Как учить детей работать над ошибками.
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)

Багаува Лейсан Минефаритовна

Памятки для работы над ошибками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл математика15.36 КБ
Microsoft Office document icon русский язык45 КБ
Файл татарский язык17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Работа над ошибками.

  • 1. Допущены вычислительные ошибки в выражениях с одним действием. 
  • Выписать выражение. Выполнить вычисление и записать верный результат. Записать и решить 2 выражения с аналогичным действием (сложение, вычитание, умножение, деление)
  • 2. Допущены вычислительные ошибки в выражениях с несколькими действиями. 
  • Выписать выражение. Выполнить вычисление и записать верный результат. Записать и решить 2 выражения с аналогичным действием (сложение, вычитание, умножение, деление)
  • 3. Допущены ошибки при решении задач:

         - В ходе решения или составления краткой записи. Составить схему верно и записать решение задачи. Составить и решить обратную задачу.

         -  Вычислительные ошибки. Надо выполнить вычисления правильно и написать результат.

  • 4. Допущена ошибка на определение правила составления числовых рядов или выражений. 
  • Надо, разгадав  правило, записать числовые ряды или выражения правильно.
  • 5. Допущена ошибка на геометрический материал
  • Надо выполнить заданный чертеж снова правильно.
  • 6. Ошибка при решении уравнения.
  • Выписать уравнение, выполнить вычисления, записать верный результат и выполнить проверку. Записать и решить 2 уравнения с аналогичным действием (сложение, вычитание, умножение, деление)

Как надо исправлять ошибки, которые нашел сам ученик:

Простым карандашом аккуратно один раз зачеркнуть неправильный результат и ручкой рядом написать правильное значение. Исправления ручкой по написанному не допускаются. 



Предварительный просмотр:

РАБОТА  НАД  ОШИБКАМИ

по русскому языку.

Памятка для  ученика начальной  школы.

  1. Большая  буква  в  начале  предложения.

Выпиши предложение правильно.  Придумай  и  напиши  ещё одно предложение. Подчеркни  заглавную букву.

Например: Выпал пушистый снег.  Дети  рады.

  1. Пропуск  буквы.

Выпиши  слово. Подчеркни  в нём  пропущенную букву.

Например:  звонок,  ученик.

  1. Слог.

Раздели слово  на  слоги. Обозначь  гласные.

Например: уиель – 3 слога.

Запомни! Сколько  в  слове  гласных, столько  и  слогов.

  1. Перенос  слова.

Раздели  слово  на  слоги  для  переноса.

Например:   оси – на, ма – ши – на.

Запомни! При переносе  одну  букву  нельзя   оставлять  на  строке  и  нельзя  переносить  на новую строку.

  1. Мягкий  знак Ь, обозначающий  мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед  ним. Запиши  ещё  2 слова с этой орфограммой.

Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.

  1. Гласные  после шипящих.

Выпиши  слово  правильно. Придумай и запиши  ещё  2 слова  на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

  1. Сочетания  ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

Выпиши  слово  правильно. Подчеркни  сочетание. Запиши  ещё  2 слова с этой  орфограммой.

Например: дочка, речка, мощный.

  1. Ударение.

Выпиши  слово. Поставь в нём  правильно знак ударения.

Например: алфавит, звонить, щавель.

Передай ритм слова  с помощью  стука.

  1. Безударная  гласная  в  корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).

Выпиши  слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне  подчеркни  безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное  слово  и  запиши  рядом.

Например:  сады – сад

                       волна – волны

  1. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).

Запиши  слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь  ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных  слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

  1. Проверяемые  парные  звонкие и глухие  согласные.

Запиши  слово, в котором допущена  ошибка, правильно. Проверь согласную.

Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.

  1.  Большая  буква в  имени  собственном.

Выпиши  слово  правильно. Запиши ещё 2 слова  с  этой  орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся  с  заглавной  буквы.

  1. Разделительный мягкий знак Ь.

Выпиши  слово  правильно, запиши  2  слова  с  этой  орфограммой. Подчеркни мягкий  знак Ь  и  гласную  букву.

Например: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий  знак  Ь пишется  после  согласных  перед  гласными  буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

  1. Двойные согласные  в  слове.

Выпиши  слово  правильно. Раздели  слово  для  переноса. Запиши ещё 2 однокоренных  слова. Подчеркни  двойную  согласную.

Например: группа, групп-па, групповой, подгруппа.

  1. Знаки  препинания  в  конце предложения (.  !  …  ?)

Выпиши Предложения  правильно. Придумай  своё  или  найди  в  учебнике  предложение  с  таким  же  знаком  и  запиши. Подчеркни  знак.

Например: Сколько тебе лет?  Слава  нашей  Родине ! 

  1. Разбор  предложения.

Выпиши  предложение.  Подчеркни  грамматическую основу  предложения. Обозначь  части  речи. Выпиши словосочетания  с вопросами.

Например:  Седые  туманы   плывут  к  облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

                      туманы (какие?) седые,  плывут (куда?  к чему?) к облакам.

Запомни!  Слова в предложении  связаны   парами  по смыслу. Связь  слов  устанавливается при  помощи  вопросов  от  слова  к  слову.

  1. Правописание предлога со  словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между  предлогом  и словом вставь ещё  одно  слово.

Например: к берегу;  к (какому?) берегу, к крутому  берегу.

Запомни! Предлог – отдельное  слово. Он  пишется  отдельно  от других слов. Между  предлогом  и  следующим  словом  можно  вставить ещё  одно  слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от берега.

  1. Состав  слова.

Выпиши слово, разбери  его  по составу.

Например:  заморозки . Запиши 1-2 однокоренных слова.

  1. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Например: звезда, звёздочка, звёздный.

                     Честь -  честный.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули,

                      отнёс, отбежал, отлетел.

  1. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.

  1. Разделительный  твёрдый  знак Ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например: съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

  1. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м.р.), шалаш , товарищ.

                      Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

  1. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную.  Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Например: водовоз, самолёт.

  1. Не с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не  пришёл, не  выучил, не  знал.

  1. Однородные  члены  предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [          ,       ].

Сильный  ветер  сорвал  листья с деревьев и разметал  их  по дороге. [              и        ].

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

Например: на опушке ( на земле , 1 скл. ),

                      на полянке (на земле, 1 скл.),

                      у речки ( у земли , 1 скл.).

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Например: к лесу ( как ому ?) дальн ему  - м.р., ед.ч., Д.п.).

  1. Предлог с местоимением.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например: у  нас, ко  мне, с  тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

  1. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь.

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед  -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.



Предварительный просмотр:

Татар теленнән хаталарны төзәтү эше.

Хата

Кагыйдә

Мисал

Сузык аваз хәрефләрен кулланудагы хаталар.

О,ө хәрефләренең язылышы

Тар әйтелешле [о], [ө] ирен сузыкларын белдерүче о, ө хәрефләре сүзнең беренче иҗегендә генә языла, калган иҗекләрдә ы, е хәрефләре белән белдерелә.

Болынның, солысы, бөресен, төзелеш, өзеклек, тотрыклылык.

Э,е хәрефләренең язылышы

Э хәрефе языла:

1.Сүз башында тар әйтелешле [е] авазын белдергәндә.

2.Алынма сүзләрдәге киң әйтелешле [е]   авазын белдергәндә

3.Иҗек ахырындагы хәмзәне белдергәндә.

Е (е) хәрефе языла:

1.Иҗек уртасында һәм иҗек ахыранда тар [е] авазын белдерә.

2.Иҗек башында [йы], [йе]  авазлары кушылмасын белдергәндә.

3.Ү сузыгыннан соң тар [е] авазын белдерсә.

Элекке, энекәш,  эскәтер, эңгер-меңгер.

Электр, эстрада, поэзия, поэма.

Маэмай, тәэсир.

Белемле, элемтәче,  күнегелгән.

Ел, быел, гөлкәем, ерак, сәер.

Бөркәнүе, килүе, бәрелүе, киюе.

Тартык аваз хәрефләрен кулланудагы хаталар

Җ һәм й хәрефләренең дөрес язылышы

Җ  хәрефе языла:

1.Сүзнең икенче яки өченче хәрефе булып я, ю, е, и, й хәрефләренең берсе килсә, сүз башында җ языла.

Искәртмә. Кагыйдәгә туры килмәсә дә кайбер сүзләрдә традициягә таянып җ языла.

                      Й хәрефе язылмый:

2.Югарыда әйтелгән шартлар булмаганда сүз башында я, ю, е хәрефләренең берсе языла.

Й хәрефе языла:

3.Сүзнең  икенче хәрефе тар әйтелешле [о]  яки [ө]  булса, сүз башында й языла.

Җиде, җир, җуя, җыелыш, җыю, җәй.

Җавап, җан, җебетү, җәелеп, җемелдәү, җеп, җөмлә.

Юан, ярату, якут, юкә, юләр, ерак, егет.

Йолдыз,йомшак,йорт, йөгән, йөрәк.

К,г хәрефләренең язылышы

1.Каты [къ], [гъ]  авазлары нечкә иҗектә иҗек ахырында килсә, аларның каты әйтелеше ъ белән белдерелә.

2. Каты [къ], [гъ]  авазлары нечкә сүз яки иҗек башында килсә, бу тартыкларның каты әйтелеше язуда калын сузыклар белән белдерелә, сөйләмдә бу сузыклар нечкә әйтелә.

3. Каты [къ], [гъ]  укылышын күрсәтә торган калын сузыкларның нечкә әйтелешен белдерү өчен, иҗек яки сүз ахырында ь куела.

Искәртмә. Кеше  исемнәрен бирүдә башка язылышлар да күзәтелә.

Нәкъ, тәгъдим, мәгънә, игътибар, микъдар.

Мәкалә, гамәл, кардәш, гомер, канәгать, гадәт, гаеп, гомуми, гаҗәп.

Сәгать, табигать, тәнкыйть, фәкать, мәнфәгать.

Тәлгат, Сибгат.

Х һәм һ тартыклары

Аерым кагыйдә юк.  Истә калдыр.

Һава, шәһәр, Зөһрә, дәһшәт,  хикмәт, бәхет, хәтер.

ъ һәм ь хәрефләренең дөрес язылышы

Ъ билгесе

1.К, г хәрефләренең калын әйтелешен күрсәтә.

2.Я, ю, е алдыннан, калын иҗектән соң аеру билгесе булып килә.

Ь билгесе

1.Алынма сүзләрдә тартыкның нечкәлеген белдерә.

2.Калын булып укылуы мөмкин булган иҗекләрнең нечкә әйтелешенә ишарә итә.

3. Я, ю, е алдыннан, нечкә иҗектән соң аеру  билгесе булып килә.

Ягъни, мәгъкуль, тәкъдир.

Ашъяулык, аръяк, кулъюгыч, кулъязма.

Ноль, февраль, нефть.

Ниһаять, җинаять, шәфкать, яшь, ямь.

Мәрьям, Ильяс, көньяк, берьюлы, бишьеллык.

Янәшә ике тартык килүе.

Сүзнең язылышын истә калдыр.

Аны төзелеше ягыннан анализла.

Аккорд, аппарат.

Төссез, китте, көннәр.

Фигыльләргә кушымчалар ялгау кагыйдәләре

-ар, -әр

-ыр,-ер

1.Бердән артык иҗекле фигыльләрдә һәрвакыт

 –ыр, -ер  ялгана.

2.Бер иҗекле фигыльләрдә, әгәр алар –р, -рт,

-ит, -йт авазларына тәмамланса –ыр, -ер кушымчалары ялгана.

3.Калган очракларда –ар, -әр ялгана.

4.-л авазына тәмамланган фигыльләргә -ыр,-ер кайберләренә -ар, -әр ялгана. Ике төрле дә әйтеп булса -әр, -ар языла.

Суктыр, озатыр, карашыр

Барыр, кайтыр, йөртер.

Атар, чишәр, язар.

Алыр, белер, килер, көләр, эләр

Кисәкчәләрнең дөрес язылышы

Сүз алдында килүче кисәкчәләр

Ап, яшь, түм, кып һ.б.

Артыклык дәрәҗәсе ясый торган кисәкчәләр сызыкча аша языла.

Сап-сары, ап-ак, зәп-зәңгәр.

Дөм, готл, иң һ.б.

Сүзнең беренче иҗеге белән уртаклыгы булмаган кисәкчәләр аерым языла.

Дөм сукыр, голт аяз,

иң кызык.

Өр, чем

Сызыкча аша языла

Өр-яңа, чем-кара.

Һич

Юклык алмашлыгы ясаганда кушылып языла,  башка сүзләр белән килгәндә аерым языла.

Һичнәрсә, һичкем,һичкайда.

Һич ярамый, һич юк.

Сүз артыннан килүче кисәкчәләр

-ми, -ме,

 -дыр, -дер, -мыни,-мени,

-гы, -ге,

 -сана, -сәнә.

Кушылып языла.

Дипме, югалтканнардыр, килсәнә, шулаймыни.

Да,дә, та,тә, гына, генә, ук, ла, лә, бит, ич, түгел.

Аерым языла.

Әйтерсең лә,  өчесе дә, җырлыйсың ла.

Да, дә, та, тә теркәгечләре, кисәкчәләре урын-вакыт килеше кушымчалары

1.Урын-вакыт килеш кушымчасы булса кемдә? нәрсәдә? сораулары куела, басым төшә, кушылып языла.

2.Теркәгеч урынына һәм сүзен куеп була.

3.Кисәкчеләр аерым языла.

Урманда, күлдә.

             

Килдем  дә (Һәм) киттем.

Кушымчаларның дөрес язылышы

-рак, - рәк

1. Тартык авазга беткән сыйфат, рәвеш, хәл фигыль, сыйфат фигыльгә -рак, -рәк кушымчасы ялганганда, сүз белән кушымча  арасында [е] авазы  ишетелсә дә, язылмый.

2.Гомумән  -р- тартыгы алдыннан тамыр сүзләр өстәмә -ы- яки –е- ишетелсә дә, язылмый.

Яшелрәк, кызылрак, азрак, күбрәк, бигрәк, белгәнрәк,  күргәнрәк.

Яфрак, тукран, бөдрә, йодрык, акрын, тетрәү, очрау.

-ы, -е

3.Сүз ябык иҗеккә тәмамланып, бу иҗек составында –ы- яки –е- сузыклары булса, аңа сузыктан башланган кушымча ялганганда тамырдагы –ы-, -е- саклана.

Урын+ы+на

Исем – исеме

Кушымчаларның калын-нечкә булуы

4.Сингармонизмга буйсынмаган сүзләрдә кушымчалар сүзнең соңгы иҗегенә карап билгеләнә: калын әйтелешле иҗеккә калын, нечкә әйтелешле иҗеккә нечкә иҗекләр ялгана.

Әдәбиятны, секретарьда, дөньяны, мәдәниятне, сентябрьнең.

-с, л, м, га башланган кушылмалар

5.Икеләтелгән с, л, м  тартыкларына тәмамланган рус алынмаларына шундый ук тартыктан башланган кушымча ялганса, ике тартык кына языла.

(металл + лы)

Металлы, классыз, граммы

-ск

6. - ск тартыгына беткән шәһәр атамаларына килеш кушымчалары ялганганда, тамыр белән кушымча арасына өстәмә и языла.

Омск – Омскига

Томск – Томскиның

-ла, -лә, лы, ле, лык, лек, лап, ләп

7. Бу кушымчалар борын тартыгына  беткән сүзләргә ялганганда, соңгы хәрефләр язуда үзгәрми, әйтелеше генә үзгәрә.

Төнлә [төннә]

Утынлык  [утыннык]

Унлап [уннап]

-ау,  -әү

-ау, -яү

8.Бу дифтонгларга беткән сүзләргә тартым кушымчасы ялганганда [w] авазы барлыкка килә, язуда в хәрефе языла.

Киявем, бавы

Сүз уртасында в

9.Ике сузык уртасында у, ү язылмый, в белән алыштырыла.

Авыл, авыру, кавын, чикләвек, гөрләвек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для детей. Работа над ошибками.

Эту памятку я использую, начиная со 2-го класса....

Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы

«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив» М. Снетков. Источник: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5669_kak_nauchit_d.....

Тема урока: Работа над ошибками над сочинением В.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому, сочинения по картинам занимают видное ме...

Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!

Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены  основные разделы программы школьного курса по русск...

Орфографические ошибки. Памятка работы над ошибками.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания.   В общей системе формирования орфографических навыков и ум...

проект "Учимся работать над ошибками"

Методические материалы проекта помогут научить учащихся начальной школы грамотно делать работу на ошибками по русскому языку....