Работа по духовно нравственному развитию учащихся. Из опыта работы.
статья (1 класс) по теме

Посохова Людмила Дмитриевна

В данной статье рассмотрены приемы работы по духовному, социальному и культурно-эстетическому направлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_razvitie._iz_opyta_raboty.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по духовно-нравственному развитию личности.

Из опыта работы.

                                                                           Посохова Л.Д.,

учитель начальных классов

        Одной из важнейших проблем современности является духовно-нравственное развитие личности. А это требует вечного поиска взаимообогащения доброты, истины, красоты в человеке. Вера в ученика способна породить творчество учителя, и  в совместном поиске учитель и ученик поднимаются к тайнам духовно-нравственного восхождения, которые определяются через категории «смысл» и «цель». Ф.М. Достоевский писал: «Не зная, для чего ему жить, человек скорее истребит себя, даже если кругом него всё будут хлеба… ибо тайна человеческого бытия не в том, чтобы жить, а для чего жить».

        Когда же начинается духовно-нравственное воспитание человека? Начинать такое воспитание нужно с самого рождения. Ребенка надо окружить атмосферой доброжелательности и любви, добросердечности и чистоты отношений как в семье, так и в школе. Стремление осознания явления духовности приводит нас к идеи культуры. Культура затрагивает весь внутренний и нравственный мир ребенка – устремленность в будущее,  ценностные ориентиры, интересы и потребности, чувства и разум. Сообразно с ними человек действует во всех сферах жизни, что определяет его социальную и нравственную зрелость, т.е. духовную зрелость. Чертами характера такого человека являются душевность и доброта, любовь и сострадание, вера в будущее и творческий труд для процветания Отечества. Правдивость и честность, справедливость и почтение к старшим, готовность служить  во благо других – эти качества человека являются лучшим мерилом его духовности.

        Именно здесь мы подходим к важнейшей категории воспитания – духовно-нравственному здоровью, которое возможно, если в воспитательном процессе классный руководитель соблюдает следующие этапы:

  1. развитие эмоциональной сферы (воспитание нравственных чувств);
  2. этическое просвещение (формирование нравственного сознания);
  3. практическая деятельность этической направленности (воспитание устойчивых навыков нравственного поведения).

Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:

  1. Открытость (совместное планирование – классный руководитель+воспитанники+родители).
  2. Привлекательность будущего дела (увлечь детей конечным результатом)
  3. Деятельность (активное участие в мероприятиях)
  4. Сотворчество (право выбора партнера по выполняемому делу)
  5. Успешность (отмечать реальный успех)

Исходя из этого, я использую различные педагогические средства:

- индивидуальная педагогическая поддержка;

- соуправление и элементы самоуправления;

- групповая деятельность;

- погружение в культуру;

- взаимодействие личности в образовательной среде школы и с окружающим социумом;

- художественно-эстетическая жизнедеятельность;

- включение природо-территориального пространства;

- традиции.

        Важное в работе по воспитанию нравственности – это пробудить внутреннюю активность личности как субъекта самопознания, саморазвития, самосовершенствования в деятельности, отношениях, общении. Этот процесс условно можно представить следующим образом:

                

           

        

Работу с учениками по  духовно-нравственному развития я строю по следующим направлениям:

  1. Духовное
  2. Культурно-эстетическое
  3. Социальное

Духовное направление

        Посещение театров, музеев, выставок обогащают нравственный мир школьников, развивают эстетический вкус. Участие в различных конкурсах, презентациях, спектаклях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе таланты как артиста, чтеца, певца, рассказчика и другие. Перечисленная деятельность формирует нормы и правила поведения, расширяет нравственные представления.

        Процесс культурно-эстетического воспитания и развития характеризуется многоплановостью. Остановлюсь на одной из форм работы в этом направлении – классном часе. На классных часах обсуждаются проблемы трудолюбия, бережливости, вежливости, доброты, взаимопомощи и другие. Они имеют целью обогатить моральными представлениями, ознакомить с правилами поведения, поупражнять в культуре поведения. У детей вырабатывается оценочное отношение к своему поведению, к поступкам других людей.

        Работая в социальном направлении, я стараюсь готовить своих воспитанников взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, успешно работать в группе, взаимодействовать с другими людьми.

Человек мыслиться только во взаимосвязи с обществом, культурой, историей. И изучению и укреплению этих связей способствует социализация ребенка. Классы, под моим классным руководством,  тесно сотрудничают с клубом «Алые паруса», музыкальной школой №4, Белгородским институтом культуры, Белгородским центром помощи семье и ребенку. Такая работа позволяет каждому воспитаннику раскрыться наиболее полно, проявить свои возможности, показать свои интересы, осуществить общение разного уровня, поупражняться в культуре поведения, получить моральное и эстетическое удовлетворение. Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет специально организованная педагогом деятельность, тем больше возможностей создастся для целенаправленного воздействия на становление социально-ценных отношений школьников к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитание духовных потребностей личности.

Основываясь на выше сказанном, в обобщенном виде устойчивые ценностные отношения и проявления качеств личности можно представить в таблице.

Качества

Ценностные отношения

Проявление качеств

Великодушный, верный в своих чувствах и отношениях;

вежливый, мягкий в обращении;

добродушный по характеру;

доброжелательный, ласковый по отношению к людям;

жалостливый, заботливый, внимательный, выражающий участие;

миролюбивый, милосердный, готовый помочь другому.

К другим людям

Прием в доме путника, неожиданно приехавших родственников или друзей; помощь и оказание моральной поддержки больному, пострадавшему, ближнему; умение прощать обиду и отсутствие злопамятности;

прощение ошибок ближнему.

Активный, энергичный;

добросовестный, исполнительный, честно выполняющий свои обязанности;

 усердный, старательный, обладающий сноровкой;

основательный, трудолюбивый, способный к труду и любящий работать;

усердный, хозяйственный.

К труду

Посильное участие в создании достатке в семье;

понимание ценности труда;

почтительное отношение к земле, к хлебу, к труду человека.

Исполненный чувства собственного достоинства;

самобытный, не похожий на других.

К самому себе

Честное исполнение взятых на себя обязательств;

не дать повода для оскорбления;

соблюдение моральной чистоты.

        Таким образом, сущность духовно-нравственного воспитания в формировании и развитии у воспитанника качеств, которые проявляются в системе ценностных отношений и выражаются в действиях, поступках, суждениях, оценках.

        Однако,  учащиеся усваивают теоретические нормы морали, но не все  воплощают в ежедневной деятельности. Следовательно, можно обозначить следующее противоречие между полученными знаниями и проявлениями их в окружающей среде (улица, семья и прочие общественные места). Над этой проблемой необходимо работать и в дальнейшем.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы учимся для жизни. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию.

Данная статья содержит материал, в котором представлены основные виды и формы деятельности учителя и учащихся по духовно-нравственному воспитанию во втором классе, реализуя новые стандарты....

Выступление на педагогическом совете по теме "Формы организации воспитательной работы по гражданско- патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся.

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Формы организации воспитательной работы по гражданско-патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся (из опыта работы)...

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....

Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности (из опыта работы)

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем и школой. Учителю сложно самостоятельно справиться с такой задачей, помощником в данном н...

Система работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся на уровне начального общего образования

Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся – актуальная задача современной школы.  Данное положение отражено в основных документах, регламентирующих деятельность образовательных органи...

Из опыта работы по духовно-нравственному направленрию в работе с семьей.

laquo;Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь»....