Учусь создавать проект 1 класс
материал (1 класс)

Бекетова Любовь Федоровна

Программа курса внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа курса внеурочной деятельности

"Учусь создавать проект"

1 класс

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) разработана на основе:

  1. ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобразования России (от 6 октября 2009 г. № 373).
  2. Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ "Зыковская средняя общеобразовательная школа".
  3. Авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой  и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей/ Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.

Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Общие цели с учетом специфики учебного предмета

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.

Цели курса:

  • развитие навыков использования разных источников информации для создания проектов;
  • формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развивать самостоятельность ребенка;
  • развивать способности к самообразованию;
  • обучать умению планирования своей работы;
  • закреплять и углублять знания и умения учеников при работе с проектными технологиями.

Развивающие:

  • создавать условия к саморазвитию учащихся;
  • развивать умственные способности и умения решать мини-проблемы;
  • расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к позитивной самооценке автора проекта;
  • воспитывать чувства самоконтроля, рефлексии.

Учебно-методический комплект

Учебно-методический комплект соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и представлен следующим учебным пособием:

  • Рабочая тетрадь : Учусь создавать проект: в 2-х частях авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. М.: Издательство РОСТ, 2011. (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.)

Общая характеристика курса внеурочной деятельности с указанием особенностей организации учебного процесса и видов контроля

        Курс «Учусь создавать проект» представляет собой систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности. Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

        Каждое занятие курса подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

  1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее.
  2. Практические занятия «Играем в ученых» переносят детей в мир опытов и знакомит с первыми шагами в науке.
  3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
  4. Тесты и самоанализ помогут юному проектанту овладеть элементами рефлексии, которые, в свою очередь, способствуют формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
  5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности.

В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

•  выставки творческих работ учащихся;

•  мини – конференции по защите исследовательских проектов.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Курс «Учусь создавать проект» включает 33 занятия по 1 занятию в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Содержание курса внеурочной деятельности. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета

№ п/п

Содержание курса

Результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Личностные и метапредметные результаты

Тренинг 16ч

Кто я? Моя семья. Чем я больше всего хочу заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение пройденных проектных понятий.

Обучающийся будет знать:

  • основы проведения исследовательской работы;
  • что такое мини – проект и творческий проект;
  • методы исследования: наблюдение, опыт;
  • способы поиска необходимой для исследования информации;
  • правила сотрудничества в процессе исследования;
  • основные логические операции, их отличительные особенности;
  • правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

  • определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
  • подбирать материал, необходимый для исследования;
  • оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
  • сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать  помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.

Ученик получит возможность научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Личностные УУД

У первоклассника будут сформированы:

- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности

Обучающийся получит возможность для формирования:

- устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

- планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку своей работы;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Первоклассник получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу.

Познавательные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Первоклассник получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Первоклассник получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Исследовательская практика 11ч.

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним. Игра в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Получение электричества с помощью волос. Поилка для цветов.

Мониторинг 6ч.

Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.

Советы на лето от Мудрого Дельфина. 

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

Разделы

Количество часов

Виды учебной деятельности обучающихся

Формы контроля

1. Тренинг

16 часов

Кто я? Моя семья

1 час

различает понятия «семья», «школьная семья», «семейство растений», «семейство животных»

Чем я люблю заниматься. Хобби

1 час

определяет общность  и различие интересов, увлечений мальчиков, девочек

Текущий

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

1 час

излагает краткое содержание. Определяет тему, главную мысль своего сообщения

Текущий

Как собирать материал?

Твои помощники. Этап

1 час

осваивает правила планирования, собирает интересный материал по теме проекта, правильно выбирает себе помощников в работе

Текущий

Повторение. Давай вспомним

1 час

закрепляет основные проектные понятия

Фронтальный опрос

Проблема

1 час

разбирается в возникших трудностях, предлагает свои варианты решения проблемы

Текущий

Проблема. Решение проблемы

1 час

обозначает возникшую проблему, предлагает алгоритм действий для решения проблемы. Умеет выполнять творческие задания.

Текущий

Гипотеза. Предположение

1 час

придумывает свою гипотезу превращения головастика в лягушку, высказывает свои предположения по этому поводу

Текущий

Фронтальный опрос

Гипотеза. Играем в предположения

1 час

знает значение слова «гипотеза», умеет отвечать на вопросы по предложенному тексту и продолжить мысль «Что будет, если…»

Фронтальный опрос

Цель проекта

1 час

определяет значение слова «цель», узнает, какие цели поставлены персонажами английской народной сказки

Текущий

Задача проекта

1 час

выясняет, для чего нужны задачи, правильно формулирует вопросы «Как я это сделаю?»

Выбор нужной информации

1 час

выбирает необходимую информацию из обилия собранного материала (на примере предложенного текста)

Текущий

Интересные люди – твои помощники

1 час

правильно выбирает предприятие, интересных людей, которые могут рассказать о своем продукте производства; использует справочную литературу

Текущий

Продукт проекта

1 час

изготавливает самостоятельно или с помощью взрослых планируемый продукт своего проекта

Текущий

Виды продукта. Макет

1 час

ставит перед собой задачи по осуществлению продукта, планировать этапы работы по изготовлению макета

Текущий

Повторение пройденных проектных понятий

1 час

закрепляет пройденные проектные понятия

Текущий

2. Исследовательская практика.

11 часов

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту

2 часа

умеет поэтапно распределять план работы по составлению визитки к проекту

Текущий

Мини-сообщение.

Семиминутное выступление

2 часа

кратко излагает основное содержание проекта, выделяя главное.

Контролирует время выступления, тренируется укладываться в регламент

Выступление перед знакомой аудиторией

1 час

составляет устный рассказ о своем проекте, сообщая свои знания по теме проекта

Промежуточный

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

1 час

проводит опыты по окрашиванию цветка в разные цвета, придумывает рассказы о приключениях цветка

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

1 час

изучает большой объем справочного материала для ответов на вопросы по заданной теме; понимает значение фразеологизмов «поймать черта за хвост», «зажимать в кулак», «остаться с носом» и т.д.

Текущий

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

Повторение. Давай вспомним

1 час

выступает перед незнакомой аудиторией, умеет справляться с волнением

Закрепляет знания, полученные на предыдущих занятиях

Итоговый

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

1 час

знакомится с проведением опытов по изготовлению «мобильных устройств», получает электричество с помощью волос, готовит поилку для цветов, оценивает свою работу

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно

1 час

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно

1 час

3. Мониторинг

6 часов

Тест «Чему я научился?»

1 час

дает оценку своей деятельности с помощью учителя

Текущий

Памятка для учащегося-проектанта

1 час

строит свою деятельность по предложенному плану

Текущий

Твои впечатления от работы над проектом

1 час

находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Фронтальный

Пожелания будущим проектантам. Твои советы им.

1 час

умеет обозначить главные задачи для успешного осуществления намеченной цели

Советы на лето от Мудрого Дельфина

2 часа

применяет в своей деятельности предложенные способы для успешного решения поставленных задач

Текущий

ИТОГО

33 часа

Описание учебно-материального и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

ТСО, таблицы, электронные носители, Интернет-ресурсы, приборы и др.

Дидактические средства

Учусь создавать проект/ Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2011. /Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект

  • классная доска 1;
  • магнитная доска 1;
  • экспозиционный экран 1;
  • компьютер 1;
  • мультимедийный проектор 1;
  • офисный пакет, антивирус 1;
  • акустическая система;
  • учебные презентации.

Индивидуальные тетради.

Демонстрационные таблицы.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата

план

факт

Кто я? Моя семья

07.09

Чем я люблю заниматься. Хобби

14.09

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

21.09

Как собирать материал?

Твои помощники. Этап

28.09

Повторение. Давай вспомним

05.10

Проблема

12.10

Проблема. Решение проблемы

19.10

Гипотеза. Предположение

26.10

Гипотеза. Играем в предположения

09.11

Цель проекта

16.11

Задача проекта

23.11

Выбор нужной информации

30.11

Интересные люди – твои помощники

07.12

Продукт проекта

21.12

Виды продукта. Макет

11.01

Повторение пройденных проектных понятий

18.01

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту

25.01

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту

01.02

Мини-сообщение.

Семиминутное выступление

08.02

Мини-сообщение.

Семиминутное выступление

15.02

Выступление перед знакомой аудиторией

22.02

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

29.02

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

07.03

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

Повторение. Давай вспомним

14.03

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

21.03

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно

04.04

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно

11.04

Тест «Чему я научился?»

18.04

Памятка для учащегося-проектанта

25.04

Твои впечатления от работы над проектом

02.05

Пожелания будущим проектантам. Твои советы им.

16.05

Советы на лето от Мудрого Дельфина

23.05

Советы на лето от Мудрого Дельфина

27. 05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа авторского факультатива "Учусь создавать проект" 2 класс

Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС стала основной. Такая деятельность связана с решением ученикам...

Рабочая программа 1 класс "Учусь создавать проект"

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Авторы: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...

Презентация по теме "Цели и задачи проекта" 1 класс Курс "Учусь создавать проект" Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова

Презентация по теме "Цели и задачи проекта" 1 класс. Внеурочная деятельность. Обучающий и развивающий курс "Учусь создавать проект" Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова....

Внеурочное занятие по проектной деятельности для обучающихся 1 класса курса "Учусь создавать проект" по теме: "Цель проекта"

Занятие разработано по программе курса  Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Учусь создавать проект" с учётом возрастных особенностей обучающихся и специфики самой программы. Отвечает требованиям постр...

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект» Тема: Выполнение презентации по теме проекта.

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект»Тема: Выполнение презентации по теме проекта....