Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников
статья (4 класс)

Спицина Антонина Николаевна

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников МБОУ "Новоаганская ОСШ №1"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника»

Ш. А. Амонашвили. 

 Духовно-нравственное воспитание обучающихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе привлечения всех уроков и внеурочных занятий.  

Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. Это уроки истории, обществознания, литературного чтения, русского языка, музыки, изобразительного искусства. На этих уроках дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.  Проводятся этические беседы о добром отношении к птицам, к животным, к природе, к товарищам; используется ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни; разбираются пословицы и поговорки, которые учат оценивать поступки человека, события и явления, дают совет. 

Содержание многих текстовых задач, включенных в учебник математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся.  

Задача уроков истории, обществознания сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым им духовные ценности. Исторический материал осмысливается учениками разумом и сердцем, влияет на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников.

  Другим важным источником формирования нравственного опыта является внеклассная, внеурочная деятельность. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.

В нашей школе действует программа духовно – нравственного развития и воспитание обучающихся, направленная на формирование общей культуры школьников, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 

Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- воспитание нравственности, патриотизма и гражданственности;

- формирование духовности школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

- эстетическое развитие детей;

- сотрудничество семьи и школы;

- обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Формирование потребности в здоровом образе жизни: Неделя безопасности и ЗОЖ, спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», «Рождественские встречи», «Велогонки»; акция «Бросай болеть, вставай на лыжи»; военно-полевые сборы; игра «Зарница», "Турнир юных патриотов" - военно-спортивная эстафета для обучающихся 1-11 классов.

 Воспитание нравственности, патриотизма и гражданственности: кружки «Я гражданин России», «Грани истории», «Я-личность»; классные часы «Россия – взгляд в будущее», «День Героев Отечества», «Твои права и обязанности»; акция «Протяни руку помощи», «С Новым годом, ВЕТЕРАН», «Спасите детские жизни», «Вахта Памяти», «Бессмертный полк», «Душевное богатство», «Протяни руку помощи»; праздники «День присоединения Крыма к России», «День народного единства», «День Победы».

Формирование духовности школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации: кружок «Азбука общения», классные часы «Жить вместе на одной планете, оставаться разными», "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть"»; литературная гостиная: «Великие русские поэты и писатели», «День лицеиста»; праздник «День славянской культуры и письменности»; демонстрация роликов в рамках Всемирного дня защиты животных, по ПДД, пожарной безопасности.

Эстетическое развитие детей: кружки «Краеведение», «Музыкальная капель»; акция «Новогодняя ель»; конкурсы листовок «Пусть ель живет из века в век», презентаций «Берегите лес от пожара» в рамках Всемирного дня охраны место обитания, поделок из природного материала, Мастерская Деда Мороза; морской бой «Природа родного края» в рамках Всемирного дня охраны мест обитания; акции «Чистый берег», этические беседы; выставки: из природного материала к празднику «Осень, осень в гости просим», поделок к празднику Пасхи, игрушек к Новому году, праздник Масленицы; Всероссийский субботник «Зеленая Россия».

Сотрудничество семьи и школы: родительское собрание «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»; классные часы «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!», «Чтобы старость была в радость», литературная гостиная «Любовью материнской мир прекрасен», фестиваль талантов; праздник «Бал олимпийцев»; конкурс творческих работ «ПАСХАЛЬНЫЙ БЛАГОВЕСТ», посвященный Светлому празднику Пасхи

Обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа: кружок «Мы-Россияне»; классные часы «Пока мы едины - мы непобедимы», "Дорогою добра", «Урок доброты», в рамках Международного дня инвалидов»; акция «Звездная аллея Югры», посвященная 900-летию Югры, викторина, посвященная 90-летию Нижневартовского района; квест, посвященный блокаде Ленинграда; познавательное мероприятие «Знаешь ли ты Россию".

В духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся исключительная роль отводится духовной культуре - прежде всего культуре православия. В образовательный процесс учащихся 4 класса введен курс “Основы религиозной культуры и светской этики”. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. В 2018/2019 учебном году из 45 обучающихся 4-х классов (33) 73 % обучающихся по выбору родителей изучают «Основы православной культуры», (12) 27 % – «Основы светской этики». Ежегодно проводятся родительские собрания по выбору изучения модуля, на которые приглашается представитель православной церкви Иерей Андрей прихода Храма священномученика Гермогена епископа Тобольского и всех новомученников и исповедников Российских. При проведении уроков «ОРКСЭ» Иерей Андрей является частым гостем. Обучающиеся школы посещают занятия в воскресной школе при Храме.

Ежегодно обучающиеся нашей школы принимают участие в выставках поделок к Пасхе, в олимпиаде по Основам православной культуры:

школьный уровень – 13 победителей в 2017-2018 г

муниципальный уровень – 7 победителей в 2017-2018 г

школьный уровень – 6 победителей в 2018-2019 г

муниципальный уровень – 4 победителя в 2018-2019 г

В Общероссийской Олимпиаде школьников «Наше наследие» - 10 победителей и призеров. Обучающиеся 4 класса принимали участие в районном конкурсе творческих работ «Пасхальное чудо», где стали обладателями двух дипломов 2 степени.

В начальной школе учебный курс «Истоки» помогает ребенку получить представление о жизненно важных для человека категориях и развивает систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира. В системе духовно-нравственных ценностей выделяется главная ценность Истоков – ЖИЗНЬ. Данная программа реализуется уже в 1 и 2 классах.

Система духовно - нравственного развития личности учащихся нашей школы приносит свои плоды:

- интерес к своей семье, её родословной, своей малой родиной и национальной принадлежности.

– увеличилось количество школьников, охваченных добровольчеством;

– с 01.09.2014 года создан кадетский класс, который обучается по своему учебному плану. Обучающиеся кадетского класса являются и членами ВПК «Северный легион», который действует с января 2003 года

– Приобщение к опыту православной культуры через введение курсов «ОРКСЭ» и «Истоки».

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Результаты анкетирования родительской общественности по выявлению уровня удовлетворенности по работе духовно-нравственного воспитания: удовлетворены работой – 100%.        

 Вся данная работа   прививает детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы учимся для жизни. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию.

Данная статья содержит материал, в котором представлены основные виды и формы деятельности учителя и учащихся по духовно-нравственному воспитанию во втором классе, реализуя новые стандарты....

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию, осуществляемому в рамках деятельности кружка «Капельки добра»

Ребята учатся уважать традиции своего народа, уважать нравственные нормы христианской морали, проявляют свои творческие способности. У них  формируется понятие о русской традиционной культуре как...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОРК и СЭ

Аннотация:  В статье представлен опыт работы учителя начальной Школы-интерната № 9 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД». Рассматривается сущность духовно-нравственного воспитания младш...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Реализация духовно-нравственного направления во внеурочной деятельности"

Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы...

Из опыта работы по духовно-нравственному направленрию в работе с семьей.

laquo;Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь»....

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Я расскажу вам о своей работе по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности.Замечательно, что такой курс, как ОРКСЭ поя...

Программа духовно - нравственного развития, воспитания школьников

Программа  духовно - нравственного развития, воспитания и социализации школьников разработана для НОО в соответствии с ФГОС...