Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1
рабочая программа по чтению (3 класс)

Крылова Александра Юрьевна

Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovannaya_programma_lit.cht_.na_rodnom_yazyke.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к приказу

МБОУ УСОШ № 2

им. Сергея Ступакова

от_____________ №_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Литературное чтение на родном языке»

для 3А класса

учащихся с ЗПР (Вариант 7.1)

МБОУ УСОШ № 2 им. Сергея Ступакова

на 2018-2019 учебный год

учитель: Крылова Александра Юрьевна

2018 год

Рассмотрено:                                                                Согласовано:

на заседании МО                                                          Заместитель директора

___________________________                                 по УВР _____________

     (наименование   объединения)                                                                 (подпись)

___________________________                                  ____________________

                                                                                                   (И.О.Ф.)                            

Протокол от____________ №______                                 от_____________ 20____г

Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся с учетом их мнения предусматривает изучение предмета «Литературное чтение на родном языке (русском )» предназначена для обучения учащихся с ЗПР (Вариант 7.1 в 3 классе  во II полугодии по 0,25 часа за счёт часов литературного чтения и представляет собой адаптированный вариант рабочей программы по литературному чтению на родном языке. Обучающиеся с ЗПР(Вариант 7.1) — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных образовательных  условий. Рабочая программа составлена с    учётом      психофизических особенностей обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1). В процессе обученияосуществляется индивидуальный подход, применяются адаптированные задания, даются дозированные нагрузки, применяются здоровьесберегающие технологии.  Процесс обучения организован с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков,   с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития).

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» в начальной школе являются

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;

- знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке;

(познавательная цель) – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи:

  1. понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
  3. использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5)  осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание учебного предмета

Введение. Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа.(1ч.)

Фольклор. (3ч.)  Русские народные сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка». Русская народная сказка «Зимовье». Русская народная сказка «Барин и мужик» Русская народная сказка «Дочь семилетка». Пословицы и поговорки о Родине.

Литература 19-21 вв. (4ч.)  Басни И.А.Крылова. Стихи тверского поэта А.Дементьева для детей. Стихи о малой Родине Г.Брюквиной.  

Текст. Речевые жанры. «Писатели детям». (4ч.) А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». Л.Н.Толстой. Рассказы. К.Г.Паустовский «Стальное колечко», «Дремучий медведь».  А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

 Типы текстов. (4ч.) « Стихи и рассказы о детях и для детей». Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснение). Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка». Стихотворения А.Л.Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака. Б.В.Заходер. «Занимательная зоология». Р.И.Карагодина. «У меня надежный друг», «Волны ходят ходуном».

Чтение учебного текста. Прозаические произведения. (3ч.) И. Акимушкин «Следы невиданных зверей». «Природа-чудесница». А.П.Гайдар «Голубая чашка». А. Ишимова

История России в рассказах для детей.

Планируемые результаты учебного предмета

«Литературное чтение на родном языке»

Ученик научится:

-воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова);

-соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов

искусств (живопись, музыка, фотография, кино);

- находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов

Российской Федерации, народов мира;

- осознанно читать вслух и про себя, адекватно воспринимать чтение взрослых и детей;

- понимать смысл и основное содержание прочитанного, оценивать информацию,

контролировать полноту восприятия и правильно интерпретировать текст;

- различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорные жанры, сказки,

легенды, мифы);

- понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа

(порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песенки и др. своего народа (других народов);

- сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, об истории, о детях, о добре

и зле и т.д.);

- различать жанры небольших художественных произведений представителей русской

детской литературы и литературы других народов: стихотворение, рассказ, басня;

- анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную

мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста;

- определять цели чтения различных текстов (художественных, научно-популярных,

справочных);

-использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)

для решения учебных и практических задач;

- ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений;

- проявлять интерес к самостоятельному чтению, формулировать свои читательские

ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге;

- читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации;

- выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки,

сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица.

Ученик получит возможность научиться

- сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль,

герои);

- находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка

(эпитеты, сравнения, олицетворения);

- участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить

доказательства своей точки зрения.

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения на родном языке

       

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата проведения

Характеристика деятельности обучающихся

Приме-чание

По плану

По

факту

1

Вводный урок курса литературное чтение на родном языке

1

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур.

Раздел 1. Фольклор «Русские народные сказки!» Пословицы и поговорки  3ч.

2

3.

4. 

Русская народная сказка «Хаврошечка».

Русская народная сказка «Зимовье».

Русская народная сказка «Барин и мужик»

Русская народная сказка «Дочь семилетка».

Пословицы и поговорки о Родине. С помощью учителя.

1

Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);

осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и литературных произведений как часть родной национальной культуры;

контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;

оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения;

сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой).

Раздел 2. Литература 19-21вв. Писатели и поэты Тверского края. 4ч.

5

Басни.

 И.А.Крылов «Дуб и трость».

«Музыканты» С помощью учителя.

1

Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы;

называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства.;

понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

6

И.А.Крылов «Волк и Ягнёнок». «Обезьяны».

С помощью учителя.

1

7

8

Стихи А.Дементева для детей

«Жалею зверей»

Стихи удомельской поэтессы Г.Брюквиной

«Малая родина»

«На родине моей светло»

«Березовая Русь»

С помощью учителя.

1

1

Раздел 3. Текст.  «Писатели детям» 4ч.

9

Сказки А.С.Пушкина

А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

1

Различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;

составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя;

соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме;

слушать партнёра по общению, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

10

Произведения Л.Н.Толстого

Л.Н.Толстой. Рассказы

Л.Н.Толстой. Сказки, истории

1

11

Произведения К.Г.Паустовского

К.Г.Паустовский. «Дремучий медведь»

К.Г.Паустовский. «Стальное колечко» С помощью учителя.

1

12

Сказки русских писателей

А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

С помощью учителя.

1

Раздел 4. Типы текстов. « Стихи и рассказы о детях и для детей» 4ч.

13-14

Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

С помощью учителя.

2

Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы;

формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.

анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем. планировать свои действия на отдельных этапах урока.

15

Стихотворения А.Л.Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака

1

16

Б.В.Заходер. «Занимательная зоология»

Р.И.Карагодина. «У меня надежный друг», «Волны ходят ходуном»

С помощью учителя.

1

Раздел 5 . Чтение учебного текста. Прозаические произведения. 3ч.

17

И. Акимушкин «Следы невиданных зверей». «Природа-чудесница».

1

Особенности восприятия текста; уметь выделять главную мысль текста;

умение ставить вопрос к отдельным частям текста; к непонятным словам;

умение разбивать на части и составлять план к тексту.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

18

А.Гайдар «Голубая чашка»

«Чук и Гек»

С помощью учителя.

1

19

А. Ишимова

История России

в рассказах для детей. С помощью учителя.

1

Формирование чувства гордости за свою Родину; становление демократических  и гуманистических ценностных ориентаций российского общества.


Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

Методические пособия:

для учителя:

Соколова Т.Н. школа развития речи: Курс «Речь»: методическое пособие. 1- 4 класс/ М.: Росткнига, (Юным умникам и умницам);

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2014;

Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2016

Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2016;

Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2016.

  Печатные пособия:

Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению  в цифровой форме.

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

 Оборудование класса (В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами)

  1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
  2. Стол учительский с тумбой.
  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  4. Полки для книг.

 Технические средства обучения

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Интерактивная доска.
  3. Компьютер.
  4. Сканер.
  5. Принтер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению на родном (русском ) языке для 2 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по чтению на родном  (русском ) языке  для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" 1-4 классы УМК "Школа России"

          Рабочая программа разработана на основе   требований  к результатам освоения основной образовательной программы начального   общего о...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском) языке, 3 класс

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке предназначена для 3 класса, по программе "Планета знаний". Рабочая программа содержит в себе следующие разде...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном ( русском) языке" 1-3 класс

Рабочая программа " Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-3 класс...

Методическая разработка «Рабочая программа Литературное чтение на родном языке " для 3 класса

Актуальность рабочей программы. Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством х...

Рабочая программа Литературное чтение на родном языке , 4 класс

Литературное чтение на родном языке в 4 классе  - часть единого курса обучения предмету "Литературное чтение". Начальный курс помогает детям  осмыслить их речевую практику, д...

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...