Методическая разработка «Рабочая программа Литературное чтение на родном языке " для 3 класса
рабочая программа по чтению (3 класс)

Актуальность рабочей программы. Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Курс родной литературы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве родного языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм родного литературного языка, речевого этикета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Ульяновска

«Средняя школа №76 имени Хо Ши Мина»

Рабочая программа

Литературное чтение на родном языке для 3 класса

Составители: 

Коткова Н.С.

Перфилова Е.С.

Солдатенкова Е.М.

Чобанюк Н.Ю.

г. Ульяновск,2018

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 3 класса рассчитана на 17 часов в год (по о,5 часов в неделю, 34 учебных недель).

Актуальность рабочей программы. Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Курс родной литературы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве родного языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм родного литературного языка, речевого этикета.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

   В третьем классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащают знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

    Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Личный творческий опыт убеждает учащегося о необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

- духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

- духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

- литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы);

- библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).

Рабочая программа составлена на основе следующей литературы:

  • Примерные программы по родному (русскому) языку и литературному чтению: Т. Н. Соколова – М.: Издательство РОСТ, 2011; Л. Я. Желтовская - М.: Издательство Астрель, 2011; Э.Э. Кац - М.: Издательство Астрель, 2011
  • Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Домпечати». 1998.
  • Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорациятехнологийпродвижения, 2000, с. 149-150.
  • Селиванов К.А. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1968, с. 46-47.
  • «Литературное краеведение Ульяновской области»./ Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина. - ИПК ПРО   г. Ульяновска, 2008 г.
  • Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М., 1991.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

п/п

Наиме-нованиераздела

Личностные

Метапредметные

Предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

ФольклорнародовПоволжья.  

Учащиесянаучатся:

-осознавать  роли речи в общении людей;

-понимать богатства и разнообразия

языковых средств для выражения мыслей и чувств;

-проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-осознавать  ответственности за произнесѐнное и написанное слово.

- позитивно относиться к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровнядуховности.

Учащиеся научатся:

составлять план

решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать

по плану, сверяя свои действия с целью;

в диалоге с учителем вырабатывать кр

итерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу

Учащиеся научатся:

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать прич

инно-следственные связи;

строить рассуждения;

извлекать

информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;

несплошной текст

–иллюстрация, таблица, схема)

Учащиеся научатся:

задавать вопросы;

высказывать и обосновывать свою т

очку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми;

выражать свои мысли с соответствующими возрасту по

лнотой и точностью;

адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативныхзадач.

Учащиеся научатся распознавать:

основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность;

монолог и диалог как разновид

ность речи;

лексическое значение слов;

прямое и переносное значение слов;

иностранные заимствования;

речевой этикет: формы обращения;

тему, микротему, основную мысль текста;

стили речи: разговорный, книжный, художественный;

типы текста: повествование, опи

сание, рассуждение, оценка действительности;

композицию текст

Учащиеся получат возможность:

-исправлять, редактировать свою речь, работать над наиболее распространѐннымиречевыми и

грамматическими ошибками;

-самостоятельно готовиться к выразительному чтению произведения;

-выделять в тексте стилистически окрашенные слова, определять стили речи с учѐтом

особенностейтекста

Писатели и поэты нашего края.

пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.

- определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно;

  • формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.

совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.

3) применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;

4) составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

5) вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

6) работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

Природародногокрая.

 При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; последовательности действий);

- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

-коррекция и оценка действий одноклассника;

-определение способов взаимодействия с партнером, функций каждого;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

1) осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

 2) понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

3) применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;

умения  работать  с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитываетбережноеотношение к природе.

2. Содержание учебного предмета.

№ п/п

Наименование темы (раздела, блока)

Количество часов по программе

1

Устное народное творчество народов Поволжья.

6

2

Писатели и поэты родного края.

7

3

Природа в творчестве поэтов и художников.

4

        ИТОГО:        

17

3.Тематическое планирование по литературному чтению (на родном языке).

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения по планированию

Дата проведения фактически

Устное народное творчество народов Поволжья (6 часов)

1.

Сказки. Виды сказок.

1

2.

Народные сказки писателей Поволжья.

1

3.

Авторские сказки писателей Поволжья.

1

4.

Сочинение сказки.

1

5.

Секреты загадок.

1

6.

Сочинение загадок.

1

Писатели и поэты родного края (7 часов)

7.

Писатели родного края.

1

8.

Творчество С.Т.Аксакова. Сказка «Аленький цветочек».

1

9.

Великий русский писатель И.А.Гончаров.

10.

Великий русский писатель, журналист, историк Н.М.Карамзин.

11.

 Поэты родного края.

12.

Стихи великого русского поэта Н.М.Языкова.

13.

Тема «Родной край» в творчестве поэта Д.Д. Минаева.

Природа в творчестве поэтов и художников (4 часа)

14.

Природа, воспетая на холстах великого русского художника А.А.Пластова.

1

15.

Красота природы в картинах художников-пейзажистов. (Шишкин, Юон, Серов,  Грабарь, Левитан).

1

16.

Образ природы в творчестве поэтов. Творчество А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, А.С. Пушкина.

1

17.

Образ природы в творчестве поэтов В.А. Жуковского, И.А.Бунина, С.А. Есенина.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Литературное чтение на родном языке , 4 класс

Литературное чтение на родном языке в 4 классе  - часть единого курса обучения предмету "Литературное чтение". Начальный курс помогает детям  осмыслить их речевую практику, д...

Рабочая программа «Литературное чтение на родном языке» 3 класс

             Программа учебного предмета разработана для образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом литературное чтение‚ изуч...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" 2 класс

Программа реализуется через учебно-методический комплекс «Школа России», авторы: Александрова О.М., Кузнецова М.И., Романова В.Ю. Учебник «Литературное чтение на родном (русско...

Календарно - тематическое планирование к рабочей программе "Литературное чтение на родном языке" 2 класс

Программа реализуется через учебно-методический комплекс «Школа России», авторы: Александрова О.М., Кузнецова М.И., Романова В.Ю. Учебник «Литературное чтение на родном (русском) язы...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" 2 класс...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе "Литературное чтение на родном языке", 4 класс

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе "Литературное чтение на родном языке", 4 класс...