Формирование УУД
учебно-методический материал

Шелимова Татьяна Александровна

Что такое учебно универсальные действия. Формирование УУД у учащихся начальной шолы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Тема по самообразованию: Формирование универсальных учебных действий, как основа «умение учиться».

Слайд  2

 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам «умение учиться».

Актуальность темы обусловлена введением стандартов второго поколения в начальной школе, переходом от вопроса «чему учить » (содержания) к вопросу « ради чего учить» (ценности образования), «как учить» (обновлению средств обучения). В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». В широком значении термин «УУД» означает «умение учиться».

Слайд 3

Поэтому, начав работать по новым стандартам, я решила заниматься темой для самообразования: «Универсальные учебные действия, как основа «умение учиться»».

Прежде всего я изучила материалы ФГОС, посетила курсы, методические рекомендации, потенциал учебно-методического комплекса «Школа России».   Пришла к выводу, что формирование УУД является обязательным на  всех этапах. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы.

Остановлюсь  на некоторых примерах формирования коммуникативных, личностных, познавательных   и   регулятивных   УУД.

Слайд 4 Схема учебно универсальных действий.

      Для формирования  коммуникативных УУД учу ребят учиться отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, пересказывать сюжет.

Познавательные УУД формирую, побуждая учащихся к действию: «Подумайте», «Выполните задание», «Проанализируйте», «Сделайте вывод..»

       Работая над формированием  регулятивных УУД учу конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать и пр.

       Личностные УУД формирую задавая вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

Стараюсь способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме следующими вопросами «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

Например, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания –незнания.

Дать задание письменное  по новой теме без объяснения материала

После проверки, задать вопросы:

-«Задание было одно? («Одно»)

-А какие получились результаты? («Разные»)

- Как думаете, почему?» («Потому что не знали……)

Приходим к выводу ….(что надо знать)

Подвести к цели урока

-«Какова же цель нашей работы на уроке?»

«Для чего нам это необходимо?»

Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

Слайд5

Важным элементом формирования универсальных учебных действий, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникационных технологиях  и формирование способности их грамотно применять.

В своей работе использую такие элементы ИКТ, как

  • презентации на определенную тему по учебному материалу ;
  • просмотр видеофрагмента;
  • дополнительные электронные материалы и электронные приложения к учебникам;

Ребенок активнееработает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельностион чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной.

Слайд6 Приём светофора.

 Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня.
«Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».

- Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок.
«Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».
- Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал.

 «Мне нужно еще раз все повторить».

«Светофор» можно использовать и при взаимопроверке:

Зелёный цвет – «Согласен».

 Жёлтый цвет – «Согласен, но есть дополнения.»

Красный «Не согласен»

Слайд7

 Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • познавательные и учебные мотивы;
  • учебную цель;
  • учебную задачу;
  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

Правила работы:

  • Уважай своего товарища
  • Говори спокойно и ясно.   
  • Умей каждого выслушать 
  • Говори только по делу.
  • Не согласен – предлагай.

Слайд 8  Пользуюсь вопросами в конце урока.

Рефлексия - противопоставление

  • Самое лучшее в занятии (упражнении) было…, а самое худшее… .
  • Самое интересное было… , а самое скучное… .
  • Самым веселым было…, а самым серьезным … .
  • Мне бы хотелось, чтобы… . Мне бы не хотелось, чтобы…
  • Я был(а) уверен(а) в себе, когда… . Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда… .

Слайд 9

Вопросы для проведения рефлексии в течении урока.

  • Что я делаю
  • Как я это делаю
  • Почему я действовал(ла) так, а не иначе?
  • Получилось ли создать ситуацию успеха на занятии?
  • Что, на ваш взгляд, осталось непонятным? Требует уточнения, дополнительного разъяснения?
  • Какие цели стояли перед Вами при изучении темы? Какую главную проблему Вы решали, изучая тему? Какие выводы Вы сделали, изучая тему?
  • Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли?
  • Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?
  • Активно ли работал класс? Все ли слушали друг друга?

Слайд 10 Применяю  синквейн.

Синквейн по теме Рефлексия.

  • ____________________________

(существительное, основное понятие, общая тема)

  • ______________  ________________

(два глагола)

  • __________  ____________  _________

(три прилагательных)

  • _________________________________

(основная мысль – предложение, фраза)

  • ____________________

(ключевое слово, вывод)

Слайд 11   ВЫВОД

 Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования  владения основами  «Умения учиться». Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.

Слайд 12 Вот таким должен быть выпускник начальной школы. К чему мы стремимся.

Слайд  13.  Диаграмма результатов  сформированности учебно универсальных действий моего класса.


.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Проект инновационной площадки МБОУ ООШ № 3 г. Гуково Ростовской области по формированию ЗОЖ в условиях формирования ФГОС

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится...

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Формирование универсальных учебных действий. Деятельность учителя по формированию УУД.

Представлены виды универсальных учебных действий, способы по формированию УУД в начальных классах. Презентация к сообщению....