Мониторинг личностных достижений учащихся.
учебно-методический материал на тему

Писарева Ольга Вениаминовна

В своем материале рассказываю об использованиии мониторинга индивидуальных особенностей учеников начальной школы, разработанном учеными Российской академии образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на Федеральные государственные стандарты  начального общего образования. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является  предметный, метапредметный и личностный результат.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Для того, чтобы воспитать такого выпускника  нужно создать условия.  Для этого у нас оборудованы кабинеты: рабочее место учителя, интерактивные доски,  выход в Интернет...  Проводятся внеурочные занятия. Направления внеурочной  занятости были выбраны родителями учащихся по желанию.

       Я считаю, что в решении задач, поставленных перед современной школой, немаловажная роль должна быть отведена педагогическому мониторингу.

Изучая литературу по данному вопросу, я нашла множество определений термина «мониторинг».

За основу своей деятельности я взяла следующее определение: мониторинг – это организованное системное наблюдение за каким – то  процессом, отслеживание его хода по определенным показателям[1].

 Основная область   практического   применения  мониторинга – управление образовательным процессом, и не только в школе в целом, но и в конкретном классе, на конкретном уроке.

В процессе осуществления мониторинга выясняются следующие вопросы:

  • достигается ли цель образовательного процесса;
  • существует  ли  положительная  динамика  в  развитии  учащегося по сравнению с результатами предыдущих исследований;
  • существуют  ли  предпосылки  для  совершенствования  деятельности  педагога;
  • соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям учащегося.

Поскольку  Стандарт предъявляет требования к трем группам результатов, значит,  и мониторинг нужно проводить по всем трем направлениям.  Для меня наиболее интересным является мониторинг личностных особенностей и результатов  учеников. Почему именно личностных? Отслеживание предметных результаты не являются новинкой, их мониторинг педагоги проводили и раньше. А вот отслеживание личностных особенностей учащихся  как никогда актуально значимо и ново.

Мониторинг личностных достижений учащихся позволяет сопровождать ученика в зоне его ближайшего развития и выстраивается следующим образом:

  • создание банка внутренней информации, позволяющей сравнивать результаты, видеть общую динамику развития образовательного процесса; первичная обработка полученного результата;
  • анализ результатов мониторинга (выявление причинно-следственных связей, динамики педагогических процессов) и систематизация полученных данных (по классу в целом и каждому учащемуся в отдельности);
  • создание психолого-педагогических условий, способствующих положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, организации взаимодействия учащихся и учителя, обеспечение положительной обратной связи;
  • анализ совместно с учеником и родителями полученных результатов;
  • определение зоны ближайшего развития для каждого ученика, педагогической помощи конкретным детям;
  • диссеминация опыта.

Впервые  мониторинг индивидуально-личностных особенностей я проводила в конце первого класса. В дальнейшем планируется проводить его в конце каждого года обучения до 4 класса.

        В конце учебного года по окончании первого класса  с детьми было проведено психологическое исследование.

Все методики проводились фронтально. Проведение заняло чуть меньше одного урока. Методики проводились в хорошем темпе: подробно объяснялась суть каждой методики, чтобы дети ее поняли, особенно подробно проговаривалось  начало методик, а затем темп убыстрялся, чтобы дети работали самостоятельно, не заглядывая друг к другу и не делясь впечатлениями и ответами.

В этом мониторинге я использую две методики, разработанные специалистами Российской академии образования под руководством Г.С.Ковалевой:

  1. «Настроение». Данная методика направлена на выявление отношения учащихся к учебной деятельности.
  2. «Как ты себя оцениваешь?» - самооценка учащихся.

На каждую методику в среднем отводится от 10 до 15 минут.

Проводя этот мониторинг в первый раз, я давала  подробную инструкцию учащимся, по ходу работы наблюдала за детьми, подбадривая чересчур робких, побуждая отвечать самостоятельно и т.п. Время выполнения ограничивалось не жестко. Когда все первоклассники или, по крайней мере, подавляющее большинство из них окончили работу, детям говорили: «Все, мы закончили это задание, переходим ко второму».

Методика «Настроение» 

Методика предлагает несколько ситуаций. Я сама читала каждую ситуацию, тем самым задавая темп работы класса.

Каждому ребенку выдается лист, на котором напечатан перечень ситуаций, связанных с учебной жизнью ребенка. Внимание детей сосредотачивается  и дается   инструкция.

Методика представляет собой опрос о преобладающем настроении школьника в тех или иных ситуациях. Нужно выбрать один из трех предложенных ответов: «солнышко», «солнышко спряталось за тучку», «тучка» и поставить знак в нужной клетке.  

При сборе бланков с ответами необходимо было быстро визуально проверить, чтобы в каждой строке (кроме последней) был отмечен один крестик.

Методика «Как ты себя оцениваешь?»

Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн.

В классической методике самооценки для определения свойства использовалась просто линия с двумя полюсами и отмеченной серединой, на которой испытуемый отмечал черточкой выраженность измеряемого свойства. Далее приходилось линейкой измерять длину этой отмеченной линии.

В предлагаемом варианте проведения методики на каждой линии нарисованы 11 квадратиков: первый – вверху (положительный полюс), второй – посередине, третий – внизу (отрицательный полюс). Отмеченный квадратик на линии – это ответ испытуемого на вопрос: «А как ты себя оцениваешь в данный момент по данному параметру?». В ответ на вопрос о его самооценке испытуемый помещает себя в какое-то место шкалы между полюсами.

При сборе листков с ответами необходимо было также быстро визуально проверить, чтобы на каждой линии был отмечен один квадратик. Если на какой-либо из линий квадратик не отмечен, необходимо было помочь этим детям завершить задание в индивидуальном порядке, обсуждая с каждым из них пропущенное качество и убеждаясь, насколько верно он понимает то свойство, о котором идет речь. Подбадривая ребенка, помогали  ему выразить себя.

Анализируя результаты методики «Настроение» можно сказать, что подавляющее большинство учеников чувствует себя свободно и комфортно на уроках чтения, окружающего мира, математики, а вот на уроках русского языка 48% учащихся несколько озабоченны, чувствуют хоть и небольшую, но тревожность. Все дети абсолютно комфортны на перемене. 61% детей свободно и без боязни выходят к доске, только у одного ученика это вызывает тревогу. Вопрос о контрольной работе разделил детей на три практически равные группы, что, наверное, объяснимо – у всех детей разные способности. Замечания учителя не оставляют равнодушными 72% детей.

Приятно было сделать вывод, что, думая и рассказывая о своих одноклассниках, дети  не испытывают негативных чувств. И только один ученик с неохотой и без большой любови думает и рассказывает о школе.

Анализируя результаты методики «Как ты себя оцениваешь?» можно сказать, что дети не страдают заниженной самооценкой, а это уже хорошо. Практически не было ответов, находящихся ниже средней оценки. Например, 36% детей считают себя самыми дисциплинированными и 43% поставили значок в среднее окошечко. Отвечая на вопрос «самый умный» все поставили метку выше среднего окошечка, хотя среди них есть и очень слабые ученики. Приятно отметить, что 64% детей считают себя абсолютно счастливыми и 71% довольными собой. У 57% детей много друзей.

Проведение таких мониторингов обусловлено не только требованиями Стандарта.

Во –первых, можно оценивать по годам самооценку детей, отношение к школе, одноклассникам, учебным предметам.

Во – вторых, для составления плана индивидуальной работы с учащимися, родителями. Поможет для составления характеристики, как отдельных учащихся, так и всего класса в целом.

В-третьих, обеспечить преемственность, сгладить сложности адаптационного периода в 5 классе, своевременно осуществлять педагогическую коррекцию.

В конце четвертого класса, проведя полный сравнительный анализ, мы увидим, как менялись личностные особенности каждого  ребенка, как менялась его самооценка.

Представленные методики раскрывают не весь спектр вопросов, поэтому в конце четвертого года обучения я планирую добавить еще два опросника, разработанные этой же группой ученых. Они предназначены именно для выпускников начальной школы. Один из методик «Как поступить?»,  где ребенок анализирует поступки сверстников в той или иной ситуации. Другая методика  оценивает динамику и структуру школьной мотивации, а также соответствия ожиданий ребенка реально получаемым ими оценками.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль портфолио в системе оценки личностных достижений учащихся

Главной задачей школы является подготовка ответственного человека-гражданина, способного мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интерес...

Мониторинг образовательных достижений учащихся начальных классов на основе ИКТ

Так как ИКТ неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих, то актуальным становится вопрос использования компьютерных технологий в процессе осуществления мониторинга образов...

Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся

Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся...

«Мониторинг личностного развития учащихся как основа совершенствования воспитательного процесса в классе».

Материал содержит изучение личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания, изучение профессиональной позиции педагога как условия развития личности школьника....

Семинар «Организация деятельности педагогов по освоению мониторинга учебных достижений учащимися образовательных результатов по математике»

Предназначение:1.       Воспроизведут алгоритм деятельности учителя по организации  мониторинга учебного процесса;2.       Опишут орган...

Статья "Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся"

Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о системе оценивания его достижений. Анализ результатов образовательной  деятельности школьников может быть представлен как привычны...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений учащихся

Мониторинг позволяет классному руководителю отследить уровень сформированности метапредметных и личностных результатов учащихся. Может быть использован как в работе классного руководителя в начальной ...