Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" 1-4 классы УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению

Толокнова Галина Владимировна

            Рабочая программа разработана на основе   требований  к результатам освоения основной образовательной программы начального   общего образования.

            На изучение предмета «Литературное чтение на родном  языке» в 1-4  классах отводится  1 час  в неделю,  33 часа в год в 1 классе, 34 часа в год во 2-4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit_cht_na_rod_yaz_1-4.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

            Рабочая программа разработана на основе   требований  к результатам освоения основной образовательной программы начального   общего образования.

            На изучение предмета «Литературное чтение на родном  языке» в 1-4  классах отводится  1 час  в неделю,  33 часа в год в 1 классе, 34 часа в год во 2-4 классах.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты:

1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание учебного предмета

1 класс

  • содержание программы на первом  году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения (17 часов)

2. Работа с детской книгой (16 часов)

    Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

    При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

    Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

    Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

     Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы

чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения  прочитанного  по  вопросам  учителя.  Нравственная  оценка  ситуаций,  поведения  и  поступков  героев.

      Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

     Основные виды деятельности и предполагаемые формы.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога:

  • занятие-диспут,
  • занятие-спектакль,
  • занятие-праздник,
  • занятие-интервью,
  • интегрированное занятие,
  • конференция,
  • устный журнал,
  • конкурсы,
  • литературные встречи,
  • литературная гостиная,
  • литературный ринг и т. д.

2 класс

           Устное народное творчество (7 часов)

          Докучные сказки. Небылицы. Потешки. Русские народные песни. Отличительные черты разных жанров устного народного творчества. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Восстановление сказки на основе рисунков. Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Белая уточка». Былины  «Исцеление Ильи Муромца»,  «Никита Кожемяка».

          Люблю природу русскую. Осень (3 часа)        

          Осень в художественных произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Майкова. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.

          Русские писатели (5 часов)

          Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Зеркало и обезьяна». Басни Л.Н. Толстого «Лев и мышь», «Муравей и голубка». Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», В.А. Жуковский «Птичка», К.Д. Ушинский «Два плуга», «Ученый медведь».

          Люблю природу русскую. Зима (3 часа)

          Зима в художественных произведениях русских поэтов. Произведения устного народного творчества о зиме. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Зимние загадки.

          Писатели – детям (10 часов)

          Н.И. Сладков «Суд над декабрем». Е.А. Пермяк «Волшебные краски». М.М. Пришвин «Журка». К.Г. Паустовский «Барсучий нос». Б.С. Житков «Про слона». Н.М. Артюхова «Подружки». В.В. Голявкин «В шкафу», «Как я под партой сидел». В.Ю. Драгунский «Не пиф, не паф!». А.П. Платонов «Еще мама».

          Люблю природу русскую. Весна (3 часа)

          Весна в художественных произведениях русских поэтов. Произведения устного народного творчества о весне. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Весенние загадки.

          Люблю природу русскую. Лето (3 часа)

          Лето в художественных произведениях русских поэтов. Произведения устного народного творчества о лете. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Летние загадки. Проект «Времена года».

3 класс

Речь. Слово (32ч.) Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

    Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки. Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

     Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

     Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и  топонимов.

    Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.  Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

     Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

    Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

     Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения (2ч) Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации

4 класс

Умение говорить (культура речевого общения).

      Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.

       Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст.

Круг детского чтения

       Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв., классиков детской русской литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания (русские народные сказки; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

      Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Тематическое   планирование  

с указанием  количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

1 класс

Тема, раздел

Кол-во часов

1.

Круг чтения

17

2.

Работа с детской книгой

16

33 ч

2 класс

Тема, раздел

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

7 ч

2

Люблю природу русскую. Осень

3 ч

3

Русские писатели

5 ч

4

Люблю природу русскую. Зима

3 ч

5

Писатели – детям

10 ч

6

Люблю природу русскую. Весна

3 ч

7

Люблю природу русскую. Лето  

3 ч

34 ч

3 класс

Тема, раздел

Кол-во часов

1.

Речь. Слово

32

2.

Культура общения

2

34 ч

4 класс

Тема, раздел

Кол-во часов

1.

Книга в мировой культуре

11

2.

Истоки литературного творчества

13

3.

О Родине, о подвигах, о славе

10

34 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению (обучение грамоте) 1 класс "Школа России"

Рабочая программа по чтению (обучение грамоте) 1 класс "Школа России" 4 часа...

рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс (Школа России)

рабочая программа по литературному чтению, включает в себя и календарно-тематическое планирование по обучению грамоте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению (базовый уровень) 3 класс Школа России

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  при...

Рабочая программа "Чтение на родном русском языке"

Рабочая программа по «Чтение на родном (русском) языке» составлена на основе авторской программы  Н.Н.Светловской и полностью соответствует требованиям Федерального государственного с...

Литературное чтение и чтение на родном 2 класс ШР

Литературное чтение 3 час, 34 недели и Литературное чтение на родном языке 1 час, 34 недели с домашними заданиями, без использования тетрадей не печатной основе. 2 класс ШР...

КТП по литературному чтению на родном русском языке Школа России 1 класс

КТП  по литературному чтению  на родном  русском языке Школа России  1 класс...

КТП по литературному чтению на родном русском языке Школа России 2 класс

КТП  по литературному чтению  на родном  русском языке Школа России  2 класс...