Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся

 Аннотация:        Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о

 системе оценивания его достижений. Анализ результатов образовательной  

 деятельности школьников может быть представлен как привычным  

 документом (свидетельство об окончании школы, аттестат), так и

 совершенно новым – портфолио.

Цель портфолио – подвести итог деятельности ученика в определенный

период, увидеть картину его различных результатов, отметить прогресс ученика в разных сферах деятельности, показать его способности практически применять полученные знания и умения.

   Портфолио - образцы проделанной работы, которые раскрывают  способности и умения ученика. Портфолио свидетельствует об  активности ребёнка в разных видах деятельности  в школе и за её пределами.

Цель создания портфолио.

       Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их.

     Учебный  процесс  требует  самодисциплины  от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать  неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал.

    Портфолио ученика для начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений.

    Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика.

    Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильное  направление  для дальнейшего развития его способностей.


Ученик приходит в школу, чтобы получать знания, получать развитие.

Знания важны, это бесспорно. Но, наверное, еще важнее общая образованность. Это не только знания, но и созданный интеллектуальный потенциал – мобильность, глубина мышления, наличие творческих наклонностей и т.д. Знания – первичные характеристики человека, а убеждения – глубинные, которые характеризуют его сущность. И весь образовательный и воспитательный процесс должен быть направлен на личностные достижения учащихся. Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о системе оценивания его достижений.

Эта система должна быть четко спланированной, гибкой, неформальной. Эта система должна :

  • -обеспечивать объективное определение уровня обученности учащихся,
  • - стимулировать процесс обучения на любом этапе образовательного процесса,
  • - обеспечивать эффективность личностных достижений.

Анализ результатов образовательной деятельности школьников может быть представлен привычным документом об образовании и новым –портфолио.

Цель портфолио – подвести итог деятельности ученика в определенный период, увидеть картину его различных результатов, отметить прогресс ученика в разных сферах деятельности, показать его способности практически применять полученные знания и умения.

Портфолио – это коллекция работ и результатов ученика, которая показывает его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Портфолио дополняет традиционные оценочные средства, которые фиксируют чаще знания и умения репродуктивного характера.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в самых разных видах деятельности: учебной, коммуникативной, социальной, творческой

Портфолио показывает как качественные, так и количественные итоги деятельности ученика.

Критериями для портфолио могут быть:

Критерии

Итоговые баллы

Учебные достижения

 

Олимпиады

 

Конкурсы

 

Участие в классных делах

 

Участие в школьных мероприятиях

 

Мероприятия других уровней

 

Дополнительное образование

 

Творческие работы

 

Отзывы, рецензии

 

 Общий итог

 

По результатам работы в конце каждого года проводятся конкурсы: «Лучший ученик года», «Лидер года»,  «Класс года».

Ведение портфолио самим учеником  повышает его образовательную активность, позволяет осознать уровень своих целей и возможностей.

Поэтому портфолио является современной эффективной формой оценивания ученика.

Портфолио помогает

  • организовать учебную деятельность ученику,
  • поддерживать высокую учебную мотивацию,
  • развивать навыки рефлексии и самооценки,
  • индивидуализировать образовательную траекторию ученика,
  • способствовать успешной социализации учащихся
  • поощрять самостоятельность и активность,
  • выявить предпрофильную и профильую направленность ученика,
  • воспитывать умение гордиться своими успехами в конкурентной среде.

В  настоящее время в теории и практике образования выделяют такие виды портфолио:

«Портфолио документов»,

«Портфолио различных работ»,

«Портфолио отзывов».

Ученик, учитель, родители могут выбрать любой вид портфолио и отслеживать все успехи ребенка.

портфолио

ученика начальной  школы

Основной смысл портфеля достижений – «показать все, на что ты способен».

Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету.

Для чего ученику портфолио?

"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие

работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов".

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

   Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

 Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.

 Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному               познанию.

Формирование установки на творческую деятельность , развитие мотивации дальнейшего творческого роста.

 Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

Для чего  это нужно?

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода       обучения. Портфолио является формой оценивания образовательных результатов в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.

Титульный лист

 Содержит основную информацию (фамилия

имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

        Дать возможность ребенку самому выбрать фотографию для

титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета, а показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

Раздел «Мой мир»

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов

«Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Мои друзья»- фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.

«Моя школа»- рассказ о школе и о педагогах.

              Раздел «Моя общественная работа»

       Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Раздел «Моё творчество»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

        Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

           Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет - порталом, сделать распечатку тематической странички .

Раздел «Мои впечатления»

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.

Раздел «Мои достижения»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы,    благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

                                          Важно помнить:

В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия и старания к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль портфолио в системе оценки личностных достижений учащихся

Главной задачей школы является подготовка ответственного человека-гражданина, способного мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интерес...

портфолио - форма оценки профессиональных достижений учителя

Представлены материалы профессиональных достижений учителя начальных классов. Поможет тем, кто готовится к аттестации на  высшую категорию....

«Портфолио как одна из форм оценивания учебных достижений учащихся»

В статье раскрывается  опыт работы с брошюрой организатором А.В.Иванова «Мой Портфолио».Материал будет полезен учителям начальной школы для организации работы с индивидуальным Портфолио учащегося...

"Технология "портфолио" - система инновационной оценки индивидуальных достижений ученика"

Именно "портфолио", как система инновационной оценки индивидуальных достижений ученика, может помочь каждому ребенку в расстановке приоритетов....

Статья "Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся"

Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о системе оценивания его достижений. Анализ результатов образовательной  деятельности школьников может быть представлен как привычны...

МАСТЕР КЛАСС «Портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся».

    В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной зад...

Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы

Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы...