Занятие по внеурочной деятельности из курса РПС "Юным умникам и умницам" "В добрый путь!", 3 класс, 2 часть
план-конспект занятия (3 класс)

Трунькина Татьяна Александровна

В этой работе представлено   занятие внеурочной деятельности из курса развития познавательных способностей "Юным умникам и умницам" с преобладанием географического материала. Занятие интересное ,познавательное, пропедевтическое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_no18_v_3kl._chast_2.doc107 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku.docx14.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Тема: «В добрый путь!»

Курс: развитие познавательных способностей «Юным умникам и умницам»

Класс: 3

Направление внеурочной деятельности: интеллектуальное.

Форма работы: Индивидуально-групповая

Цель занятия: Совершенствование мыслительных операций (различные виды памяти и мышления, внимание, восприятие).

Личностные УУД:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве в парах и группе, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Рягулятивные: 

- Умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

- Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД:

- Давать определение понятиям, структурировать знания: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в тетради.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ информации.

 Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

Планируемые результаты:

  • Предметные: добывать новые знания; находить необходимую информацию в тетради, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация, план); перерабатывать полученную информацию, осмысливать практическую значимость, полезность приобретае-мых знаний; наблюдать и делать самостоятельные выводы.
  • Личностные: самооценка  работы своей и работы группы.

Методы обучения: частично-поисковый, личностно- ориентированный, метод развивающего обучения.

Оборудование, материалы: компас, глобус, карта полушарий, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, песня «О путешествии», карточки с условными топографическими знаками, топографические тексты, разрезные карточки с пословицей, «Лесенка успеха», тетрадь №1 для учащихся 3 класса курса РПС «Юным умникам и умницам» автор О.А.Холодова.

Ход занятия:

Этап занятия

Время

Содержание занятия

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Орг.момент

Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию.

1

Перед началом занятия в классе звучит веселая, бодрая песенка.

-Я очень рада видеть вас сегодня. Улыбнитесь  друг другу, подарите улыбку нашим гостям!

С таким замечательным настроением мы начинаем наше заня-тие! Я верю, что у вас всё сегодня получится. А наше занятие будет интересным! Начинаем!

Прослушивает песенку «О путешествиях».

Приветствует учителя.

Настраивается к занятию.

Регулятивные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально положитель-ный настрой на урок, созда-ние ситуации успеха, доверия.

Актуализация знаний.

Определение и осознание учащимися целей и задач урока

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.    

4

- Ребята, скажите, о чём эта песенка?

- Вы любите путешествовать? Кто из вас путешествовал? Куда и с кем вы путешествовали?

- Путешествовать можно в одиночку, как современный российский путешественник, священник Фёдор Филиппович Конюхов (мы о нём смотрели ролик на предыдущем занятии), а можно командой. Можно выбрать короткий маршрут, а можно отважиться на длительное кругосветное путешествие.

- Может ли человек сразу без подготовки отправиться в путь?

- Какими чертами характера должен обладать путешественник?

- Скоро лето. Ребята, хотели бы вы отправиться летом  в новое  путешествие? Я уверена, ваше желание исполнится, но для этого нужна подготовка.

- Предположите, какие важные предметы сопровождают любого путешественника? Я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте. Посмотрим, ваши предположения окажутся верными или нет.

1. Мне везде найти дорогу 
Помогает верный друг. 
Точно он всегда покажет: 
Это — север, это — юг.

2. Государства и моря —
Все на стенке у меня.

- Всё необходимое для путешествия у нас имеется.

- Как вы думаете, чем может помочь в подготовке к путешествию наше занятие «Юным умникам и умницам»?

- Раз мы сегодня начинаем подготовку к путешествию,

попробуйте сформулировать тему и цель занятия.

- Откройте тетради на странице 54.

- Рассмотрите задания сегодняшнего занятия 18.

- Какие задачи вы поставите себе на сегодняшнем уроке? Как спланируем работу на уроке?

- О путешествиях

Ответы детей на вопросы учителя

- Нет, путешественник должен хорошо подготовиться.

-Он должен быть храбрым, умным, отважным, надёжным, рассудительным, наблюдательным…

-Он должен много знать, быть начитан-

ным, уметь многое делать из подручных предметов.

Ответы учеников.

- компас

- карта

- На занятиях мы развивает внимание, мышление, память…

Тема занятия: «В добрый путь!»

Цель: -совершенство-вание мыслительных операций.

- Развивать память, мы- шление, внимание,

умение решать логические и нестандартные задачи

Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Регулятивные: 

Постановка учащимися учебные цели и задачи урока;

планирование работы, прогнозирование.

Разминка «Мир живой природы», с.54

Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции.

5

- С чего мы начинаем работать на каждом занятии?

- Во время разминки вы должны дать как можно быстрее правильные ответы на вопросы, которые рассчитаны на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти. Будьте внимательны, некоторые из них с подвохом!

- Если вы знаете ответ на вопрос, поставьте рядом «+»,

-  затрудняетесь ответить – «?», думал иначе- «- ».

- Читаем вопросы и отвечаем на них (с.54).

  1. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клёст)
  2. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (Гриб)
  3. Из ядовитых ягод какого лесного растения готовят лекарство, употребляемое при заболеваниях сердца? (Ландыш)

Подсказка:

Появились бубенчики — 
Белые горошки. 
Распустились колокольчики 
На зелёной ножке. 

  1. Самая маленькая птичка в мире?

(Калибри, обитающая на Кубе. Её длина составляет 57 мм)

(Учитель показывает Кубу на глобусе.)

  1. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры)
  2. Какое топливо добывают на болоте? (Торф)
  3. Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал)
  4. Какие вы знаете цветные моря? (Чёрное, Белое, Красное Жёлтое).
  5. Во время дождя под каким кустом сидел заяц? (Под мокрым)
  6. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

- Сейчас поделится интересной информацией Шалаева Маргарита.

- Ну как, у кого вопрос №7 оказался верным?

- У кого все ответы правильные? У кого правильных ответов гораздо больше, чем неправильных?

- С разминки

Отвечают на вопросы.

- Ландыш

Ученики показывают на карте известные моря, учитель помогает и корректирует.

мини- сообщение подготовленного ученика о Байкале

(приложение 1)

Личностные: учебно-познавательный  интерес к учебному материалу и способам решения задач

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Тренировка слуховой  и зрительной памяти

Цель: Развитие слуховой и зрительной памяти, произвольного внимания,

развитие умений и навыков индивидуальной работы.

Коррегирующая гимнастика для глаз

Цель: - профилактика нарушений зрения, развитие двигательной активности ребенка.

8

2

- В очень давние времена путешественники  не сбивались с курса. Почему? Что помогало им ориентироваться?

- Что такое компас?

- Какие правила надо соблюдать при работе с компасом?

- Сегодня все задания, которые мы будем выполнять, спрятаны в классе. Чтобы их выполнить, надо найти эти задания.

ЗАДАНИЕ №1 (находится в северной стороне горизонта)

- Путешественник должен научиться разгадывать и расшифро-вывать разные слова. Сейчас мы этим займёмся.

Рабочая тетрадь с.54 «Зашифрованные имена»

- Внимательно прослушайте ряды слов. Запомните в порядке следования первые буквы каждого слова. Сложив их, вы получите имена девочек и мальчиков. Имена надо записать в тетрадь.

1). ВОЛГА, ОБЬ, ВЯЗЬМА, АЛАТЫРЬ (Вова)

- Как назвать одним словом эту группу слов?  (Реки)

- Какая из этих рек протекает у нас в Мордовии?

(Река Алатырь протекает в Ичалковском и Ардатовском районе)

2). КОВЫЛКИНО, АСТРАХАНЬ, ТОЛЬЯТТИ, ЯРОСЛАВЛЬ (Катя)

- Как назвать одним словом эту группу слов?  (Города)

-Какой город из Мордовии? (Ковылкино)

3). ОХОТСКОЕ, ЛАПТЕВЫХ, ЯПОНСКОЕ (Оля)

- Как назвать одним словом эту группу слов?  (Моря)

ЗАДАНИЕ №2  (находится в западной стороне горизонта.)

Игра «Тренируем зрительную память». 

У вас на столах лист с изображением 4-х рамочек. Положите лист перед собой.

- Сделайте предположение, какое будет задание?

В течение 5 секунд учитель показывает карточку с изображением предмета.

Установка: запомните как можно точнее увиденное изображение и зарисуйте в первой рамке.

Аналогично проводится работа с другими карточками.

Проверка: учитель еще раз демонстрирует карточки.

- Обобщите и назовите двумя словами то, что вы сейчас изображали в рамках.

- Зачем нужно знать их путешественнику?

1.Моргание  (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

2. Зажмурить сильно глаза - расслабить (3 раза)

3. Закроем веки, слегка помассируем их пальчиками.

4. «Письмо носом»

- Компас, звёзды, природные признаки.

- Прибор для опреде-ления сторон горизон-та.

1.Снять компас с предохранителя.

2. Установить компас на ровную поверхность и соотнести синюю стрелку с буквой  «С» на циферблате. Это север.

Сзади будет юг, слева - запад, справа - восток.

3. После работы поставить компас на предохранитель.

Ученик с помощью компаса определяет северную сторону и находит спрятанное задание.

Тренируют слуховую память.

Ученик с помощью компаса определяет западную сторону и находит спрятанное задание.

Ученик на доске заполняет рамку.

- Условные обозначения

-Знание условных обозначений пригодят-ся, чтобы читать план местности и ориентироваться.

Познавательные:

составление,  понимание  и объяснение  простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием;

Коммуникативные:  активное участие в обсуждениях, возникающих на уроке;

ясное формулирование ответов на вопросы других учеников и педагога;

Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулирова-нии алгоритма выполнения конкретного задания;

Личностные УУД:

толерантность  к чужим ошибкам и другому мнению;

отсутствие боязни собствен-ных ошибок и понимание, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

Регулятивные: действия под руководством учителя

Личностные: овладение приемами здоровьесбереже-ния

Логически- поисковые задания

Цель: Обучать  детей умению наблюдать, сравнивать, обоб-щать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь.

15

ЗАДАНИЕ №3 (находится в южной стороне горизонта.)

- Это задание состоит из 2-х частей.

  1. Собери пословицу. Работа в парах.

- Как вы её понимаете?

(Чем больше ручьёв сливаются в одну реку, тем она многовод-нее, глубже.  Люди тоже объединяются, чтобы стать сильнее и крепче при решении любой проблемы или вопроса.)

  1. Топографическая задача.

- Выполнять это задание будем, работая  в группах. Вспомним правила работы в группе.

  • В группе должен быть ответственный
  • Работать должен каждый на общий результат
  • Один говорит, другие слушают
  • Не согласен- объясни почему
  • Своё несогласие высказывай вежливо
  • Говори только по делу
  • Сделал сам- помоги другому

- Прошу занять свои места.

- Умение пользоваться планом местности пригодится любому путешественнику или туристу. В плане много различных условных обозначений. Путешественник должен уметь читать тексты, используя условные обозначения.

- У каждой группы на столах есть текст и карточка- помощник с условными обозначениями. Вы должны прочитать предло-женный вам текст.

- Оцените работу в своей группе.

Ученик с помощью компаса определяет южную сторону и находит спрятанное задание.

-Ручьи сольются- реки,

Люди соединятся- сила.

«Ответственные» оценивают работу своей группы

Коммуникативные:  

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулирова-нии алгоритма выполнения конкретного задания;

оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве в парах и группе, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Нестандартные задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Цель: Обучать  детей умению наблюдать, обобщать, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь.

5

ЗАДАНИЕ №4  (находится в северо-восточной стороне горизонта).

  1. Решение нестандартной задачи.

(Рабочая тетрадь с.56, упражнение №9)

1). 12- 7 = 5(л)- отлили всего молока в бидон и кувшин.

2). 7 – 4 = 3(л)- входит в кувшин.

3). 5- 3 = 2(л)- отлили молока в кувшин.

Ответ: 2 литра молока отлили в кувшин.

- Оцени свою работу.

Ученик с помощью компаса определяет северо- восточную сторону и находит спрятанное задание.

Решает нестандартную задачу у доски.

Проверяет свой ответ.

Оценивает собствен-ную деятельность.

Познавательные:

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя РТ, свой жизнен-ный опыт и информацию, полученную от учителя.

- построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

- Перерабатывать получен-ную информацию: делать вы-воды в результате  совмест-ной  работы всего класса.

Итог занятия. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

5

1.  Вот и подошла к завершению наша подготовка к путешест-вию.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Удалось ли решить поставленные задачи?

- Что на занятии у вас хорошо получилось?

- Над чем еще надо поработать?

2. Дополните фразы:

- Я узнал, что………………………………………………………

- В ходе работы научился…………………………………………

- Активно работал в…….…………………………………………

 - Мне было интересно……………………………………………

- Мне было трудно ………………………………………………..

3. Оцените свою работу на занятии с помощью «Лесенки успеха»:

- Если вы справились с заданием, у вас всё получилось, то поместите человечка (себя) на ступеньку зеленого  цвета.

- Если у вас возникли затруднения, вы выполнили только часть задания – поместите человечка (себя) на ступеньку желтого цвета.

- Если у вас получилось не так как хотелось – поместите человечка (себя) на ступеньку красного цвета.

- Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями, значит, к путешествию подготовились хорошо.

- Закончить наше занятие я хочу стихотворением:

Кто ничего не замечает

Тот ничего не изучает

Кто ничего не изучает

Тот вечно хнычет и скучает.

- Вы хныкали?

- Скучали?

- Значит…что-то изучали!

- Совершенствовать мыслительные опера-ции.

Дополняет фразы.

Дети оценивают свою работу на уроке

Познавательные:

- умение осознанно и произ-вольно строить речевое выс-казывание;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками,

- умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

- оценивание своей работы на занятии,

- сравнение полученных результатов с ожидаемыми.

Приложение 1

Байкал – одно из старинных озер в мире, которое возникло 20 миллионов лет назад. Это самое чистое озеро планеты Земля, поэтому воду из него можно пить без всякой опаски. Она насыщена кислородом, в ней практически отсутствуют микроорганизмы.     

Байкал- самый большой водоем в мире с пресной водой, что равняется пятой части запасов питьевой воды в мире. Местные жители используют воду, как источник питья, для приготовления пищи. Питание Байкала водой обеспечивается реками, количество которых составляет 300. Их воды превращают озеро в самое глубокое озеро на Земле (1642 м). Озеро продолжает расти, что связано с движением плит, землетрясениями. 

Приложение 2

Видеосюжет о Ф.Конюхове (на предыдущем занятии)

https://www.1tv.ru/n/358381 



Предварительный просмотр:

Ручьи

Люди

сольются-

соединяются-

реки,

сила.

Ручьи

Люди

сольются-

соединяются-

реки,

сила.

Ручьи

Люди

сольются-

соединяются-

реки,

сила.

Ручьи

Люди

сольются-

соединяются-

реки,

сила.

Ручьи

Люди

сольются-

соединяются-

реки,

сила.

Ручьи

Люди

сольются-

соединяются-

реки,

сила.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Байкал – одно из старинных озер в мире, которое возникло 20 миллионов лет назад. Это самое чистое озеро планеты Земля, поэтому воду из него можно пить без всякой опаски. Она насыщена кислородом, в ней практически отсутствуют микроорганизмы.     

Байкал- самый большой водоем в мире с пресной водой, что равняется пятой части запасов питьевой воды в мире. Местные жители используют воду, как источник питья, для приготовления пищи. Питание Байкала водой обеспечивается реками, количество которых составляет 300. Их воды превращают озеро в самое глубокое озеро на Земле (1642 м). Озеро продолжает расти, что связано с движением плит, землетрясениями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Умники и умницы"

          Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои инте...

Внеурочная деятельность как средство развития личности на примере курса РПС «Юным умникам и умницам»

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате...

Внеурочная деятельность как средство развития личности на примере курса РПС «Юным умникам и умницам»

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы. Клуб "Умники и умницы"

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способност...

Презентации к курсу "РПС" "Юным умникам и умницам" О.Холодовой, 2 класс

Презентации к курсу "РПС" "Юным умникам и умницам" О.Холодовой, 2 класс...

Рабочая программа по курсу ВУД Юные умники и умницы

Рабочая программа ВУД 1 час в неделю...