дневник наблюдений и результатов). При подведении итогов детьми были сделаны выводы о том, что, несомненно, нужно помогать птицам в голодное время, что наблюдение за природой – это очень интересное занятие, которое помогает и самим людям становиться лучше. Дети пожелали продолжить эту работу. Интересно, что по ходу работы возникали вопросы и проблемы, которые мы обсуждали не только с детьми в индивидуальных беседах, но и с родителями на собрании.

В 3 классе мой ученик Арсений (при участии и поддержке мамы и моей помощи) задумал и осуществил индивидуальный проект «Город будущего» (выставка поделок из конструкторов, объединённых в целый город), который стал вшутришкольным проектом. В нём участвовали ученики всех классов начальной школы. А когда город был построен, он провёл экскурсии не только для младших классов, но и 7, 10, 11, для учителей и администрации, для родителей нашего класса и вторых классов. Он признался, что сначала очень боялся, но потом освоился и уже спокойно беседовал с экскурсантами, отвечал на их вопросы. Позже Арсений вышел с исследовательской работой «Организация выставки в школе» на научно-практическую конференцию, победил и в школьном, и в районном туре. А во втором классе также одержал победу с исследовательской работой «Свойства солёного теста».

Я постоянно предлагаю свои ученикам варианты разновозрастного сотрудничества. Например, к неделе детской книги мы проводили праздники для учеников всей начальной школы, посвящённые творчеству С.В.Михалкова, И.П.Токмаковой; по творчеству А.Милна и К.И.Чуковского – литературно-художественные постановки и газеты. В день Гражданской обороны мы подготовили классный час для учеников первого класса на тему «Возможные опасности и как их избежать». Чтобы мои ученики преодолевали застенчивость, боязнь публичных выступлений, получали навыки общения с людьми разного возраста, я всегда предлагаю им показать другим детям или родителям то, что у них хорошо получилось. Вплоть до прекрасно преподнесённого стихотворения! «Давай покажем первоклассникам (второклассникам…), как надо читать стихи! Давай расскажем…это интересно! Давай научим…» Дети соглашаются и получают прекрасную коммуникативную практику.

«Семейный день рождения» (практико-ориентированный, внутриклассный, долгосрочный проект). На первом собрании в 1 классе за «круглым» столом обсуждали организационные вопросы и проблемы семейного воспитания. Был поднят вопрос о поздравлении именинников. Родители и я поделились имеющимся опытом. Также размышляли о возможностях сплочения детей и родителей в единый коллектив. Для решения данных вопросов мною было выдвинуто предложение о проведении Семейных дней рождения, с целью знакомства детей с семьями одноклассников и получения навыков взаимодействия в ходе игровой, трудовой, учебной деятельности. Основная масса родителей с энтузиазмом приняли предложение о проведении Семейных дней рождения в классе. Остальные не очень охотно присоединились. Было решено темой праздников в 1 классе выбрать «Знакомство с семьями учащихся». Во 2 классе – «Семейные увлечения и традиции». В 3 классе – «Семейный праздник». В 4 классе – «Мастер-класс от именинника». К проведению этих мероприятий готовились всей семьёй и даже привлекали знакомых, советовались со мной. Дети всегда становятся активными ведущими и участниками. Остальные учащиеся ко Дню рождения друга готовят самодельные открытки и сувениры, которые вручают на празднике с наилучшими пожеланиями в прозе и стихах. Во внеурочное время на протяжении уже четырёх лет в классе проходят Семейные дни рождения. Презентации каждого нового этапа данного проекта проходят в различных формах: игры, инсценировки, мастер-классы, спортивные и интеллектуальные соревнования, выставки, презентации коллекций, музыкальные поздравления, ролевые игры, фантастические проекты и т.д. Дети всегда с восторгом отзываются об этих праздниках и с нетерпением ждут следующих. Родители знают одноклассников своих детей, общаются семьями. В 3 классе дети заметно взяли инициативу на себя, всё больше стараются самостоятельно проводить свои праздники. Заметно в лучшую сторону изменились взаимоотношения между одноклассниками.

Я была рада, что всё чаще слышала от детей слова, обращённые к одноклассникам: «Давай помогу…» или «Как ты считаешь…»; и обращённые ко мне: «Надежда Валентиновна, а вот почему…», или «как Вы думаете…», или «давайте я чем-нибудь помогу…». Даже родители заметили, что ребята постоянно беседуют, что-то обсуждают. Конечно, у нас не обходилось без ссор, но мы всегда старались вместе выяснить причины и устранить последствия.

И вот один из результатов 4-летней работы. В этом году у моих первоклассников провела мастер-класс ученица 5 класса. Спокойно, без тени стеснения, чётко, уверенно.

Я считаю, что всё выше изложенное, подтверждает моё утверждение: «Коммуникативная культура является основой развития всех сторон личности ребёнка».

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий поможет ученику

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентировать на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Список используемой литературы

  1. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Младшие школьники работают вместе: использование различных форм организации обучения на уроках окружающего мира // Начальная школа. - № 23, 2007. – С. 3-11. – Издательский дом «Первое сентября»
  2. Всё о младшем школьнике: Книга для родителей о том, как воспитывать и обучать детей / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Виноградовой Н.Ф. – М.:Вентана-Граф, 2004
  3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1956
  4. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1977
  5. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В.Анашенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения)
  6. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
  7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.] ; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения)
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007
  9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.] ; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
  10. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В.Анашенкова, М.З.Биболетова и др.] ; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по духовно нравственному развитию учащихся. Из опыта работы.

В данной статье рассмотрены приемы работы по духовному, социальному и культурно-эстетическому направлениям....

Тема самообразования "Воспитание толерантного отношения к окружающим как основа формирования коммуникативной культуры личности"

В материале рассмотрены актуальность выбранной темы, принципы построения работы, структура занятий....

«Мониторинг личностного развития учащихся как основа совершенствования воспитательного процесса в классе».

Материал содержит изучение личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания, изучение профессиональной позиции педагога как условия развития личности школьника....

Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).

Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....

Взаимодействие школы и семьи как условие личностного развития школьника». Обобщение опыта «Организация работы с родителями»

Данная тема проводится для учителей предметников и педагогов начальной школы, для расширения представления о системе работы с родителями. Мотивировать педагогов на тесное взаимодействие школы и семьи....