Главные вкладки

    Проектная задача в начальной школе
    статья (2 класс) на тему

    Бычихина Ольга Борисовна

    Сравнительный анализ понятия "проект" и "проектная задача", применение в начальной школе проектных задач.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

        Проектные  задачи  как  прообраз  проектной деятельности.

      Эксперты не раз отмечали беспомощность наших детей в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных знаний от их повседневной жизни. Наши дети не умеют правильно понимать и использовать инструкцию, не понимают учебную задачу и не владеют навыками самоконтроля. Поэтому всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения.

       При разработке  федеральных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения.

       В последнее время эту проблему пытаются решить через организацию проектной деятельности. Но выявляются две крайности: либо это механический перенос метода проекта в начальную школу из основной, либо простое присваивание названия «проект» всему, что только не делается (самостоятельное решение задач или выполнение упражнений и т д.). На самом деле полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи.

          Что же такое проектная задача? Под проектной задачей надо понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка  результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное  самоизменение  группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближённых к реальным. На такой задаче нет “этикетки” с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее “оторван” от самой задачи и жить отдельной жизнью. Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий её решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи. Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.

       Отличие проектной задачи от проекта  заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

       Какие педагогические эффекты несёт такая задача?

    • Задаёт реальную возможность организации взаимодейстия детей между собой при решении поставленной задачи.
    • Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
    • Даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную  ситуацию, где способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.                                                                                                                                          

    Таким образом, у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

    • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное- почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки)
    • целеполагать (ставить и удерживать цели)
    • планировать
    • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё главное)
    • проявлять инициативу при поиске способов решения задачи
    • взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию принимать или отклонять точки зрения других.

     Итак, проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в основной школе. Эти задачи содержат творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробовать различные пути решения. Они должны помочь детям научиться видеть и слышать друг друга. Но для того чтобы включение системы проектных задач в образовательный процесс давало эффект, необходимы серьёзные изменения в содержании и организации всего процесса обучения (динамическое расписание, другая система оценивания, разновозрастное сотрудничество, включение 5 класса в начальную школу).

                                  Структура проектной задачи.

       Прежде всего должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задачу должны сформулировать сами дети. Возможных вариантов решения задачи должно быть несколько.

        Далее, проектная  задача должна  содержать в явном или скрытом виде набор действий, которые должны быть выполнены группой. Количество заданий в проектной задаче - это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была завершена.

        Решить задачу- это значит создать какой-то реальный «продукт» который можно представить публично и оценить.

         В 1-3 классах основная педагогическая цель проектных задач - способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод учителя- встроенное наблюдение. К такой работе можно привлекать других свободных учителей, родителей и старшеклассников. Вооружившись специальными «картами наблюдения» эксперты подключаются к детским группам, наблюдают их работу ,но ни в коем случае не вмешиваются в процесс решения задачи, а только фиксируют свои наблюдения. Главной является оценка процесса решения, процесса предъявления результата и только потом оценка самого результата.

        В 4-5 классах основной целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов решения в новую ситуацию. Эксперты смещают акцент наблюдения  к оценке выбора группой стратегии решения задачи. Оценивается учителем непосредственно результат, а процесс проектирования оценивают сами школьники.

      Сколько проектных задач должно быть в учебном году и где их место в учебном процессе?

    Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в календарно-тематическом планировании учителей начальной школы. Как правило, на решение предметной задачи нужно 2 урока, на решение межпредметных проектных задач – по 2 урока ежедневно в течение недели  (кроме решения проектных задач, других учебных занятий не предусматривается). В общей сложности на решение проектных задач по одному предмету в течение учебного года потребуется 20-26 часов (20-30% учебного времени). Но эти «потери» учебного времени оправданы тем, что задачи современной начальной школы связаны не только с приобретением знаний, умений и навыков, но и с применением их в новом качестве. Таким образом, без изменений  всей образовательной среды школы, поиска новых технологий, которые позволят высвободить время для решения системы проектных задач, внедрение этого вида задач станет невозможным. А достигнуть новых образовательных результатов в условиях классно-урочной системы тоже невозможно.

          В заключении хочется сказать, что инновации могут быть успешными только при условии, если они носят системный характер, затрагивают многие стороны образовательного процесса, вызывая необходимость его модернизации в целом. Начальная школа – это не место для полноценных проектов. Она является местом подготовки детей к проектной деятельности.

    Образовательный эффект от любой инновации происходит только в том случае, если вокруг этой инновации меняется вся среда школы. Необходим процесс сближения начальной и основной школы. Если начальная школа строит свой образовательный процесс через систему проектных задач, то в основной школе должен быть обеспечен следующий шаг- переход к проектным формам учебной деятельности. Наступила эра открытого образования, в которой нет границ между ступенями. В процесс образования должен быть вовлечен весь педколлектив.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Проектная деятельность в начальной школе

    Слайд 2

    То ,что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л.Выготский Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю. Конфуций

    Слайд 3

    Какие проблемы испытывают наши ученики? не умеют правильно понимать и использовать инструкцию не понимают учебную задачу не владеют навыками самоконтроля не могут применить свои знания в повседневной жизни

    Слайд 4

    Стандарты второго поколения «Приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения»

    Слайд 5

    Метод личностно-ориентированного обучения. Развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс учебных заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности и представления изученного материала в виде какого-либо продукта. Метод проектов

    Слайд 6

    Проектная задача Проект Это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе которой происходит качественное самоизменение группы детей. Термин «проект» ( projectio ) в переводе с латинского означает – бросание вперед В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.

    Слайд 7

    Педагогические эффекты задаёт реальную возможность организации взаимодействия детей между собой Учит способу проектирования через специально разработанные задания Даёт возможность посмотреть, как происходит «перенос» известных способов действий в новую модельную ситуацию

    Слайд 8

    «Плюсы» проектной деятельности: Навыки самообразования и самоконтроля; Моделируется реальная технологическая цепочка: задача – результат; Навыки групповой деятельности

    Слайд 9

    «Минусы» проектной деятельности: возрастает нагрузка на учителя; ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки); психологические коммуникативные проблемы; проблема субъективной оценки

    Слайд 10

    Структура проектной задачи Описание проблемной ситуации Задача формулируется детьми Набор заданий(действий), которые должны быть выполнены группой детей Создание реального продукта Представление(презентация) продукта

    Слайд 11

    Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов Ученик Учитель Открывает новые знания Экспериментирует Выбирает пути решения Активен Субъект обучения Определяет цель деятельности Несет ответственность за свою деятельность Помогает определить цель деятельности Рекомендует источники получения информации Раскрывает возможные формы работы Содействует прогнози-рованию результатов Создает условия для активности школьника Партнер ученика Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

    Слайд 12

    Этапы осуществления проектной деятельности Постановочный (тема, идея) Давайте попробуем… О чем хотели бы …? Выбор проекта в теме (продукт) Что интересного… ? В каком виде…? Подготовит. Анализ С кем вместе…? Что знаем…? Что еще хочется узнать? Как можно распределить работу? Когда закончим? планирование синтез Что? Кто? Где? Когда? Реализация Как продвигается? В чем труд-ность? Помощь требуется ? Презентация продукта; рефлексия В какой форме? Кого пригласим? Что удалось – не удалось? Почему?

    Слайд 13

    Цели проектной деятельности родители творчество организация действий, общение успех проекты применение знаний поиск сведений

    Слайд 14

    Классификация учебных проектов ПРОЕКТЫ Индивид. групповые разновозрастные общешкольные международные предметные межпредметные надпредметные социальные прикладные Творческие (худож. и музык.) информационные игровые исследовательские перспективные долгосрочные среднесрочные краткосрочные

    Слайд 15

    окружающий мир, 2 класс моя страна Проектная задача охватывает 5 тем по курсу окружающего мира 2 класс (автор учебника А.А.Вахрушев). Временные рамки-2 четверть. В ходе работы над проектом дети знакомятся с картой, учатся её читать. Результат проектной задачи -создание макета своей страны . В работе использовались методические рекомендации А.А.Вахрушева.

    Слайд 16

    Правила совместной работы в группе. 1. Не кричи , иначе вызовешь раздражение друзей. Говори чётко и спокойно. 2. Слушай внимательно того, кто говорит, старайся понять собеседника. 3. Хорошо подумай , прежде чем что-то сказать вслух, чтобы не вызывать смех. 4.Старайся активно участвовать в обсуждении и выполнении заданий в своей группе. 5.Не стесняйся высказывать своё мнение: в споре рождается истина . 6.Не обижайся на критику, прими сказанное к сведению. 7. Старайся не обижать товарищей во время обсуждения . 8.Помни, что ты учишься и имеешь право на ошибку . 9. Научился сам- научи товарища.

    Слайд 17

    План рассказа о стране. (защита макета) 1.В какой части света находится страна? На каком материке? 2.Какие формы рельефа преобладают в стране (горы, равнины, возвышенности)? 3.Какие водоёмы есть в стране? (моря, озёра, реки) 4.Назовите населённые пункты страны (города, деревни, посёлки). 5.Какие животные и растения можно встретить в вашей стране? 6. Расскажите о достопримечательностях вашей страны(если они есть). 7.Почему вам хочется жить в такой стране? Дополнительные вопросы. *Какие материалы вы использовали для создания макета? *Кто помогал вам в создании проекта? Кому хочется сказать «спасибо»?

    Слайд 18

    Анкета для самоанализа 1.Тебе понравилось работать над проектом? __________________ 2.Какие сложности у тебя возникли? Подчеркни. А) Не хватало знаний по предмету окр. мир Б) Мало времени В) Лень этим заниматься Г) Не было помощников Д) Не хватало фантазии 3. Хотел бы ты ещё раз поучаствовать в проекте? ________________ 4. Как бы ты оценил своё участие в работе группы? Подчеркни. А) Самое активное Б) Скорее активное, чем пассивное. В) Присутствовал при работе, наблюдал. Г) Не участвовал в работе Д) Участвовал только в обсуждении проекта Е) Делал, что сказали другие

    Слайд 19

    Таблица для оценивания макета


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектные задачи в начальной школе

    ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно ...

    Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

    Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

    Решение проектных задач в начальной школе

    Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов....

    "Проектная задача в начальной школе"

    Данный материал был использован при проведении семинара для учителей начальной школы по теме "Проектная задача". Семинар проходил в два этапа: теоретическая часть (материал о том, что такое проектная ...

    Проектные задачи в начальной школе

    Статья рассказывает о применении проектных задач в обучении детей в начальной школе....

    Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

    В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

    Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе

    Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В с...