Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе
статья на тему

Ганжа Светлана Давыдовна

Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В статье приводятся варианты проектных задач и их внутреннее наполнение. Представлена возможная  модель  проектной задачи ,как инструмента по достижению гарантированных планируемых результатов. Даются практические рекомендации педагогам по их применению в обучении младших школьников. Статья, отражает места «прорыва» в собственном классе с описанием опыта проектных задачпо достижению нового качества начального образования благодаря включению в проект. В статье описывается переход от проектной задачи в младшей школе к проектной деятельности в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-17.docx356.6 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Проектная задача в начальной школе  шаг к проектной деятельности в основной школе»

ГанжаСветланаДавыдовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№2»г.Назарово,Красноярского края, учитель начальных классов.

Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В статье приводятся варианты проектных задач и их внутреннее наполнение. Представлена возможная  модель  проектной задачи ,как инструмента по достижению гарантированных планируемых результатов. Даются практические рекомендации педагогам по их применению в обучении младших школьников. Статья, отражает места «прорыва» в собственном классе с описанием опыта проектных задачпо достижению нового качества начального образования благодаря включению в проект. В статье описывается переход от проектной задачи в младшей школе к проектной деятельности в основной школе.

«То, что ребенок сегодня  умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно»

Л. С. Выготский

В статье расскажукоротко о том, какие места «прорыва» осуществились в моем классе, и опишу изменения  моей практики по достижению младшими школьниками планируемых результатов. Нахожусь в самом начале пути реализации  проектных задач в своей педагогической деятельности благодаря включению в проект. Тем не менее, накоплен определённый опыт работы в этом направлении, которым я хочу поделиться. Это  проектные задачи, которые мы с детьми решали в классе и некоторые  заслуживают внимания.

Требования ФГОС нового поколения заключаются в том, что целью обучения учащегося является не предметный, а личностный результат.  Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.[6]

В качестве основного результата обучения в школе выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи[1, 13].

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. На первый план выходит личность школьника, способность  к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.

Наиболее эффективным способом   создания  «естественной среды», то есть условий, максимально приближенных к реальным, является  проектная задача в начальной школе[3, 26]. Для полноценной организации проектной деятельности на начальной ступени образования  учитываю возрастные возможности младших школьников.

Анализируя свою деятельность,  я сталкивась с рядом проблем:  

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неспособность учащихся внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.

  Нельзя не учитывать и тот факт, что очень часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Выход и решение этих проблем я вижу в проектных задачах.

     В течение последних двух лет я широко применяю  проектные задачи в своей работе, поэтому в 2014-15 учебном году я выбрала методическую тему «Проектная задача прообраз проектной деятельности». Я изучаю теоретические материалы, внедряю в практику новые технологии, в частности, проектные задачи и  основную технологию Образовательной системы «Школа 2100. Внедрение   проектных задач происходит на базе школьного класса, которое предполагает успешное развитие социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их. Так в проектной задаче «Как Петя страну от Змея Горыныча спас» конечным детским продуктом является сборник по пожарной безопасности.

Задача.В некотором царстве, в Российском государстве случилась беда страшная. Напал на страну Змей Горыныч при 6 головах. Каждая голова извергала огонь. Все на своем пути он сжигал: и дома, и деревни, и леса, и даже целые города. Не было с ним ни какого сладу, никто не мог его победить.И жил – был мальчик Петя. Учился он в обычном классе школы № 1, что в городе Заводоуковск.  И увидел Петя сон, о том, что только он может спасти страну от Чуда-Юда, но не мечом и ружьем, а хитростью и знаниями.

Задания:

  1. Вот летит Змей Горыныч, все головы огнем дышат. Подлетел к Пете и говорит: «Сразиться со мной хочешь? Не получится!» И дыхнул на него искрами, которые тут же превратились в буквы:  К И С П Ч И. Петя не растерялся и тут же из них составил слово:
  2. Напиши, какие горючие жидкости получились у тебя.

мкфмефмрмофмсмимнф___________________________________

синиесифистиьс __________________________________________

рмрарсрлро____________________________________________

  1. Ответь на вопросы:1. Чем опасен дым? ______________________________

2. Почему по квартире во время пожара нужно передвигаться пригнувшись.

Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга

Под проектной задачей  А. Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий  целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве [2, с.12].

Проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий  найти возможные «стратегии» ее решения. Она позволяет формировать у детей умение сотрудничать друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения задач, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.Использую проектные задачи, чтобы подготовить младших школьников к полноценной проектной деятельности в подростковой школе.Отсюда возникает цель  моей педагогической концепции: Создание такой системы проектных задач, которая предполагала бы успешное развитие социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.

В связи с поставленной целью решаю следующие задачи:  

  • Изучить всю доступную информацию по проектной деятельности учащихся.
  • Прохождение курсов повышения квалификации по теме.
  • Мотивировать учащихся на работу над проектом, объяснить преимущество этого рода деятельности.
  • Внедрить проектную деятельность в классно-урочную и внеурочную деятельность без ущерба для освоения программы.
  • Привести к единой системе все имеющиеся проектные задачи.
  • Формировать у детей умения сотрудничать друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения задач, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.
  • Отслеживать результаты влияния проектной задачи учащихся на усвоение ими содержания образования путём диагностического мониторинга.

       Я выяснила, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности для младших школьников  стали проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения.

Предполагаю структуру проектной задачи

В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Проектная задача:

  • имеет общий сюжет, задаётся реальная ситуация, в которой дети пользуются набором известных или неизвестных им способов действия;
  • состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
  • двигаются от задания к заданию  как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);
  • задания  имеют определённые "шумы" (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;
  • заключительное задание задачи является общей "сборкой", позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для меня это задание "ключевое", предмет общей оценки решения задачи).

Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах [5,2].Придерживаюсь следующих этапов работы над проектной задачей:

1. Формирование рабочих групп (4-6 человек). Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи. Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их распределение между членами группы.

2. Выполнение отдельных заданий в группах.

3. Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт».

4. Представление результатов решения задачи. Ознакомление с результатами работы групп. Обсуждение результатов работы.

5. Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы. Вариантом организации этого этапа  анкета.

1)восстанови основные этапы работы твоей группы в ходе урока;

2) укажи свой личный вклад в работу группы;

3) что у тебя не получалось при выполнении своих обязанностей в группе?

4) что нового ты узнал в ходе решения этой задачи и над чем тебе придется дальше работать?

Не секрет, что после изучения темы мне недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, можно более объективно оценить знания детей и определить их проблемы.  Важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирую, они увлечены решением задачи, работают не «на меня-учителя», а на свою общую цель и, тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме.Проектные задачи  использую как предметные и межпредметные.В классе мною организованы несколько проектных задач

Название проектного задания

Предмет

 Мой товарищ

 Литературное чтение

Способы Проверки Орфограмм

 Русский язык

Машина времени

Математика

Планета Земля

Окружающий мир

Схемы – помощницы для определения членов предложения»

Русский язык

Поляна достижений

Внеурочная деятельность

 В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт» [2, 22].Результаты выполненных работ, которые получают учащиеся,   «осязаемы»: если это  теоретическая проблема, имеется конкретное ее разрешение, оформленное в виде информационного продукта, если практическая проблема,  конкретный продукт, готовый к использованию.

Например проектная задача: Учащимся  класса предлагается изготовить в подарок для первоклассников пособие, которое поможет им в проверке орфограмм. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на три группы (по способам проверки). Каждая группа получает техническое задание.

1.распределить задания внутри группы;

2.определить способ проверки орфограмм;

3. составить рассказ о способе проверки орфограмм, который нужно будет изложить в своей части пособия;

3. придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик освоил данный способ, а также перечислить критерии оценки усвоения способа.

Результат: Иллюстрированное пособие (на листе бумаги формата А2, в котором чётко, наглядно, доступно будут написаны известные способы проверки орфографии.

Ребенок  знает, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Примером может быть проектная задача «Планета Земля» продукт рисунок и карта острова.

C:\Users\Светлана Викторовна\Desktop\ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ\Скаков\РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.КАРТА ПРАКТИЧ.РАБ\Фото-0022.jpg

Такие проектные задачи  решаю во всех трех фазах учебного года: в фазе запуска – с целью актуализации известных детям знаний, способов действий и постановки предметных задач на новый учебный год; в фазе постановки и решения учебных задач – с целью освоения способов внутригруппового и межгруппового взаимодействия; в рефлексивной фазе – с целью обобщения знаний [5, 2].Считаю, что основная педагогическая цель проектных задач – способствоватьформированию разных способов учебного сотрудничества и поэтому основной метод – наблюдение.

Действия

Сформулировали ли  дети  задачу?

Указали ли дети те действия, которые им необходимо осуществить для решения задачи?

Распределили учащиеся между собой задания?

Испытания делали последовательно, как задано в задаче?

Как взаимодействовали дети в ходе выполнения задач? Помогали ли друг другу?

Соответствие результата поставленной цели

Базируется ли итоговый «продукт» на результатах выполнения отдельных заданий

Качество итогового «продукта»

Текст

Формы представления данных

Иллюстративный материал

Качество выступления

Введение проектных задач в образовательный процесс  существенно поменял систему оценивания. Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач стали  экспертные карты и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных     «продуктов».

Критерии

Способность рефлексировать (видение проблемы, анализ того, что сделано: почему получилось, почему не получилось; видение трудностей, ошибок)

Способность целеполагать(постановка и удержание цели проектной задачи)

Способность планировать (составление плана своей деятельности)

Способность моделировать (представление способа действия в виде схемы-модели, выделение  существенного и главного)

Способность проявлять инициативу (активность, выдвижение новых идей при поиске способа решения задачи)

Способность вступать в коммуникацию (взаимодействие при решении задачи, отстаивание своей позиции, принятие или аргументированный отказ от точки зрения  других)

 В роли экспертов и участников иногда привлекаю учителей, родителей, старшеклассников.Обязательно  присутствует публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.В результате работы над проектными задачами, наблюдая за учащимися,  я  убедилась, что они дают хорошие результаты  воспитания и обучения детей, являются условием развития индивидуальных способностей учащихся, формируют у них навыки «всегда быть успешными»,  развивают ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.Проектная задача «Мои достижения» сплотила детей, развилакоммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, продемонстрировала умение работать в команде с родителями и доводить до конца начатое дело. Результатом стал стенд в классе «Поляна достижений».

 Я провела анкетирование с учащимися по введению проектных задач в образовательный процесс. Анализ показал, что:

  • Интерес  зависит от степени самостоятельности: 87% школьников ответили, что проектная задача была им интересена именно потому, что выполняли лишь при небольшой помощи руководителя.
  • 56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап ; 20% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода продукта; 24 % - презентацию.
  • По итогам выполнения проектных задач 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности.
  • Большая часть учащихся высказала   адекватную самооценку.

Изменение моей позиции, превращение в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников привело к смене психологического климата в классной комнате, т.к.  пришлось переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.В этих условиях  выполняю только функции управления и коррекции деятельности учеников. Они сами ставят перед собой задачи, планируют и решают их, осуществляют контроль своих действий и оценку своего результата, сами определяют свою индивидуальную образовательную траекторию. Центром, который  удерживает вокруг себя разные виды деятельности учеников (учебную, игровую, трудовую), и стала проектная деятельность ребят и взрослых. Имеется удобное пространство для групповой работы, рефлексивное зонирование. Имею возможность сформировать в школе единое смысловое поле, скоординировать цели и усилия, обмениваться опытом и средствами, мотивировать и корректировать друг друга. Создаю такую среду, где не только ученики, но и учителя корпоративно осваивают новое, все  подручные средства работают  на цели. Совместно нарабатываем банк проектных задач. Это происходит как на педсоветах, семинарах, мастер-классах, так и путем неформальных внутришкольных форм взаимодействия.

Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.  Так что выход есть! Он непрост, но эффективен и интересен, как для учителя, так и для учеников.

 Таким образом, проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность апробировать различные пути  решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях.

Список используемой литературы

  1. Асмолов  А.Г.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.- М.:Просвещение,2008.
  2. Воронцов  А.Б.  Проектные задачи в начальной школе.-М.: Просвещение,2009.
  3. Петерсон  Л.Г. Деятельностный метод обучения.-М.,: АПК и ППРО, 2007.
  4. Цукерман Г.А. Учебная задача – точка роста поисковой активности. Комментарий к видеозаписям уроков. Ч. 3. - М.: АПКиППРО, 2005.
  5. Воронцов  А.Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения // http://nsc.1september.ru/article1.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // приказ МОН РФ от 6 октября 2009 г. №373  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные задачи в начальной школе

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно ...

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Решение проектных задач в начальной школе

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов....

"Проектная задача в начальной школе"

Данный материал был использован при проведении семинара для учителей начальной школы по теме "Проектная задача". Семинар проходил в два этапа: теоретическая часть (материал о том, что такое проектная ...

Проектная задача в начальной школе

Сравнительный анализ понятия "проект" и "проектная задача", применение в начальной школе проектных задач....

Проектные задачи в начальной школе

Статья рассказывает о применении проектных задач в обучении детей в начальной школе....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...