Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1
рабочая программа по чтению (3 класс)
Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_lit.cht_.na_rodnom_yazyke.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к приказу
МБОУ УСОШ № 2
им. Сергея Ступакова
от_____________ №_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Литературное чтение на родном языке»
для 3А класса
учащихся с ЗПР (Вариант 7.1)
МБОУ УСОШ № 2 им. Сергея Ступакова
на 2018-2019 учебный год
учитель: Крылова Александра Юрьевна
2018 год
Рассмотрено: Согласовано:
на заседании МО Заместитель директора
___________________________ по УВР _____________
(наименование объединения) (подпись)
___________________________ ____________________
(И.О.Ф.)
Протокол от____________ №______ от_____________ 20____г
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся с учетом их мнения предусматривает изучение предмета «Литературное чтение на родном языке (русском )» предназначена для обучения учащихся с ЗПР (Вариант 7.1 в 3 классе во II полугодии по 0,25 часа за счёт часов литературного чтения и представляет собой адаптированный вариант рабочей программы по литературному чтению на родном языке. Обучающиеся с ЗПР(Вариант 7.1) — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных образовательных условий. Рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1). В процессе обученияосуществляется индивидуальный подход, применяются адаптированные задания, даются дозированные нагрузки, применяются здоровьесберегающие технологии. Процесс обучения организован с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков, с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития).
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» в начальной школе являются:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;
- знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке;
(познавательная цель) – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи:
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание учебного предмета
Введение. Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа.(1ч.)
Фольклор. (3ч.) Русские народные сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка». Русская народная сказка «Зимовье». Русская народная сказка «Барин и мужик» Русская народная сказка «Дочь семилетка». Пословицы и поговорки о Родине.
Литература 19-21 вв. (4ч.) Басни И.А.Крылова. Стихи тверского поэта А.Дементьева для детей. Стихи о малой Родине Г.Брюквиной.
Текст. Речевые жанры. «Писатели детям». (4ч.) А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». Л.Н.Толстой. Рассказы. К.Г.Паустовский «Стальное колечко», «Дремучий медведь». А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Типы текстов. (4ч.) « Стихи и рассказы о детях и для детей». Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснение). Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка». Стихотворения А.Л.Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака. Б.В.Заходер. «Занимательная зоология». Р.И.Карагодина. «У меня надежный друг», «Волны ходят ходуном».
Чтение учебного текста. Прозаические произведения. (3ч.) И. Акимушкин «Следы невиданных зверей». «Природа-чудесница». А.П.Гайдар «Голубая чашка». А. Ишимова
История России в рассказах для детей.
Планируемые результаты учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»
Ученик научится:
-воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова);
-соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов
искусств (живопись, музыка, фотография, кино);
- находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов
Российской Федерации, народов мира;
- осознанно читать вслух и про себя, адекватно воспринимать чтение взрослых и детей;
- понимать смысл и основное содержание прочитанного, оценивать информацию,
контролировать полноту восприятия и правильно интерпретировать текст;
- различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорные жанры, сказки,
легенды, мифы);
- понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа
(порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песенки и др. своего народа (других народов);
- сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, об истории, о детях, о добре
и зле и т.д.);
- различать жанры небольших художественных произведений представителей русской
детской литературы и литературы других народов: стихотворение, рассказ, басня;
- анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную
мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста;
- определять цели чтения различных текстов (художественных, научно-популярных,
справочных);
-использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)
для решения учебных и практических задач;
- ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений;
- проявлять интерес к самостоятельному чтению, формулировать свои читательские
ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге;
- читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации;
- выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки,
сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица.
Ученик получит возможность научиться
- сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль,
герои);
- находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка
(эпитеты, сравнения, олицетворения);
- участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить
доказательства своей точки зрения.
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения на родном языке
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Дата проведения | Характеристика деятельности обучающихся | Приме-чание | ||
По плану | По факту | ||||||
1 | Вводный урок курса литературное чтение на родном языке | 1 | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур. | ||||
Раздел 1. Фольклор «Русские народные сказки!» Пословицы и поговорки 3ч. | |||||||
2 3. 4. | Русская народная сказка «Хаврошечка». Русская народная сказка «Зимовье». Русская народная сказка «Барин и мужик» Русская народная сказка «Дочь семилетка». Пословицы и поговорки о Родине. С помощью учителя. | 1 | Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и литературных произведений как часть родной национальной культуры; контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем); пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения; сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). | ||||
Раздел 2. Литература 19-21вв. Писатели и поэты Тверского края. 4ч. | |||||||
5 | Басни. И.А.Крылов «Дуб и трость». «Музыканты» С помощью учителя. | 1 | Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы; называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства.; понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы. | ||||
6 | И.А.Крылов «Волк и Ягнёнок». «Обезьяны». С помощью учителя. | 1 | |||||
7 8 | Стихи А.Дементева для детей «Жалею зверей» Стихи удомельской поэтессы Г.Брюквиной «Малая родина» «На родине моей светло» «Березовая Русь» С помощью учителя. | 1 1 | |||||
Раздел 3. Текст. «Писатели детям» 4ч. | |||||||
9 | Сказки А.С.Пушкина А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде» | 1 | Различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок; составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем; называть героев произведения, давать их простейшую характеристику. строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме; слушать партнёра по общению, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; | ||||
10 | Произведения Л.Н.Толстого Л.Н.Толстой. Рассказы Л.Н.Толстой. Сказки, истории | 1 | |||||
11 | Произведения К.Г.Паустовского К.Г.Паустовский. «Дремучий медведь» К.Г.Паустовский. «Стальное колечко» С помощью учителя. | 1 | |||||
12 | Сказки русских писателей А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» С помощью учителя. | 1 | |||||
Раздел 4. Типы текстов. « Стихи и рассказы о детях и для детей» 4ч. | |||||||
13-14 | Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка». С помощью учителя. | 2 | Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы; формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений. анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем. планировать свои действия на отдельных этапах урока. | ||||
15 | Стихотворения А.Л.Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака | 1 | |||||
16 | Б.В.Заходер. «Занимательная зоология» Р.И.Карагодина. «У меня надежный друг», «Волны ходят ходуном» С помощью учителя. | 1 | |||||
Раздел 5 . Чтение учебного текста. Прозаические произведения. 3ч. | |||||||
17 | И. Акимушкин «Следы невиданных зверей». «Природа-чудесница». | 1 | Особенности восприятия текста; уметь выделять главную мысль текста; умение ставить вопрос к отдельным частям текста; к непонятным словам; умение разбивать на части и составлять план к тексту. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. | ||||
18 | А.Гайдар «Голубая чашка» «Чук и Гек» С помощью учителя. | 1 | |||||
19 | А. Ишимова История России в рассказах для детей. С помощью учителя. | 1 | Формирование чувства гордости за свою Родину; становление демократических и гуманистических ценностных ориентаций российского общества. |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
Методические пособия:
для учителя:
Соколова Т.Н. школа развития речи: Курс «Речь»: методическое пособие. 1- 4 класс/ М.: Росткнига, (Юным умникам и умницам);
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2014;
Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2016
Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2016;
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2016.
Печатные пособия:
Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению в цифровой форме.
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Оборудование класса (В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами)
- Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Полки для книг.
Технические средства обучения
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
- Сканер.
- Принтер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению на родном (русском ) языке для 2 класса УМК "Школа России"
Рабочая программа по чтению на родном (русском ) языке для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...
Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" 1-4 классы УМК "Школа России"
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего о...
Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском) языке, 3 класс
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке предназначена для 3 класса, по программе "Планета знаний". Рабочая программа содержит в себе следующие разде...
Рабочая программа "Литературное чтение на родном ( русском) языке" 1-3 класс
Рабочая программа " Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-3 класс...
Методическая разработка «Рабочая программа Литературное чтение на родном языке " для 3 класса
Актуальность рабочей программы. Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством х...
Рабочая программа Литературное чтение на родном языке , 4 класс
Литературное чтение на родном языке в 4 классе - часть единого курса обучения предмету "Литературное чтение". Начальный курс помогает детям осмыслить их речевую практику, д...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...