« Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности».
статья

Кара-Сал Ронна Дорбет-ооловна

Рекомендации по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx50.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение Шеминская средняя общеобразовательная школа

Тема самообразования:

« Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности».

 Подготовила  учитель начальных классов

 Кара-Сал Ронна Дорбет-ооловна

 Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...2

1.МЕТОД ПРОЕКТОВ.. 3

1.1 Классификация проектов. 3

1.2.Этапы проекта 4

1.3 К Готовность младших школьников к проектной деятельности. 5

2.ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.. 7

3.РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 9

3.1 Педагогические условия использования проектной деятельности. 9

3.2. Рекомендации для родителей по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 11

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 13

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 14

ВВЕДЕНИЕ

учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с большой группой детей.

Цель: разработать и апробировать систему формирования основ проектной деятельности младших школьников.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

  • обосновать необходимость внедрения проектного метода во внеурочной деятельности младших школьников;
  • определить педагогические условия использования проектной деятельности;
  • разработать рекомендации для родителей по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность.

Гипотеза: система формирования основ проектной деятельности будет эффективной, если:

  • она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
  • направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;
  • характеризуется наличием системности.

Актуальность проявляется в том, что новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.

Теоретической основой исследования являются идеи профессора педагогики Уильяма Херда Килпатрика, который разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. Суть её заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

1. МЕТОД ПРОЕКТОВ

1.1 Классификация проектов

Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление[1]. Существуют различные классификации проектов.

По доминирующей деятельности различают следующие виды проектов[2]:

§ Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.

§ Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной Метод творческого проектирования с детьми младшего школьного возраста распространён крайне мало и практически не затрагивает начальной школы.

Проекты в младших классах – это трудно, это проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности. Но для малыша – это возможно т. к. будет его проект. Практика проведения учебных исследований может рассматриваться, как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным деятельности учащихся. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.

§ Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

§ Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы .

§ Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата.

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов[3].

§ Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

§ Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий[4].

Классификация проектов по продолжительности.

  • Мини – проекты.
  • Краткосрочные проекты.
  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
  • Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время

По количеству участников различают индивидуальные и групповые проекты.

1.2.Этапы проекта.

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы[5]:

1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников , показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы, проверяются выдвинутые гипотезы. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

1.3.Готовность младших школьников к проектной деятельности.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений[6]:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения;
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе , когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, это сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя[7]:

  • развитие аналитико-синтетических действий;
  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;
  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
  • возможность выделять общий способ действий;
  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Во время экскурсии в музей народного творчества дети от экскурсовода узнали, что на месте клумбы когда-то был вход в подземный туннель, выходивший к Суре, что вызвало живой интерес. Таким образом, была создана среда для творческой деятельности. Далее следовал психологический контроль, была решена одна из главных задач организации проектной деятельности – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.

Возникла идея создания индивидуальных проектов. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений продолжались несколько недель. Была выдвинута гипотеза о том, что подземный ход сохранился.

Лучший творческий проект был создан Василькова Романа. Его работа – это результат совместной деятельности ученика, учителя и родителей. В процессе работы над проектом у ребёнка, безусловно, возникли трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. Участие взрослых было организованно таким образом, что они направляли ребёнка, не навязывая свои идеи.

Родители, следуя советам педагога, показывали пример сыну в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.

Актуальность проблемы (Приложение 1) Романом была определена следующим образом:

А зачем нужно исследовать подземные ходы?

  • Во-первых, это интересно
  • Во-вторых, чтобы строить будущее, нужно знать свою историю.
  • В-третьих, подземные ходы могут помочь отвести лишнюю воду.
  • В-четвертых, может, знания о подземных ходах натолкнут строителей на мысль о строительстве подземных туннелей.
  • В-пятых, в далёком прошлом постройки были деревянными, нет ли угрозы обвала?

В качестве методов исследования им были выбраны сбор, анализ и обработка информации (Приложение 2).

Данные методы были направлены на решение следующих задач:

  • Изучить письменные источники, описывающие события обнаружения поземных ходов под городом Пенза;
  • Восстановить план их расположения.

Выдержки из работы Романа:

«В нашем городе была построена крепость для защиты границ русских земель, отвоеванных Иваном Грозным у Казанского Ханства. Крепость имела хорошо организованную систему оборонительных укреплений: земляной вал, крепостные стены, сторожевые башни и подземные ходы, через которые защитники крепости выходили далеко в тыл противнику. Остатки подземных ходов до сих пор еще сохранились в старой части города»

«Первые подземные галереи Пензы пролегали на большой глубине – свыше 12 метров. Они были выложены просмоленными бревнами и имели трапециевидную форму. Большое количество подземных ходов шло к церквям и монастырям. Некоторые из них случайно обнаруживаются при проведении ремонтно-строительных и восстановительных работ» (Приложение 3).

«Как не восхититься лишний раз гигантским трудолюбием наших предков, создавших столь сложное в инженерном плане «метро» прошлого? Сейчас подземные реки протекают в Пензе в микрорайоне Западная Поляна, под улицами Карла Маркса, Московской и другими.

Подземные объекты должны тщательно изучаться, оцениваться с точки зрения исторической, архитектурной и хозяйственной значимости».

Проект был настолько ярок и интересен, что оформленный результаты был представлен через научную конференцию, где Роман занял призовое место. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагога и родителей создала ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствовала формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями.

3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Педагогические условия использования проектной деятельности

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

  • «Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
  • Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.
  • Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
  • Психологический контроль. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «ты сделал неправильно, ты совсем не старался, не думал…» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
  • Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
  • Учет возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
  • Совместная работа взрослых и детей. В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями».

3.2. Рекомендации для родителей по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность

  • Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
  • Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
  • Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
  • Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
  • Не сдерживайте инициативу.
  • Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
  • Не раздражайтесь.
  • Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
  • Учите доводить дело до конца.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающегося. Главным критерием оценки является достижение и цели проекта. Если цели проекта достигнуты, можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии методологической компетентности учащихся и личностных качеств, которые особенно востребованы в новых социально-экономических условиях – инициативы и самостоятельности в решении проблем.

С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность , позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность , направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

С точки зрения учителя, учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

В результате проектной деятельности у младших школьников формируются

1.Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог,
  • задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Проектная деятельность учащимся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство вос питания творческой личности // Дополнительное образование. — 2002. — № 8. — С. 6–11.
  2. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. – 2000. – № 2. – C. 36–43.
  3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. – № 6. – 1995.
  4. Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008.
  5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М., 2004
  6. Огурцова З. И. // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 8. – С. 25–28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

Организация деятельности учащихся во внеурочной деятельности.

Опыт работы в группах во внеурочной деятельности, формирование экипажей в 1 классе. Блиц викторина, как форма групповой работы....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности учащихся

Рассказывается как организовать  проектную деятельность учащихся...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности.

Цель: формирование мотивационной готовности педагогов к овладению проектной деятельностью Задачи:-демонстрация опыта работы по формированию у учащихся одной из исследовательской способности...

Доклад на тему"Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности"

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, в...