Программа по шашкам, 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Газизова Наталья

Программа по шашкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по шашкам35.09 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

Регулятивные результата:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Познавательные результаты: 

  • Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание нового;
  • Способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • Сознание правил и норм взаимодействия со сверстниками;
  • Способность работать с моделями изучаемых объектов;
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать;
  • Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные результаты:

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы .

  • Знать шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, основные стадии партии.  
  • Правильно расставлять фигуры перед игрой.
  • Уметь  ориентироваться на шахматной доске.
  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 
  • Соблюдать правила игры: «тронул - ходи», «бить- обязательно».

Содержание разделов программы

Шашечная игра и фигуры.

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

Ходы и взятие фигур

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика. Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тактические приемы и особенности их применения

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

Ресурсное обеспечение

Наименование

Количество

в наличии

необходимо

1

Шашечный комплект

12

12

2

Металлическая настенная доска

1

1

3

Демонстрационный комплект

1

1

4

Мультимедиа проектор

1

1

Список  используемой литературы для детей

  1. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
  2. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
  3. Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4

Список  используемой литературы для учителя

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011
  2. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
  3. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
  4. Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Количество часов

1

Шашечный кодекс.

Исторический обзор развития шашек. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. Изучение правил игры в шашки. Соблюдение техники безопасности на занятиях по шашкам.

2

2

Ходы и взятие шашек.

1.     Анализ  коротких партий – ловушек;

2.     Изучение простых комбинаций;

3.     Изучение основ дебюта;

4.     Изучение основ эндшпиля.

4

3

Цель и результат шашечной партии.

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

4

4

Общие принципы разыгрывание партии.

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

6

5

Особенности хода «дамки».

Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Треугольник Петрова.

2

6

Тактические приемы и особенности их применения.

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё.

8

7

Шашечный турнир.

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся.

2

8

Игра «уголки».

Анализ учебных партий, игровая практика.

2

9

Игра «поддавки».

Анализ учебных партий, игровая практика.

2

10

Подведение итогов года.

Вручение грамот лучшим игрокам в шашки

1

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Количество уроков

Дата

Факт

План

Шашечный кодекс.

1

06.09

Шашечный кодекс.

1

13.09

Ходы и взятие шашек.

1

20.09

Ходы и взятие шашек.

1

27.09

Ходы и взятие шашек.

1

04.10

Ходы и взятие шашек.

1

11.10

Цель и результат шашечной партии

1

18.10

Цель и результат шашечной партии

1

25.10

Цель и результат шашечной партии

1

26.10

Цель и результат шашечной партии

1

09.11

Общие принципы разыгрывание партии

1

16.11

Общие принципы разыгрывание партии

1

23.11

Общие принципы разыгрывание партии

1

30.11

Общие принципы разыгрывание партии

1

07.12

Общие принципы разыгрывание партии

1

14.12

Общие принципы разыгрывание партии.

1

21.12

Особенности хода «дамки»

1

11.01

Особенности хода «дамки»

1

18.01

Тактические приемы и особенности их применения

1

25.01

Тактические приемы и особенности их применения.

1

01.02

Тактические приемы и особенности их применения.

1

08.02

Тактические приемы и особенности их применения

1

15.02

Тактические приемы и особенности их применения

1

01.03

Тактические приемы и особенности их применения

1

15.03

Тактические приемы и особенности их применения

1

22.03

Тактические приемы и особенности их применения

1

05.04

Шашечный турнир

1

12.04

Шашечный турнир

1

19.04

Игра «уголки»

1

26.04

Игра «уголки»

1

03.05

Игра «поддавки»

1

10.05

Игра «поддавки»

1

17.05

Подведение итогов года

1

24.05

        Лист изменений в календарно-тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

 внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа "Весёлые шашки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлые шашки начальная школа...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Дополнительная образовательная программа по шашкам

Шашки- это не только игра, доставляющая ученикам удовольствие, радость, но и эффективное средство умственного развития. Данная игра предназначена для игры в шашки в школьном общеобразовательном учрежд...