Мы учимся для жизни. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию.
статья по теме

Коробова Елена Дмитриевна

Данная статья содержит материал, в котором представлены основные виды и формы деятельности учителя и учащихся по духовно-нравственному воспитанию во втором классе, реализуя новые стандарты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мы учимся для жизни».

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

                                            Учитель   Коробова Е. Д.

Согласно новым федеральным стандартам, задачей современного образования является не только подача определенных знаний учащимся, но, в первую очередь, воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Однако, в современном обществе материальные ценности настолько доминируют над духовными, что зачастую дети имеют ошибочные представления о доброте, милосердии, справедливости, сострадании.

В связи с этим считаю, что формированию положительной личности способствует программа духовно-нравственного развития «Восхождение», по которой мы работаем 2ой год. Одним из направлений данной программы является раздел под названием «Мы учимся для жизни». Сюда отнесена проектная деятельность, но мне бы хотелось перечислить и другие виды деятельности в этом направлении.

Итак, проектная деятельность…занимает значительное место и создает оптимальные условия для решения задач духовно-нравственного воспитания. В процессе работы над проектом дети приобретают практические навыки за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни, учатся добывать нужную информацию самостоятельно. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, толерантность и т.д.

Опыт работы с детьми показал, что создание проекта позволяет максимально привлечь всех детей к обсуждаемой проблеме, расширить их кругозор по заданной теме. Итогом работы над проектом служит получение продукта общих или индивидуальных усилий (альбом, макет, книжка-малышка, поделка, рисунок, презентация). При этом учащиеся получают удовольствие как от проделанной работы, так и от общения, сотрудничества со сверстниками, учителем и родителями. Готовность к обсуждению проблемных ситуаций, умения находить эффективные пути их решения воспитывает в детях взаимопонимание, терпимость, коммуникативные навыки. Всё вышесказанное можно рассмотреть на примере выполненных детьми проектно-исследовательских работ.

  1. Проект «Наши пернатые друзья», приуроченный ко Дню птиц (1 апреля). Цель- формирование у детей ценностного отношения к живой природе.
  2. Проект «Зеленый лук – здоровью друг», проводимый в рамках недели здоровья. Цель- формирование потребности в здоровом питании.
  3. Проект «Удивительное рядом». Цель – развитие наблюдательности, умение видеть прекрасное в обыденном.
  4. Проект «Моя родословная». Цель – формирование у учащихся ценностного отношения к семье, своим предкам, уважение к традициям своей семьи, создание генеалогического древа.

В процессе работы, по словам детей, они узнали много интересных фактов о своих предках, их занятиях, а также интересно было узнать о происхождении их фамилии, значении имени и т.д.

Также имели место быть проектные работы по темам: «Первый алфавит», «Устное народное творчество», «Ученые и их открытия» и др.

Во время защиты проектов учащиеся класса не являются пассивными слушателями выступающего, они активно вступают в беседу, задают интересующие их вопросы, дополняют выступления товарищей.

Обогащению нравственного мира школьников, развитию их эстетического вкуса, познавательного интереса к истории своего края способствуют посещение школьного музея, поездка в кукольный театр г.Липецка, что оставило неизгладимое впечатление и бурю эмоций у детей.

Наиболее распространенной формой организации воспитательного процесса являются классные часы и внеклассные мероприятия, которые раскрывают большие возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности.

Так, например, на классном часе по теме «С детства дружбой дорожи» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.

«Строим город Доброград»- под таким названием прошел классный час, целью которого было формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважение к старшим, милосердие, а также на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло». В этом большим подспорьем для меня являются книжки из серии «Зернышки», в которых  собраны короткие добрые рассказы для детей, глубоко проникнутые духовно-нравственным содержанием. Это настоящие уроки любви, доброты, сострадания.

    В процессе общения с детьми я пришла к выводу, что тема нравственности более близка и понятна детям, чем тема духовности. Поэтому сочла необходимым по мере возможности время от времени раскрывать перед детьми удивительный мир духовной жизни.

На одном из уроков по ИЗО в рамках недели православия я предложила детям изобразить храм, но предварительно с ними была проведена беседа о том, что такое храм, для чего туда ходят люди, зачем его надо посещать, на слайдах показала, как выглядят и называются храмы, расположенные в разных уголках страны. Выяснилось, что 2 человека из класса вообще никогда не были  в храме и не имеют о нем ни малейшего представления.

Детское рисование сопровождалось тихим звучанием духовной музыки, которая вдохновляла их работать задумчиво, сосредоточенно.

После работы дети отвечали на вопросы, где они могли слышать такую музыку, нравится ли она им, какие чувства она вызывает и т.д.

Одним из подтверждений того, что учащиеся в большинстве своем лишены элементарных представлений о православной вере является тот факт, что, например, участвуя в акции «Крещенская вода», дети мало что могли рассказать о том, что это за праздник – Крещение, почему люди набирают в эту ночь воду и какими свойствами она обладает и т.д.

Аналогичная ситуация сложилась, когда был объявлен конкурс «Пасхальное яйцо». Дети приняли активное участие в этом конкурсе, но этому предшествовала очередная беседа о том, что символизирует яйцо, историю праздника Пасхи, что сопровождалось презентацией. В прошлом году мною совместно с детьми был оформлен стенд по этой теме, поэтому дети кое-что о традициях, связанных с празднованием Пасхи, уже знали.

Хочется отметить, что несмотря на слабую информированность детей в вопросах православия и духовной культуры, они с большим  интересом и удовольствием слушают, воспринимают, участвуют в беседах со мной, задают много вопросов по данной теме. Мне как учителю очень приятно и отрадно видеть заинтересованные  лица детей.

Это значит, что еще не все потеряно, еще можно из них вырастить духовно богатых и нравственно воспитанных личностей, стоит лишь приложить усилия.

Если сравнить моих сегодняшних учеников с теми, которые пришли в прошлом году в 1 класс, то можно заметить разницу.

Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.

Подтверждением тому может служить беда в семье Ивашкиных, когда  дети единодушно и единогласно отозвались на призыв о помощи. Более того, одна девочка при этом встала и высказала свое мнение о том, что все люди должны помогать друг другу в трудную минуту, и тогда их добрый Ангел-Хранитель обязательно сочтет это как доброе дело, и добавила: «Ведь жизнь дана на добрые дела» . Это был маленький отголосок прошедшего классного часа о добре и зле.

Один мудрый человек сказал: «Духовный свет, зажженный учителем, просвещает ум ученика и ведет к просветлению души».

От себя лишь добавлю, что не только учитель должен «зажигать духовный свет в ученике», но и все общество, которое его окружает. И только тогда мы сможем увидеть в нем то, к чему неустанно стремимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования

Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования Ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/M9iG/hYHGM8JUD...

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию, осуществляемому в рамках деятельности кружка «Капельки добра»

Ребята учатся уважать традиции своего народа, уважать нравственные нормы христианской морали, проявляют свои творческие способности. У них  формируется понятие о русской традиционной культуре как...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОРК и СЭ

Аннотация:  В статье представлен опыт работы учителя начальной Школы-интерната № 9 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД». Рассматривается сущность духовно-нравственного воспитания младш...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Реализация духовно-нравственного направления во внеурочной деятельности"

Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы...

Из опыта работы по духовно-нравственному направленрию в работе с семьей.

laquo;Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь»....

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Я расскажу вам о своей работе по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности.Замечательно, что такой курс, как ОРКСЭ поя...

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников МБОУ "Новоаганская ОСШ №1"...