Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3-4 классы
рабочая программа

Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._chtenie_na_rodnom_yazyke.docx67.88 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к образовательной программе

основного общего образования

МКОУ «2 Воробьевская основная общеобразовательная школа»,

утвержденной приказом от 19. 06. 2015 № 64

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению на родном языке

3 – 4  классы

Автор программы:

Булавинова Светлана Владимировна,

(ФИО учителя, должность, квалификационная категория)

__учитель I квалификационной категории  

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения учебного предмета

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

  1. Содержание учебного предмета

  1. Учебно – методическое   обеспечение учебного образовательного процесса

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

  1. Приложения:  календарно – тематическое планирование на текущий учебный год по классам

7.1. Литературное чтение на родном языке  3 класс

7.2. Литературное чтение на родном языке  4 класс

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению на русском языке для 3 – 4  класса составлена на основании:

  • Закона РФ «Об образовании в РФ» (от29.122012г.№273-ФЗ);
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  •  Приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»,
  • Федерального перечня учебников (2019г.);
  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности  по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО  в МКОУ «2Воробьевская основная общеобразовательная школа»  (приказ №56 от 18.06.2016 года)
  • Учебного плана МКОУ «2Воробьевская основная общеобразовательная школа»

Целью курса «Литературное чтение на русском языке» является:

1)воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  1. приобщение к литературному наследию своего народа;
  2. формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
  3. осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка

на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение на русском языке»:

- обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

- внимание к личности писателя;

- бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной литературной формы;

- наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

На изучение учебного предмета «Литературное чтение на русском языке» в 3 – 4 классах отводится 1 час в неделю, всего выделяется 68 часов ( 34 часа в 3 классе и 34 часа в 4 классе).

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; размышление о смысле жизни (смысло-образование); нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности; уважение культуры народов многонациональной России; формирование эстетических чувств и представлений; формирование

экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатиии и эмоционально-личностной децентрации; культивирование развитие дружеского отношения к другим детям.

Метопредметные:

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или собственным планом; осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении, при чтении произведения и при выполнении заданий к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; вырабатывать способность к волевой саморегуляции.

Познавательные: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту; выделять главное; составлять план; ориентироваться в отдельной книге и в мире детских книг; использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности; выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, характеризуя персонажей, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; сравнивать произведения; анализировать особенности языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида произведения и языковых особенностей; синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера; обобщать прочитанное; ранжировать книги и произведения; обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные совместно с учителем.

Коммуникативные: согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно, выборочно, творчески; создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение); выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.

Предметные:

понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры;

осознавать значимости чтения на родном языке для личного развития;

формировать представление о мире, национальной истории и культуре;

формировать потребность в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя

  • мира;

использовать разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации»;

эмоционально отзываться на прочитанное;

–ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

–определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

–устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

–определять тему и главную мысль небольших произведений;

–характеризовать персонажей;

–находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;

–отличать поэтический текст от прозаического;

–владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

–осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование);

–цитировать (устно);

–передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, творческого) с учётом специфики художественного и научно-популярного текстов;

–высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;

–составлять несложные монологические высказывания о произведениях;

–определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом чтении, при подготовке

  • обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;

–создавать собственные небольшие устные тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

–осуществлять поиск необходимой информации в художественном и научно-популярном текстах;

–ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке;

– пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные:

          У выпускника будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей учебной деятельности;

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

установка на здоровый образ жизни;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;

устойчивогоучебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

            Регулятивные:

Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве

  • учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

             Познавательные:

             Выпускник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

о существлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использоватьзнаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;

устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

           Коммуникативные:

          Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всег о речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что

нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

          Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества

  • партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.

          Предметные:

Изучение курса «Литературное чтение на русском языке» должно обеспечить:

1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

- осознавать значимость чтения на русском языке для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;

читать осознанно, правильно, в определённом темпе и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;

применять различные способы чтения: ознакомительное, поисковое;

– полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественную литературу на родном языке, получая от этого удовольствие;

эмоционально отзываться на прочитанное;

– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного на родном языке, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

–определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

–устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

–определять тему и главную мысль небольших произведений;

–характеризовать персонажей;

– находить в художественном произведении на родном языкеразличные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;

–отличать поэтический текст от прозаического;

– владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

– осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование);

–цитировать (устно);

–передавать  содержание  прочитанного  или  прослушанного  текста  в  виде  пересказа

(полного, выборочного, творческого) с учётом специфики художественного и научно-популярного текстов;

–высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;

–составлять несложные монологические высказывания о произведениях;

– определять порядок действий при поиске и выборе книги на родном языке, при поисковом чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;

– создавать собственные небольшие устные тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

– осуществлять поиск необходимой информации в художественном и научно-популярном текстах;

– ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке;

–пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями

Выпускник получит возможность научиться:

испытывать этические чувства в процессе знакомства отечественной художественной литературой;

определять сходство и различие произведений различных жанров;

осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

–высказывать и пояснять свою точку зрения, ссылаясь на прочитанное;

– работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;

–понимать особенности изучаемых типов композиций;

– создавать текст по аналогии с заданным образцом или в виде продолжения прочитанного;

– расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Круг детского чтения:

Выпускник научится:

- осуществлять выбор книги на родном языке в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

- вести список прочитанных книг на родном языкес целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение на родном языкепо заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

- работать с тематическим каталогом;

- работать с детской периодикой на родном языке;

- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика:

Выпускник научится:

- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений на родном языке(на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

- отличать на практическом уровне прозаический текст отстихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

- различать художественные произведения на родном языкеразных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

- воспринимать художественную литературу на родном языке как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного

текста.

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3 класс

«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца» 

Русские народные сказки «Дочь – семилетка», « Морской царь и Василиса Премудрая.

«О тудолюбивых и ленивых»

 Нанайская сказка «Айога», С. Баруздин «Когда люди радуются», Н. Носов «Заплатка», В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

«Книги И. Крылова»

И. Крылов «Скупой ип Курица», «Ворона и Лисица».

«О щедрых и жадных» 

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Л.Н. Толстой «Собака и её тень», Михалков «Жадный заяц», В. Осеева «Синие листья».

«Стихи об осени» 

Е. Трутнева «Осень», Е. Благинина «Улетают, улетели…».

«Книги о зиме» 

А. Пушкин «Зимнее утро», С. Есенин «Разгуляласьвьюга…», Д. Хармс «Как Володя быстро под гору летел».

«Книги о подвигах» 

С. Георгиевская «Галина мама», Л. Кассиль «Таран», В Коржиков «Амур», Е. Благинина «Шинель», В. Лебедев-Кумач «В селе за школой есть поляна…».

«Книги о семье»

 М. Пляцковский «Счастливый день», Л.Н. Толстой «Старый дед и внучёк», О. Буцень «Мамины помощницы», Б. Емельянов «Надо и не хочется», М. Цветаева «У кроватки», «Детство Л.Н. Толстого» из воспоминаний писателя.

«Книги о весне» 

М. Пришвин «Лесная капель», А. Плещеев «Сельская песня», А. Фет «Летний вечер», С. Дрожжин «Всё зазеленело…», Ф.Тютчев «Весенние воды».

«Об обыкновенных чудесах»

В. Берестов «Честное гусеничное», Е. Пермяк «Пастух и Скрипка», Г.Цыферов «Паровозик», Ю. Аракчеев «Весёлое лето», Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?»

«Познавательная литература»

Б. Сергеев «Сон приходит на порог», Н Надеждина «Картофель», А. Леонович «Где родился паровоз?»

                                                                                                                   4 класс

Устное  народное творчество. Сказки.

«Дровосек». «Как чистота красоту понесла на высоту». «Как барин лошадей высиживал». «Катигорошинка». «Поп и работник».

«На ярмарке» (малые фольклорные жанры)

Пословицы, загадки. Русские народные песни. Частушки. Припевки. Легенды и предания.

«Из истории нашей Родины».

Повесть о Меркурии Смоленском. Из «Слова о полку Игореве». К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». А. Мишин «Соловьева переправа». С.Алексеев. «Рассказы о Великой Отечественной войне».

«Родные поэты» .

А.Т. Твардовский. Стихи. Н.И.Рыленков. Стихи.

«Люби живое» (произведения  о природе и человеке).

М.Пришвин «Гаечки», «Лисичкин хлеб».

Произведения о тех, кто трудится.

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело".

Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения.

Е.Чарушин, В.Голявкин.

О чём рассказывают журналы?

Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.

«Где, что, как и почему?»

Книги-справочники, энциклопедии.

«Обыкновенная биография в необыкновенное время».

Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.

«Современные писатели - детям».

В. Медведев «Баранкин будь человеком».

Книги о дружбе и взаимопомощи.

Ю. Куклачев «Мои друзья кошки», В. Дуров «Наша Жучка».

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                                                                       3 класс

Тема

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца»

4

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению. Характеризуют персонажей.

 Выявляют мотивацию персонажа.

Определяют и формулируют личное отношение к персонажам.

Читают молча, а также правильно, бегло и выразительно вслух. 

Обсуждают прочитанное.

 Обогащают словарный запас. 

Выявляют  мотивы поступков персонажей. Наблюдают художественное своеобразие русских народных волшебных сказок, в том числе особенности их построения. 

Составляют цитатный план.

Создают продолжение текста.

Высказывают и обосновывают свое  мнение относительно прочитанного.

 Выявляют подтекст. 

Сравнивают персонажей разных произведений.

Определяют эмоциональный характер текста. Наблюдают за использованием олицетворения, эпитета, сравнения  в художественно организованной речи.

 Составляют партитуру для выразительного чтения. Заучивают наизусть стихотворный текст.

Выявляют тему и идею текста.

 Подбирают пословицы, соответствующие смыслу прочитанных произведений. 

Анализируют и оценивают качество собственного выразительного чтения и выразительного чтения одноклассников.

Инсценируют прочитанное.

Обмениваются читательским опытом.

Выявляют причинно-следственные связи.

Соотносят пословицы с текстом.

Классифицируют книги.

Делают сообщение о прочитанном произведении.

2

«О тудолюбивых и ленивых»

3

3

«Стихи об осени»

1

4

«О щедрых и жадных»

4

5

«О тех, кто любит труд»

1

6

«Книги И. Крылова»

1

7

«Книги о подвигах»

4

8

«Книги о зиме»

1

9

«За доброе дело стой смело»

5

10

«Книги о семье»

3

11

«Книги о весне»

2

12

«Об обыкновенных чудесах»

2

13

«Познавательная литература»

3

Итого

34

4 класс

Тема

Кол-во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Устное  народное творчество. Сказки.

5

Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,

Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;

Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения.  Работать с детскими газетами и журналами.

Уметь быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища.

Составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;

Различать виды и типы книг;

Писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

Знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

Пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

Писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

Пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

Задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

Собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.).

2

«На ярмарке» (малые фольклорные жанры).

4

3

«Из истории нашей Родины»

5

4

«Родные поэты»

4

5

«Люби живое» (произведения  о природе и человеке).

2

6

Произведения о тех, кто трудится.

2

7

Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения.

1

8

О чём рассказывают журналы?

1

9

«Где, что, как и почему?»

1

10

«Обыкновенная биография в необыкновенное время»

2

11

«Современные писатели - детям»

2

12

Книги о дружбе и взаимопомощи

5

Итого

34

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Чтение. 1–4 классы [Текст]: тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012.

2. Бельская, Л. Л. Литературные викторины [Электронный ресурс] / Л. Л. Бельская. – М.: Просвещение, 2005. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Belskaya_Liter_viktorini/index.html

3. В мире природы, истории и литературы [Текст] : сборник загадок / сост. М. П. Филипченко. – Волгоград : Учитель, 2008.

4. Литературное чтение. 2–4 классы: внеклассные занятия [Текст] / авт.-сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2007.

5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов ; под ред. проф. Л. И. Скворцова. – М. : ООО «Издательство «Мир и образование», 2014.

6. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей  общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

7. Срезневский, И. И. Словарь древнерусского языка [Текст] : в 3 т. / И. И. Срезневский ; художник Е. Клодт. – М. : Книга, 1989.

8.Детские книги разных типов из круга детского чтения.

9.Портреты поэтов и писателей.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа : http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september. ru/urok

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

6. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа : http:www.nachalka.com

7. Детские презентации : коллекция. – Режим доступа : http:www.viku.rdf.ru

8. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http:www.rusedu.ru

                                                                                                                                                                                          Приложение 1

                                 Календарно - тематическое планирование

                                                                   3 класс

Дата

Тема

Количество

часов

Примечания

План.

Факт.

«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца»

4

1

Русская народная сказка «Дочь – семилетка»

1

2

Русская народная сказка «Дочь – семилетка»

1

3

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

1

4

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

1

«О тудолюбивых и ленивых»

3

5

Нанайская сказка «Айога»

1

6

С. Баруздин «Когда люди радуются», Н. Носов «Заплатка»

1

7

В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

1

«Стихи об осени»

1

8

Е. Трутнева «Осень», Е. Благинина «улетают, улетели…»

1

«О щедрых и жадных»

4

9

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

10

Л.Н.Толстой «Собака и ее тень»

1

11

С.В.Михалков «Жадный заяц»

1

12

В.Осеева «Синие листья»

1

«О тех, кто любит труд»

1

13

Е.Пермяк «Про торопливую курицу и терпеливую синицу»

1

«Книги И. Крылова»

1

14

И.Крылов «Скупой и курица», «ворона и лисица»

1

«Книги о подвигах»

4

15

С Георгиевская «Галина мама»

1

16

Л. Кассиль «Таран», В. Коржиков «Амур»

1

17

Е. Благинина «Шинель»

1

18

В. Лебедев-Кумач «В селе за школой есть поляна…»

1

«Книги о зиме»

1

19

А.С.Пушкин «Зимнее утро», С.Есенин «Разгулялась вьюга…», Д.Хармс «как Володя быстро под гору летел»

«За доброе дело стой смело»

5

20

Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо»

1

21

Н.Артюхова «Трусиха», И.Киселева «Мальчик – огонек»

1

22

Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

1

23

В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

1

24

С. Баруздин «Страшный клад»

1

«Книги о семье»

3

25

М.Пляцковский «Счастливый день», Л.Толстой «Старый дед и внучек»

1

26

О.Буцень «Мамины помощницы», Б.Емельянов «Надо и не хочется», М.Цветаева «У кроватки»

1

27

Детство Л.Н.Толстого». Из воспоминаний писателя

1

«Книги о весне»

2

28

М.Пришвин «Лесная капель»

1

29

А.Плещеев «Сельская песня», А.Фет «Летний вечер», С.Дрожжин «Все зазеленело», Ф.Тютчев «Весенние воды»

1

«Об обыкновенных чудесах»

2

30

В.Берестов «Честное гусеничное», Е.Пермяк «Пастух и скрипка», Г.Цыферов «Паровозик»

1

31

Ю.Аракчеев «веселое лето», Л.Толстой «Куда девается вода из моря?»

1

«Познавательная литература»

3

32

Б.Сергеев «Сон приходит на порог»

1

33

Н.Надеждина «Картофель»

1

34

А.Леонович «Где родился паровоз?»

1

                                                                                                                                                                                                                          Приложение 2

Календарно – тематическое планирование

4 класс

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечания

План.

Факт.

Устное  народное творчество

5

1.

«Дровосек».

1

2.

«Как чистота красоту понесла на высоту»

1

3.

«Как барин лошадей высиживал»

1

4.

«Катигорошинка»

1

5.

«Поп и работник»

1

«На ярмарке» (малые фольклорные жанры)

4

6.

Пословицы, загадки Смоленского края.

1

7.

Русские народные песни Смоленской  области.

1

8.

Частушки. Припевки.

1

9.

Легенды и предания Смоленского края.

1

«Из истории нашей Родины»

5

10.

Повесть о Меркурии Смоленском.

1

11.

Из «Слова о полку Игореве».

1

12.

К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».

1

13.

А. Мишин «Соловьева переправа».

1

14.

С.Алексеев. «Рассказы о Великой Отечественной войне».

1

«Родные поэты»  

4

15.

М.В.Исаковский. Стихи о Смоленщине.

1

16.

А.Т. Твардовский. Стихи.

1

17.

Н.И.Рыленков. Стихи.

1

18

Н.И.Рыленков. Стихи.

1

«Люби живое» (произведения  о природе и человеке)

2

19.

М.Пришвин «Гаечки», «Лисичкин хлеб».

1

20

М.Пришвин «Гаечки», «Лисичкин хлеб».

1

Произведения о тех, кто трудится.

2

21.

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

1

22.

В. Осеева «Простое дело"

1

Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения

1

23.

Е.Чарушин, В.Голявкин

1

«О чём рассказывают журналы?»

1

24.

Детская периодическая печать: журнал «Мурзилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.

1

«Где, что, как и почему?»

1

25.

Книги-справочники, энциклопедии.

1

«Обыкновенная биография в необыкновенное время».

2

26.

Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.

1

27

Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.

1

«Современные писатели - детям»

2

28.

Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион  и один день каникул».

1

29.

В. Медведев «Баранкин будь человеком».

1

Книги о дружбе и взаимопомощи.

5

30.

Ю. Куклачев «Мои друзья кошки»

1

31.

В. Дуров «Наша Жучка».

1

32.

«О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать».

1

33.

Обобщение изученного за курс 4 класса.

1

34.

Обобщение изученного за курс 4 класса.

1

                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1

Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1 класса...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса

Рабочая программа по родному (русскому) литературному чтению составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Примерн...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке во 2 классе

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение на родном языке» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский) 1 класс

Полное наименование программы (с указанием предмета и класса)Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русский)»  Начальное общее образование (1-4 к...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 2 класса

Представлена Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 2 класса по программе "Школа России"...