условия продуктивности педагогических технологий
статья

Cтатья о том, при каких условиях может работать та или иная технология

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В условиях социально–экономических реформ, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием современного научно–технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынках труда и образовательных услуг, инновации в образовании становятся жизненно важным элементом, необходимым условием успеха в обучении и подготовке кадров. Выдвигаясь в число решающих факторов эффективности учебного процесса, образовательные нововведения требуют специального изучения и формирования профессиональных компетенций педагогов. Тема повышения продуктивности и качества образования и как следствие педагогического процесса, представляет обширное поле для изучения.

Сегодня многими учителями применяются современные технологии и инновационные методы обучения с целью достижения результативности обучения.

Поэтому применение на уроке новых педагогических технологий способствует развитию познавательного интереса у учащихся, учит систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, новые технологии обучения применяемые на уроке, способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений. Но от чего зависит выбор той или иной технологии, что делать чтобы заработала технология, как она работает и каковы условия продуктивности технологий?

Главная цель данной статьи состоит в изучении условий  продуктивности педагогических  технологий.

Во-первых, знание технологии педагогом — это одно из условий продуктивности той или иной технологии на уроке. Прежде чем реализовать технологию, педагогу следует хорошо усвоить ее цели, содержание и обеспечить организацию и проведение в соответствии с ее основным замыслом.  Гарантированное достижение цели дает только целостная технология. Освоение педагогических технологий тоже должно быть технологичным, т.е. здесь также необходимо выдерживать строгую логику, нарушение которой приводит к искажению желаемых результатов в образовании.

Хочется особо отметить этап применения  какой-либо новой технологии. Он предполагает четыре последовательных шага:

- Применение отдельных элементов технологии (характерных приемов и методов или их цепочек).

- Группировка освоенных элементов, применение их на уровне фрагментов технологии.

- Последовательное применение всей технологии в целом, восстановление логики, заложенной в ней.

- Творческое применение технологии, адаптация ее к особенностям своего стиля работы, усовершенствование отдельных элементов. Пройдя эти этапы один за другим, педагог не только получит более совершенные результаты в образовании детей, но и удовлетворение от собственной работы, ставшей более эффективной.

Во-вторых, обязательно учитывать  возрастные особенности учеников. Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

Уровень обучения и воспитания в  школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

В-третьих, важна мотивация учеников. От ее качества зависит общее качество процесса учения и обучения. Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду деятельности, общения, связанное с удовлетворением этой потребности. Мотив учения – это направленность ученика на определенную сторону УД. Мотивация – необходимое условие для успешности в учении. В случае дефицита мотивации имеющиеся задатки не превращаются в способности, а интеллектуальное и личностное развитие идет гораздо медленнее, чем могло бы при благоприятных условиях. Мотивация учения может быть внутренняя, когда у ребенка формируется личная потребность в ЗУН, он осознает значимость учения для себя. Внешняя мотивация - это стимулы, поддерживающие активность ребенка извне, вынуждающие действовать его определенным образом. Наилучшая педагогическая ситуация та, которая, порождая внутреннюю мотивацию, одновременно поддерживает ее соответствующей внешней стимуляцией, т.е. когда стремление ребенка к психологическому самосовершенствованию подкрепляется созданием благоприятных для этого внешних условий. Мотивы различаются по силе, по модальности (положительные, например, мотив достижения успеха, и отрицательные, например, мотив избегания неудачи). 38 Смысл учения для каждого ребенка опирается на систему идеалов, ценностей, которые он усваивает из своего окружения. Смысл учения всегда включает 2 момента: осознание ребенком объективной значимости учения и понимание субъективной значимости учения для себя.

И в четвертых, наконец, педагогические умения.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода  во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми.

Профессионально-педагогическая компетентность – это готовность педагога к осуществлению профессионально-педагогической деятельности, владение специалистом необходимыми для успешной педагогической деятельности знаниями и опытом (Т. М. Ковалёва, В. А. Сластенин, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторской и др.).

Профессионально-педагогическая компетентность учёными чаще всего рассматривается как единство теоретической и практической готовности к педагогической деятельности. Для описания профессиональной компетентности педагога используются понятия «психолого-педагогические знания» и «педагогические умения».

Психолого-педагогические знания включают в себя знания методологических основ и категорий педагогики, сущности, целей и технологий образования, закономерностей возрастного развития.

Педагогические умения – совокупность последовательных действий, основанных на психолого-педагогических знаниях и направленных на решение задач обучения и воспитания (часть этих действий может быть доведена до автоматизма, т. е. являться навыками).

Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через педагогические умения, которые можно объединить в 4 группы:

1) умения, связанные с формулированием педагогических задач на основе содержания образования и воспитания (изучать личность учащихся и ученический коллектив, формулировать цели и задачи на основе полученных сведений);

2) умения построить и привести в действие педагогическую систему (планировать деятельность, выбирать оптимальные формы, способы и средства осуществления педагогического процесса);

3) умения устанавливать взаимосвязь между компонентами и факторами образования (создавать оптимальные условия, активизировать деятельность учащихся, осуществлять связь школы с семьями и социальной средой);

4) умения учёта и оценки результатов педагогической деятельности (анализа и самоанализа, контроля и диагностики, определения на основе полученных результатов задач дальнейшей деятельности).

Наряду с понятием «профессионально-педагогическая компетентность» в учебных пособиях по педагогике используется понятие «профессионально-педагогическая культура» (И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.).

Профессионально-педагогическая культура – это важная часть общей культуры педагога.

Разница между общей и профессиональной культурой состоит в том, что общая культура личности педагога не имеет профессиональной специфики; профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с профессиональной деятельностью.

Рассмотрим это на следующем примере. Человек, обладающий высокой общей культурой, тактичен. В частности, он может «не обратить внимания» на неточность в речи собеседника, чтобы не поставить партнёра по общению в неудобную ситуацию. Педагог же обязан указывать ученику на его ошибки, но делать это в необидной и конструктивной форме, таким образом, чтобы усиливать мотивацию учения, вызвать у ребёнка желание избавиться от подобных ошибок, а не «отбить охоту» учиться.

В первом случае такт – часть общей культуры, во втором – часть профессионально-педагогической культуры (педагогический такт).

В первом случае не требуется никакой педагогической подготовки, во втором она необходима.

Взаимосвязь и взаимозависимость общей и профессиональной культуры педагога проявляется в том, что…

- элементы общей культуры личности присутствуют и в профессионально- педагогической культуре;

- повышая свой общекультурный уровень, педагог находит применение новым знаниям и умениям в профессиональной деятельности;

- педагог сам должен обладать высокоразвитой общей культурой, чтобы формировать её у детей, быть примером культурного человека для их родителей;

- будучи профессионалом, педагог сознательно ставит перед собой задачи повышения собственного общекультурного уровня в процессе самообразования.

Профессионально-педагогическая культура включает в себя три основных компонента: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент – это совокупность педагогических ценностей: профессионально необходимых знаний, представлений, убеждений педагога. 

Технологический компонент включает способы и приёмы педагогической деятельности.

Личностно-творческий компонент представляет собой отражение педагогических ценностей, способов и приёмов педагогической деятельности в деятельности педагога: их интерпретацию и переосмысление, педагогической творчество.

Педагогические способности – это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, определяющие успех в овладении педагогической деятельностью.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются...

- педагогический такт (способность педагогом выбрать правильный подход к учащимся в самых разнообразных сферах деятельности);

- педагогическая наблюдательность (способность замечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся, отслеживать их реакции, концентрировать внимание на том или ином объекте педагогического процесса);

- любовь к детям;

- потребность в передаче знаний.

Дидактические способности связаны передачей учащимися учебного материала (способность сделать его доступным, интересным, побуждая учащихся к активной деятельности и самостоятельной мысли).

Перцептивные способности – способности адекватно воспринимать ученика, понимать его личность, его потребности и интересы, «проникать» в его внутренний мир.

Речевые способности – это способности ясно и выразительно формулировать мысли свои мысли, чувства, правильно используя жесты и мимику.

Организаторские способности – это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

Авторитарные способности – способности эмоционально-волевого влияния на учащихся с целью добиваться у них авторитета.

Коммуникативные способности – способности общаться с детьми, находить к ним правильный подход, налаживать с ними педагогический целесообразные взаимоотношения; к числу этих способностей также относится наличие педагогического такта.

Прогностические способности (иначе их можно назвать педагогическим воображением) – это группа способностей, связанных с предвидением последствий своих действий, с представлением о потенциале личности учеников, с прогнозированием развития у них тех или иных качеств, с проектированием педагогического процесса.

Способности к распределению внимания. Прежде всего, распределение внимания требуется, чтобы хорошо организовать работу класса на уроке (и вообще работу любой группы учащихся, воспитанников). Для этого мало дать всем задание, надо «видеть» каждого ученика, чтобы вовремя помочь, подбодрить, сделать замечание и т.д. Кроме того, внимание приходится распределять между несколькими видами деятельности, а это также очень важно для работы учителя, поскольку, как мы выяснили ранее, педагогическая деятельность чрезвычайно разнообразна, и требует в разных случаях применения разных знаний и умений.

Ответственное отношение к профессиональному труду реализует через профессиональные усилия постоянную ориентацию педагога на результативность своей работы, на качество продуктивности деятельности и вынуждает педагога постоянно соразмерять свои действия с последствиями воспитательного характера, выстраивать стратегию и тактику заботы о развитии ребенка во имя счастья ребенка.

Педагогическая технология может быть эффективной только в том случае, если она: — актуальна, т.е. востребована современными условиями общественного развития; — основана на закономерностях человеческого восприятия и развития ребенка; — учитывает особенности данного состава класса (или отдельного ребенка), самого педагога и условий, в которых он эту технологию осуществляет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процессе в начальной школе как основное условие модернизации российского образования"

Статья"Развитие педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процессе в начальной школе как основное  условие модернизации российского образования"Концепция  мод...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Кейс - технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

Кейс - технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС...

Современные педагогические технологии в условиях ФГОС. Здоровьесберегающие технологии

Современные педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе  в условиях ФГОС...

"Кейс - технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС"

Кейс технология - теория и практика. Виды кейс-технологии. Фрагмент урока  литературного чтения "Ванька" А.П.Чехова....

Особенности проектирования уроков литературного чтения в условиях реализации ФГОС . Технология продуктивного чтения

Федеральный государственный образовательный стандарт впервые в истории нашего образования обозначил не содержание, которое надо «пройти» за время обучения в школе, а главные образовательны...