Педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы
учебно-методический материал

Загуменных Александра Васильевна

Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, включающих универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться: предметные метапредметные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_diagnostika.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в период обучения в начальной школе осуществляется

Формирование основ учиться и способности к организации своей деятельности –

умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, включающих универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться: предметные метапредметные результаты.

Всё это требует серьёзных изменений в контрольно-оценочной деятельности педагога: сегодня нельзя осуществлять проверку только предметных знаний, умений и навыков, но и оценку степени овладения УУД. 

В системе учебников «Начальная школа 21 века» в качестве такой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика. Такой комплект предусмотрен для каждого класса.

Диагностика в широком смысле слова – это изучение работы организма, машины, любой сложной системы. Согласно словарю С.И. Ожегова, «диагностика – это учение о способах диагноза». Педагогическая диагностика с родни медицинской. Если вовремя и правильно определены признаки заболевания и причины его возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения.

Сегодня педагогическая диагностика широко применяется на всех этапах деятельности учителя и на всех ступенях обучения. Существует множество методик проведения педагогических диагностик.

Педагогическая диагностика в рамках учебников «Начальная школа 21 века» строится на материале двух основных учебников – русского языка и математики и в качестве основной цели ставит не только проверку усвоения определённого объёма знаний по этим предметам. Но и прежде всего выяснение уровня сформированности компонентов учебной деятельности.

В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Естественно, даже к концу обучения в начальной школе трудно ожидать сформированности полноценной учебной деятельности у младшего школьника, её формирование будет продолжаться, но своевременная оценка успешности овладения учебной деятельности позволяет выявить трудности, установить их причины и своевременно внести коррективы. Что обеспечит достижение учащимися уровня подготовки, определённого новым стандартом.

В чём проявляется особое значение педагогической диагностики? Её результаты

позволяет учителю:

  • выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
  • выявить способы работы, которыми овладели ученики;
  • пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся;

Именно этим педагогическая диагностика отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, которые выясняют лишь предметную подготовку.

Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.

Каждая работа включает в себя три блока заданий:

  • 1 – задания, проверяющие как учащиеся усвоили знания, как применяют знания в обычной, стандартной ситуации, как применяют знания в нестандартной ситуации;
  • 2 – связан с диагностикой мыслительных операций (классификация, группировка, выбор нескольких решений из ряда возможных);
  • 3 – задания, которые характеризуют уровень математического и языкового развития (не связаны с программным материалом, но важны так как характеризуют уровень языковой культуры ребёнка, как влияет обучение на общее математическое и языковое развитие).

Следующая особенность - оценивание выполнения задания педагогической диагностики.

В интерпретации результатов применяется сочетание качественного и количественного подходов. При оценивании используются не две оценки (верно/неверно), а четыре – от 0 до 3 баллов. При этом только 0 баллов свидетельствует о полном невыполнении задания. Любой выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику и точно указывает, в чём ошибочность рассуждений ученика.

Например:

  • Подчеркни слова, которые соответствуют схеме ¬  

пригорок поход подруга

мальчик кафе поляна

0 баллов – выбрано одно и более слов, несоответствующих схеме,

правильные слова не отмечены или кроме слова, соответствующего схеме, выбрано более двух неправильных.

1 балл – выбрано одно из слов, соответствующих схеме, и одно слово, которое не соответствует схеме.

2 балла – отмечено только одно из двух слов, соответствующих схеме (поход или подруга), неправильных выборов нет.

3 балла – задание выполнено правильно: отмечены слова поход, подруга.

Педагогическая диагностика проводится три раза в год:

  • начало учебного года (вторая неделя сентября);
  • середина учебного года (декабрь – январь);
  • конец учебного года (апрель).

Данные диагностики заносятся учителем в таблицу. Оценивание каждого задания происходит по 4-х балльной шкале (0, 1, 2, 3).

Сводная таблица результатов проверки по математике

Фамилия,

имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый

балл

Иванов Ваня

0

1

0

1

1

6

1

1

1

1

1

9

0

1

1

1

0

8

0

1

1

1

1

9

1

1

1

0

0

8

0

1

1

0

1

7

0

1

1

1

1

7

0

1

1

0

1

8

Итого по строке

8

13

12

11

12

После общего анализа результатов, я приступаю к работе над итогами каждого задания. В этом мне помогает таблица.

Качество выполнения заданий

№ задания

Выполнение в %

Направленность задания

1.

67,9

Умение воспроизводить (копировать) предложенную фигуру, передавать форму фигуры, соблюдая пропорции между элементами фигуры

2.

89,7

Умение слушать и понимать задание; умение выполнить инструкцию, состоящую из нескольких последовательных действий.

3.

73

Умение понять инструкцию (учебную задачу) и точно следовать ей до конца выполнения задания.

4.

56,4

Умение правильно понять текст задачи и выполнить действия по моделированию заданной ситуации.

5.

89,7

Умение точно следовать инструкции, умение сравнивать множества по числу элементов, не выполняя пересчет.

6.

96,1

Умение находить основание, по которому может быть произведена классификация, и в соответствии с этим определить место объекта.

7.

60,2

Состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

8.

43,6

Степень готовности к овладению звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Такой подход дает возможность иметь достаточно достоверное представление о том, какое предметное умение сформировано и в какой мере. Также это дает возможность

отследить динамику формирования конкретного умения у каждого учащегося.

Можно выделить следующие критерии определения уровня овладения  знаниями и

умениями:

 высокий уровень - 95-100% выполнения;

 выше среднего - 75-94% выполнения;

 средний уровень - 50-74% выполнения;

 ниже среднего - 30-49% выполнения;

 низкий уровень - менее 30% выполнения.

Результаты каждой работы я переношу в индивидуальный оценочный лист, который вклеивается в дневник.

Диагностическая работа начало учебного года

Дата проведения-

Фамилия ученика:

№ задания

Диагностируемые учебные умения

Общий балл (макс.24)

1.

Умение воспроизводить (копировать) предложенную фигуру, передавать форму фигуры, соблюдая пропорции между элементами фигуры

1

2.

Умение слушать и понимать задание; умение выполнить инструкцию, состоящую из нескольких последовательных действий.

3

3.

Умение понять инструкцию (учебную задачу) и точно следовать ей до конца выполнения задания.

0

4.

Умение правильно понять текст задачи и выполнить действия по моделированию заданной ситуации.

3

5.

Умение точно следовать инструкции, умение сравнивать множества по числу элементов, не выполняя пересчет.

0

6.

Умение находить основание, по которому может быть произведена классификация, и в соответствии с этим определить место объекта.

3

7.

Состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

3

8.

Степень готовности к овладению звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

3

с

Всего баллов

16

Процент от максимального балла

66,6

Ещё об одной особенности класса можно судить на основании сравнений результатов диагностических работ, проводимых как в течение года, так и в конце года и начале следующего. Как уже говорилось выше, такие работы не отличаются по содержанию. Цель исследования в конце года — это установить успешность обучения по русскому языку и математике в данном классе.

№ задания

Начало года. 2 класс.

Середина года. 2 класс.

Конец года  2класс

русский язык

математика

русский язык

математика

русский язык

математика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Результаты данной таблицы позволяет построить индивидуальную программу развития каждого учащегося. Хорошо видно, что у ребенка получается хорошо, а над чем ему нужно работать. Какую коррекционную работу нужно провести, над какими темами нужно поработать на уроках математике и русского языка.

Точно такая же работа, проводимая в начале следующего учебного года, в первую очередь, преследует цель выяснить, насколько прочны были полученные знания и умения. К повторению, каких разделов необходимо обратиться в первую очередь. Увидеть результаты сравнения мне помогает таблица:

№ задания

Конец года. 2 класс.

Начало года. 3 класс.

русский язык

математика

русский язык

математика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Проведение педагогической диагностики, её анализ - дело трудоёмкое. Но если учитель хочет достичь определённых в новом стандарте результатов, среди которых особое место занимает формирование УУД, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно оценить.

Результаты педагогической диагностики позволят нам:

-установить уровень овладения учебной деятельностью;

-выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

-как изменяется уровень овладения отдельными её компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;

-выявить способы работы, которыми овладели ученики;

-обратить внимание на результаты выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся;

-проверяет умения школьников применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а, следовательно, он будет и развивающим,  и воспитывающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы"

Статья содержит обобщение и анализ накопленного опыта по проведению диагностических работ с 1 по 4 класс. Диагностика выполнялась по программе "УМК школа XXI века" (под ред.Н.Ф.Виноградовой)....

Статья "Диагностика в работе учителя начальных классов"

Статья посвящена роли диагностических исследований в работе учителя начальных классов....

Педагогические технологии, используемые в работе учителя начальной школы.

Педагогические технологии, используемые в работе учителя начальной школы. Материал может быть использован при подготовке к урокам, выступлениям на методических объединениях школы....

Статья на тему «Возможности персонального педагогического сайта в работе учителя начальных классов»

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От  того,  как учитель относится к своей профессии, насколько профессионально,  творчески, талантливо, преданно  от...

Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов (из опыта работы)

Наиболее  эффективные педагогические технологии в условиях ФГОС в работе учителя начальных классов...

Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы

В материале представлены диагностические методики, направленные на изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их уровня обученности и воспитанности....

О педагогических технологиях в работе учителя начальных классов

Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определенные требования к школе. Главн...