Обучение учащихся в условиях разноуровневой дифференциации
учебно-методический материал

Димитрова Алла Алексеевна
—как можно раньше определить способности каждого ребёнка и помочь ему выбрать нужное направление

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель Димитрова Алла Алексеевна МОУ СОШ №31 Обучение учащихся в условиях разноуровневой дифференциации

Слайд 2

как можно раньше определить способности каждого ребёнка и помочь ему выбрать нужное направление Задача разноуровнего обучения:

Слайд 3

обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта. Цель психологии уровневого обучения:

Слайд 4

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся. 2. Выделение различных групп учащихся, отличающихся : - различным уровнем усвоения материала; - уровнем работоспособности и темпом работы; - особенностями восприятия, памяти, мышления; - уравновешенностью процессов возбуждения и торможения. 3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания. 4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий. Этапы наблюдения, анализа и учета результатов

Слайд 5

1 - ая группа - ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения; 2-ая группа - ученики с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения; 3-я группа - ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения . Условные группы по свойствам уравновешенности процессов возбуждения и торможения

Слайд 6

1. Прочитай слово; 2. Проставь ударение; 3. Выдели корень; 4. Измени слово или подбери проверочное; 5. Напиши слово, вставь букву; 6. Обозначь орфограмму. Алгоритм написания безударной гласной в корне слова:

Слайд 7

Разноуровневые карточки по теме «Безударные гласные»

Слайд 8

в_лна в_сна д_мишко л_сной с_сновый в - дичка волнистый, волны, волноваться вёсны, весенний домовой, домище, дом лесок, лес, лесовичок сосны, сосёнки вода, водный, водяной 1 группа или 1 уровень Вставь пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши

Слайд 9

2 группа Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова б_гун х_дить сл_ды в_да б_да в_ лна Алгоритм: 1. Прочитай слово. 2. Проставь ударение. 3. Выдели корень. 4. Подбери однокоренные слова. 5. Напиши слово, вставь букву. 6. Обозначь орфограмму. 3 группа Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова. прол_тать - д_ждливый - в_сенний - гр_зо вой – тр_ винка – стр_ ла -

Слайд 10

Задания с разной степенью помощи или с разными инструкциями. Тема «Проверяемые согласные» Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела. 1-ая группа . Прочитай слова. Распредели в две группы. В одну выпиши слова с безударными гласными, в другую - слова с проверяемым согласными. 2-ая группа . Распредели слова с разными орфограммами на две группы. 3-я группа. Прочитай слова. Распредели их в две группы.

Слайд 11

Задания с разным объёмом работы и степени сложности при обучении грамоте 1-ая группа . Карточки белого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем слов. Задание: Выбери схему слов к рисунку. Докажи. 2-ая группа . Карточки жёлтого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем. Задание: Выбери схему к рисунку. Докажи. С данным словом составь по схеме ___ __ _ ___ предложение. 3-я группа . Карточки оранжевого цвета. Дан рисунок и 5 схем слов. Задание: 1. Подбери схему слова. Докажи. 2.Подбери слова к остальным схемам. 3. С одним из слов составь предложение по схеме ____ _ ____ ____ ____ .

Слайд 12

МАТЕМАТИКА Тема «Решение задач на разностное сравнение» . 1 группа _ Прочитай задачу. Соедини текст задачи с нужным выражением. У Вити было 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати? 2+3 3-2 3+2 2 группа _ Прочитай задачу. Составь к ней выражение. Ширина ленты 9см. Это на 7см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы? 3 группа _ Прочитай задачу. Составь к ней выражение. Придумай свою задачу к этому выражению. В среду Митя вымыл 5 тарелок, а в четверг на 2 тарелки больше. Сколько тарелок вымыл Митя в четверг?_

Слайд 13

МАТЕМАТИКА Тема «Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток» 1 группа _ Найди значение выражения: 15-7 14-9 16-9 13-8 12-6 11-8 2 группа _ Задание то же, плюс дополнительное: Найдите сумму ответов в каждом столбике. 3группа _ Задание то же, плюс дополнительное: С числами первого выражения составить и записать все возможные равенства

Слайд 14

Математика «Нахождение значения выражения с действиями разных ступеней» 1 группа _ Найди значение выражения: 28 : 2 + 3 45-7-3 2 группа _ Найди значение выражения: 28 : 2 + 56 : 8 5 ·9-1 ·3 3 группа _ Найди значение выражения: 6 • 9... 6 - 1 3-3... 22 + 4

Слайд 15

Математика Изменение сложности задания: увеличивается количество действий и ситуация применения правил. 1 группа Сравните числа: 54...7 9...26 2 группа Сравните числа: 63...64 52...32 3 группа _ Сравните числа: 6 ·9...6- 1 3 ·3...22 + 4

Слайд 16

Математика Изменение сложности задания Задача: На ветке сидело 5 птиц. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось? 1 группа - Решение задачи с опорой на индивидуальный счётный материал(картинки с изображением птиц). 2 группа - Решение задачи с помощью схематического рисунка (о о о с с ) 3 группа - Решение задачи без наглядной опоры, в уме.

Слайд 17

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Дифференцированная работа для проверки запоминания текста рассказа В.Драгунского «Друг детства» 1 группа ка - ша уш - ки бра - тиш - ка мор - доч - ка ма - лень - кий за - бав - на - я ман - на - я бар - хат - ны - е

Слайд 18

2 группа Соедини слова парами: каша маленький ушки забавная братишка манная мордочка бархатные 3 группа Соедини слова парами: каша маленький ушки забавная братишка манная мордочка бархатные Назови слова, отвечающие на вопросы : кто? что?

Слайд 19

Дифференциация при работе над художественным произведение на уроках литературного чтения Учащимся низкого уровня развития предлагается задания репродуктивного характера, например: • Прочитай текст; • Подчеркни трудные для чтения слова; • Прочитай и расставь ударение; • Выдели все гласные в слове, прочитай без ошибок; • Прочитай все восклицательные и вопросительные предложения; • Выполни задания, данные после текста; • Выдели однокоренные слова в тексте; • Найди синонимы в тексте; • Прочитай выразительно прямую речь

Слайд 20

Для учащихся среднего уровня обучаемости подбираю следующие задания конструктивного характера: • Подбери однокоренные слова к заголовку рассказа; • Распространи предложение (указать их в тексте) прилагательными; • Измени время повествования (указать абзац); • Замени прямую речь так, чтобы не нарушился смысл; • Дополни предложение однородными членами; • На отдельных полосках написаны разрозненные пословицы. Составь их и объясни смысл; • На доске помещена часть рассказа. Найди лишние слова, зачеркни их. Проверь по книге; • Найди пропущенное предложение в тексте (текст на карточке). Проверить по учебнику; • Подчеркни в каждой строчке стихотворения главные по смыслу слова. Расставь паузы, прочитай выразительно

Слайд 21

Для учащихся высокого уровня развития, подбираю задания исследовательского характера : • Почему это произведение можно отнести к сказке? (стихотворению, рассказу, и т.д.); • Какое настроение автор передаёт в первой части? (во 2-ой ?, в 3-ей ? ) Какими средствами ?; • Прочитай рассказ в лицах; • Прочитай отрывок на карточке. Определи, к какой части композиции он относится, почему?; • Почему текст так назван? Докажи; • В каком стиле написано это произведение? Докажи; • Докажи, что данное произведение - легенда (сказка, стих, и т.д.); • Какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте?; • Подготовь сценарий данного текста. Распредели роли; • Раздели текст на части. Озаглавь их

Слайд 22

Окружающий мир . Тема : «Скелет» Карточки при закреплении изученного материала. 1 группа Сколько позвонков входит в состав позвоночника?_________ Как соединяются позвонки? _____________________ 2 группа Соедини стрелками название костей и вид их соединения: лобная кость височная кость подвижное соединение затылочная кость верхнечелюстная кость неподвижное соединение нижнечелюстная кость 3 группа Назови кости ног, укажи вид соединения : _____________ ___________________________ ______________ ____________________________ ______________ ____________________________ ______________ ____________________________

Слайд 23

Виды дифференцированных заданий зависят от целей, которые ставит учитель. Их можно выстроить в следующую систему: 1. Предварительные задания по уровню трудности: облегчённому, среднему, повышенному. 2. Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных заданий возрастающей степени трудности. 3. Индивидуально - дифференцированные задания. 4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учеников. 5. Равноценные вариативные задания с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий. 6. Упражнения с указанием минимального и максимального количества заданий для обязательного выполнения.

Слайд 24

Правила по отношению к учащимся с различной нервной системой По отношению к учащимся со слабой нервной системой: • не ставить таких учеников в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; им предоставляется время на обдумывание и подготовку; • не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал; • формировать у детей уверенность в своих силах; • осторожно оценивать неудачи таких учеников Тактика по отношению к детям с сильной нервной системой: • разрешать делать непродолжительные перерывы в работе, практиковать смену деятельности; • тренировать усидчивость, помогать учиться терпению; • направлять их на поиск других способов работы, чередовать задания разных типов При работе с инертными детьми: • не требовать от них немедленного включения в деятельность - их активность возрастает постепенно; • помнить, что эти дети не могут активно работать с разнообразными заданиями; • не требовать быстрого изменения формулировок при неправильных ответах; • не спрашивать этих учеников в начале урока; • в момент выполнения задания не отвлекать этих детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Разноуровневая дифференциация на уроке математики"

Мастер - класс с кратким содержанием технологии "Разноуровневая дифференциация" и интересными заданиями по математике...

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников...

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников...

Статья "Применение технологии разноуровневой дифференциации на уроках в начальной школе"

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным у...

Использование технологии разноуровневой дифференциации

Использование технологии разноуровневой дифференциации на уроках русского языка в начальных классах...