Проектная деятельность в сельской школе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Самойлова Татьяна Николаевна

В метериале содержатся общие подходы к проектной деятельности, перечень возможных проектов, шаблон паспорта проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в условиях сельской школы

Не существует сколько-нибудь

 достоверных тестов

 на одаренность, кроме тех,

которые проявляются в результате

 активного участия хотя бы

в самой маленькой поисковой

 исследовательской работе.

 А.Н.Колмогоров

        Сельская школа и условия образовательной среды бесспорно отличаются от городских. Здесь присутствуют свои специфические особенности: близость природы, небольшое количество населения, неразвитость социальной структуры, низкий образовательный уровень населения, особо пристальное внимание к личности учителя. Поэтому именно учителя сельских школ должны стать инициаторами и проводниками проектной деятельности. В городских условиях ребёнок имеет возможность больше посещать различные учреждения, заниматься в специализированных группах по интересам.

        Но независимо от условий проживания ребёнка его обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. А это значит, нам, учителям сельских школ необходимо ориентироваться на потенциальные возможности ученика и на их реализацию.  

            Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на зону ближайшего развития учащегося помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Она воспитывает у него веру в свои силы. Учитель сельской школы и становится генератором этого процесса.

В этом случае принципиально важным оказывается личный интерес учителя. Для педагогов это в первую очередь профессиональная самореализация, профессиональное общение, педагогический рост и налаживание путей эффективного сотрудничества с учащимися.

Для учащихся же проектная и исследовательская работа возможность проявить свои способности, развить их и приобрести знания не урочной форме, а в непринуждённой обстановке сотрудничества с учителем, товарищами, социумом. Эта деятельность подталкивает детей к саморазвитию, самоутверждению. А главным условием значимости является возможность реализации для учащихся и педагогов их актуальных запросов и ожиданий.

В настоящее время исследовательской и проектной деятельностью учащихся занимаются в основном энтузиасты, несмотря на обязательное требование ФГОС второго поколения о введении в практику таких видов деятельности.

Самостоятельная исследовательская практика детей рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. Но направляющая роль учителя в начальном и среднем звене обучения в сельской школе всё-таки остаётся основной. Существует и проблема оформления результатов проектной и исследовательской деятельности учениками. Кто, как не учитель может оказать помощь ребёнку. И тут возникают новые отношения между учителем и учеником, когда и учитель, и ученик становятся как бы «рука об руку» - появляется доверие и согласие между сторонами обучения.

В процессе такого проектного и исследовательского общения неизбежно происходит выход за рамки учебных предмета. Ученик приобретает не только знания, выложенные в учебнике, но и может проследить интеграцию этих знаний в другие области познаний.

В результате конструктивного сотрудничества учителя и ученика происходит трансляция ценностных ориентаций и нравственных установок от учителя к ученику, что обеспечивает высокий воспитательный эффект исследовательской деятельности.

В ученике развиваются коммуникативные качества, которых так не хватает сельскому ученику. Появляется уверенность в себе, способность транслировать свои знания. Ученик начинает понимать, что он, даже находясь в условиях отдалённости, может производить такой продукт, который интересен не только ему, ученик учится находить единомышленников и видит реальность использования продукта на практике.

В этом и заключается ценность проектной и исследовательской деятельности.

Следует понимать, что набор используемых методов проектной и исследовательской деятельности зависит от ваших реальных возможностей и возможностей ваших учеников.

        Не стоит в проектной и исследовательской деятельности оставлять в стороне детей с ОВЗ. Такую деятельность они воспринимают не как учебную, а как игровую. На самой же деле, если учитель грамотно организовал эту работу, то она становится сильнейшим мотором в развитии ребёнка.  Он не только овладевают определённым количеством знаний, но и может эти знания передать другим детям, что позволяет ему чувствовать себя наравне со всеми. А если, при умелом подходе, использовать наработанный ребёнком материал как средство обучения других, то самооценка ребёнка с ОВЗ возрастает, сверстники воспринимают его с уважением.

        В своей практике я применяла такие проекты как создание мультфильмов и фильмов. Учащиеся с ОВЗ в ходе проектов приобретали навыки заучивания ролей, изготовления персонажей (лепка, рисование) и декораций, выстраивания логической цепочки сюжетов. Кроме этого, формировалось общекультурное развитие: знакомились с писателями, историей родного края, нормами безопасного поведения. Продукты проектной деятельности представлялись в школе, в конкурсах различного уровня, использовались как ЦОР на уроках.

Примеры проектов, реализованных мною в начальной школе:

  1. Мультфильм «Детям о пожарной безопасности» (творческий проект) https://youtu.be/wubUW9G3p-o 
  2. Мультфильм «Как мой прадед на войну ходил» (творческий проект)
  3. Мультфильм «Топтыгин и лиса» (творческий проект)

https://youtu.be/omQeFzr-kN4 

  1. Фильм о ВОВ «Ондозерский десант» (проект-исследование)

https://www.youtube.com/watch?v=nAztAEPyj4Y 

  1.  Место картофеля в жизни человека (проект-исследование)
  2. Морская капуста и её место в питании (проект-исследование)
  3. Реклама. Что? Кто? Как? (проект-исследование)

Конечно, для того чтобы достичь хорошего результата необходимо учителю тщательно продумывать свою организационную роль, роль помощников-родителей и самой важное, деятельность детей: она должна быть для них интересной.

Я в своей практике использую обязательное ведение дневников проектов. Это помогает выстроить работу чётко и выдерживать временные ориентиры, что приучает детей к планированию своей работы и предвидению результата, к которому стремятся.

См. Приложение «Дневник проекта»

Источники:

  1. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся как педагогическая технология» Материалы открытой научно-практической конференции. – Киров: МОУ «Кировский физико-математический лицей», 2005.

2. Новожилова М. М. и др. «Как корректно провести учебное исследование: от                замысла к открытию» М.М.Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В.Таврель/ Предисл. В.А.Бадил. – 5&е изд., перераб. и доп. – М.: 5 за знания, 2011.  

 

                                 

                               

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта «Место картофеля в жизни человека»

ПРОБЛЕМА (это противоречивая ситуация, которая требует разрешения):

  • многие дети любят картофель, но далеко не все знают о его происхождении и об использовании.

ЦЕЛЬ (это то, к чему стремятся, чего хотят достичь):

  • расширение знаний о весьма простом продукте питания – картофеле.

ГИПОТЕЗА (это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом):

  • предположим, что весь картофель полезен и должен использоваться в питании.

ЗАДАЧИ (это то, что необходимо решить, выполнить):

  1. Собрать информацию о происхождении картофеля, условиях его выращивания и его роль в питании.
  2. Экспериментальным путём определить некоторые свойства картофеля и его вкусовые качества.
  3. Передать полученные знания учащимся школы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. (Почему этот проект важен для меня).

  • Наверное, не найти на Земле такого места, где бы картофель не употребляли в пищу. Без картофеля не обходится ни одна семья. Мы почти каждый день едим картофель – жарим, варим, печем. Он не приедается и его ничем не заменить. Поэтому мы должны всё знать об этом продукте и его использовании.

МЕТОДЫ (способы действия, приём работы)

  1. Анкетирование (опрос)
  2. Сбор информации, переработка информации (анализ, синтез)
  3. Дегустация (проба)
  4. Эксперимент (опыт)

МОИ ОЖИДАНИЯ ОТ ПРОЕКТА

  • Я смогу рассказать детям о истории картофеля, чем полезен картофель, поделиться рецептами.

ПРОДУКТ ПРОЕКТА. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

  • Учебная презентация «Поговорим о картофеле»
  • Итоги дегустации, экспериментов (папка проекта)
  • Практическое занятие «Поговорим о картофеле»
  • Рекламный плакат, памятки по использованию.

ВЫВОДЫ.

  1. Картофель прошёл длинный исторический путь прежде, чем занял одну из главенствующих ролей в нашем питании, и    мы стали считать его вторым хлебом.
  2. Существует много сортов картофеля, отличающихся окраской кожуры, мякоти, вкусом.
  3. В разных сортах картофеля содержится разное количество крахмала. От этого зависит степень его разваривания.
  4. Полезен картофель любой окраски, но нужно помнить о том, что каждому блюду свой сорт картофеля.
  5. Картофель полевая культура и выращивать картофель необходимо в полевых условиях, соблюдая определённую технологию.

ИСТОЧНИКИ.

  • Ресурсы ИНТЕРНЕТ

https://kartofan.org/istoriya-kartoshki.html 

http://www.inqui.ru/2012/05/interesnye-fakty-kartofel.html 

  • Литературные источники
  1. З.И. Родная «Картофель в огороде и на столе»
  2. Ю.Д. Комов «Всё о картофеле»

План выполнения проекта (10 недель)

Этап

Моя деятельность

Срок

Методы работы

Подготовительный этап (2 недели):

1.

  • Выбор темы и уточнение названия 

Совместно с учителем и родителями определиться с темой, выявить проблему, выдвинуть гипотезу, познакомиться с правилами работы над проектом.

1 неделя

Беседа,

анкетирование уч-ся начальной школы,

анализ и обработка данных.

2.

  • Сбор информации

Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы.

(Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)

1 неделя

Поиск материалов по теме в разных источниках,

планирование работы,

распределение обязанностей.

                 Практический этап (6 недель):

3.

Анализ информационных материалов по теме

Выбрать материал, который может заинтересовать ребят (текстовый, наглядный, визуальный)

1 неделя

Отбор материала

4.

Эксперимент

 

Сравнить картофель по разным признакам.

Выяснить свойства картофеля.

Посадить картофель в комнатных условиях

1 неделя

Определение и сравнение опытным путём картофеля

5.

Наглядное оформление приобретённых знаний

Создать наглядные материалы по теме проекта (презентацию, плакат о пользе картофеля, памятку об использовании картофеля)

2 недели

Синтез приобретённых знаний

6.

Практическое занятие

Провести в начальной школе занятие о пользе картофеля с частичным приготовлением блюд с этим продуктом

1 неделя

Практическая деятельность

Обобщающий этап (2 недели):

7.

Анализ итогов занятия

Обобщить мнения ребят о полученных знаниях, записать интервью.

1 день

Интервью

8.

Анализ работы над проектом

Выявить что в работе удалось, а что не получилось. Какие этапы были самыми сложными, самыми интересными?

1 неделя

Самоанализ, самооценка

9.

Подготовка к презентации проекта

Научиться кратко представлять свой проект, чётко рассказывать о поставленных целях и решённых задачах, эмоционально представлять продукт своего проекта

1 неделя

Составление текста выступления,

тренировка в публичном выступлении

10.

Защита проекта

Представить проект (рассказать о ходе работы над проектом, показать продукты проекта)

1 день

Публичное выступление

Распределение выполняемой работы

Вид деятельности

Кто выполняет

Результат деятельности

Подготовительный этап

Анкетирование и обработка результатов

Сводная таблица результатов

Теоретическая деятельность (поиск информации)

Откуда в России появился картофель.

Мультимедийная презентация

Какой бывает картофель.

Как выращивать картофель.

Использование картофеля в питании.

Практическая деятельность

Приготовление различных блюд

Семейная дегустация

Реклама продукта

Изготовление плаката

Сбор интересных рецептов

Изготовление книги рецептов

Проведение практического занятия в начальной школе

Практикум «Учимся готовить»

Завершающий этап

Рефлексия занятия

Запись интервью

Подготовка презентации к защите

Представление и защита проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Реализация внеурочной деятельности в сельской школе

Трудности, проблемы и первые результаты внеурочной деятельности за 2011-2012гг...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе

Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В с...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....