Брейн
план-конспект занятия (2 класс)

Фомина Светлана Николаевна

Брейн-ринг - это интеллектуальная игра, в которой две команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причём правильно ответивший первым лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. Побеждает команда, набравшая больше очков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие Брейн-ринг

«Поет зима, аукает…» , 2 класс.

Брейн-ринг - это интеллектуальная игра, в которой две команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причём правильно ответивший первым лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Учитель-дефектолог: Фомина Светлана Николаевна.

Цели и задачи занятия:

  1. Учебные:  уточнить и расширить знания детей о зимних изменениях в природе (дальнейшее уменьшение продолжительности дня, снегопад, вьюги, метели), совершенствовать умения в дифференциации согласных С - З в связных текстах; закреплять звуко-буквенный анализ слов;
  2. Коррекционно-развивающие:

- обогащать и уточнять словарь по теме «Зима», упражнять в составлении рассказа по теме «Зима» с опорой на ключевые слова;

- способствовать формированию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- развивать внимание (устойчивость, концентрацию, расширение объема, переключение);

- развивать память (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию;

- формирование учебной мотивации;

- развитие фонематических процессов;

- развитие оптических представлений и зрительного восприятия.

     3. Воспитывающие:

      - воспитывать любовь к природе, красоте природных явлений;

 - способствовать воспитанию навыков самоконтроля, уверенности в   своих возможностях;

 - создать эмоциональный контакт на занятии между детьми, чувство принадлежности к группе.

Тип урока: интегрированный.

Формы организации учебного процесса: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Оборудование: иллюстрации «Зима в картинках» из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи; схемы для офтальмологической гимнастики; модель снежинки, короткометражный фильм «Зима в природе»; мультимедийное оборудование.

Раздаточный материал: бланк к заданиям на развитие внимания и восприятия, модели снежинок, цветные карандаши.

Ход занятия:

Учитель

Дети

I. Организационный момент.

- Ребята, здравствуйте.  Давайте поприветствуем друг друга.

- Первая команда, представьтесь.

- Вторая команда, представьтесь.

- Молодцы! Вы очень хорошо, по-доброму поприветствовали друг друга. Можете занять свои места, и давайте начнем занятие.

«Дружные Снеговики».

Наш девиз: «Один за всех и все за одного».

«Веселые  Морозцы».

Наш девиз: «Мы команда хоть куда! Нас удача ждет всегда!»

II. Сообщение темы и целей занятия.

- Тему нашего сегодняшнего занятия вы мне скажете сами, если правильно ответите, о каком времени года говорится в этой загадке.

  «Наступили холода,

    Обернулась в лёд вода.

    Длинноухий зайка серый

    Обернулся зайкой белым.

    Перестал медведь реветь,

    В спячку впал в бору медведь.

    Вьюга по лесу гуляет.

    Кто скажет, кто знает,

    Когда это бывает?»

- Молодцы! Вот вы сами и назвали тему нашего занятия? (Открывается тема занятия). О каком времени года сегодня пойдет речь?

- Вы совершенно правы. Сегодня мы вспомним, какие изменения произошли в природе с наступлением зимы, пополним свой словарный запас на эту тему и  потренируемся в составлении рассказов.

- Зимой.

(Открывается тема занятия).

- О зиме.

III. Актуализация знаний.

-  Сколько месяцев длится зима?

   Игра «Узнай месяц по описанию».

1. В этом месяце птицам особенно тяжело: стоят самые сильные морозы, выпадает много снега. Это месяц середины зимы.

2. Начинаются снегопады, замерзают реки; в этом месяце самый короткий день и самая длинная ночь.

3. Метут метели, лежат большие сугробы, пасмурное небо; днем весна, ночью зима.

- Кто назовёт все месяцы по порядку?

- Скажите, что общего в их названиях?

- Месяц, в названии которого первая согласная звонкая?

- Месяц, в названии которого первая согласная глухая?

- Это какой по счету месяц зимы?

- Молодцы! Зима очень довольна, что вы знаете о названии месяцев так много и дарит вам эти снежинки. Кто наберет за игру больше всего снежинок – тот и станет главным Знатоком в нашей интеллектуальной игре «Брейн-ринг».

- Зима длится 3 месяца.

- Январь. (Иллюстрация).

- Декабрь. (Иллюстрация).

- Февраль. (Иллюстрация).

- Буква ь.

- Декабрь.

- Февраль.

- Третий.

IV. Основная часть.

1. Организация игры.

 - Ваша задача правильно отвечать на вопросы, которые покажет волчок, и набрать как можно больше снежинок. А помогут  вам в этом те знания, которые вы получили на наших занятиях. Будьте внимательны, удачи и команде «Дружные Снеговики», и команде «Весёлые Морозцы».

 - Итак, начинаем.

Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы язычок у нас хорошо работал на занятии, был послушным, чётко проговаривал все слова - выполним гимнастику.

«Ох и любит наш Язычок зиму - зимушку. Увидел он, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить.

  1. Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз) .
  2. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
  3.  Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
  4. Похлопай язычком – лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
  5. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается. (6 раз) 
  6.  Приготовил Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».
  7. И скатился с горки со свистом (С-с-с-с-с-с-с-с). Зубки скатываются с выгнутой спинки языка. Ветер усилился, вьюга завывает (з-з-з-з-з-з-з)  

2. «Составь рассказ».

 - Ваша задача составить из слов предложения, а из предложений рассказ.

Зима.

снега.     много     выпало     Зимой

и  Зина  горку.  санки  пошла  взяла

санках Она с горки. на каталась

собака За ней Трезор. бегала

3. Двигательная пауза. Игра «Снежки».

4. «Анаграммы».

 - Поменяйте слоги или буквы местами, чтобы получились слова.

гсен         изам             ижыл         пшака

нрабу      госпанед      кокинь      вакилен

ьюгва      викгосне     аскин        режиква

кинса      ходгосне       розом        длохо

5. Физ. минутка. Дыхательная пауза.

Развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга.

- Воет вьюга:

- Застонал лес от вьюги:

- Тяжело стонут дубы:

- Стонут березы:

- Шумят ели:

- Стихает вьюга:

6. Блиц-турнир.

 - Задание: внимательно послушать задачу, решить её в уме и дать правильный ответ.

 - Первая задача команде «Веселые Снеговики».

        «В кормушке сидели 12 синиц.

          Но к ним прилетели ещё 10 птиц.

          Так сколько же птиц

          Здесь в кормушке у нас?

          Пусть скажет скорее

          Каждый из вас».

«Семь снегирей и шесть синиц.

   Ребята, сколько всего птиц?».

          «Девять маленьких зайчат

            На лужайке в ряд сидят.

            Прискакали к ним 3 брата,

            Им зайчата очень рады.

            Прискакал ещё один.

            Сосчитать мы всех хотим.

            Сколько же всего зайчат

            На лужайке в ряд сидят?».

«Вот 20 зайчат

   По дорожке идут.

   За ними вдогонку 16 бегут.

   Так сколько ж всего

   По дорожке лесной

   Торопятся в школу

   Зайчишек зимой?».

              «А в суровые метели

                К дому птицы прилетели:

                Пять клестов и шесть синичек.

                Сколько это будет птичек?

«Семь пеночек сели в одну кормушку,

   Восемь – в другую. Сытно их брюшкам.

   Вот и спрошу я, ребята, у вас,

   Сколько мы птичек кормим сейчас?».

«Двенадцать зернышек мышка нашла.

  Пять зернышек мышка кроту отдала.

  А те, что остались, в чулане закрыла,

  И трогать мышатам она запретила.

  Мышата лишь в щелочку смотрят на них.

  Считают и спорят: ну, сколько же их».

«Дарит бабушка-лисица

   Трём внучатам рукавицы:

   - Это вам на зиму, внуки,

   Рукавичек по две штуки.

   Берегите, не теряйте,

   Сколько всех, пересчитайте!»

7. Физ. минутка. Мимическая пауза.

    Мимические упражнения.

- Ваша задача выразить свое состояние

и настроение в разное время зимы:

Мы радуемся первому снегу,

Ёжимся от холодного ветра,

Нас пробирает дрожь до самых

костей в морозную, студеную погоду.
Снеговики радуются снегу и морозу. 

Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Грустные снеговики весной. 

Опустить уголки губ вниз.

Передать печальный взгляд.

8.  Чёрный ящик.

= АКРОСТИХ =
С неба падали пушинки
На замёрзшие поля.
Ель закутали косынкой,
Жаркой шубой - тополя.
И укрыли дом и площадь
Необычным одеялом.
- Как же их зовут? - ты спросишь.
Имя здесь я написала.


Дом её на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная ...

Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе!).
Летают, летают
Белые мухи!..
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают,
Но даже - не тают!

9. Физ. минутка. Офтальмологическая пауза.

- За окном, сегодня, дует ветер влево и вправо

- Закружилась вьюга

- Вьюга успокоилась, снег стал липким, дети стали лепить снежки и кидать их в разные стороны. Один комок снега полетел в верхний правый угол, другой в нижний левый угол, а один долетел до верхнего левого угла, а последний в нижний правый угол.

- А теперь понаблюдаем за птичкам. Сидели они на верхних веточках ели, увидели, как школьники положили в кормушку семечки и мигом вниз - поклевать их. Потом другие птички с верхних веток вниз. Уступили место и другим птичкам. Вот и съели все зерна.

10. Дифференциация звуков.

- В зимних словах очень часто встречаются звуки С-З. Назовите слова, в которых вы слышите звуки нашего занятия. (Снег, сверкает, зимний, сосулька, заснеженный и т.д.)

    - Упражнение на дифференциацию    согласных.

 - Я вам раздам слова. В них  нет букв З-С. Проказница-зима залепила их снежками. Ваша задача вставить пропущенные буквы, и составить словосочетания.

. нежная                               . нежинки

. уровые                               . има

у . орчатые                      во . дух

. туденый                                моро .

Выполняют упражнения.

Зима.

Зимой выпало много снега.

Зина взяла санки и пошла на горку.

Она каталась на санках с горки.

За ней бегала собака Трезор.

снег         зима             лыжи  

буран      снегопад      коньки       вьюга     снеговик      санки        

санки      снегоход      мороз        

шапка

валенки

варежки

холод

«З-з-з-з-з-з». (С усилением звука).

«М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом).

«М-м-м-м-м-м».  (Громко, низким голосом).

«М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом).

«Ш-ш-ш-Ш-Ш-Ш».

«С-с-с-с-с-с».

 

- 12+10=22.

 - 7+6=13.

 -9+3+1=13

 -20+16=36

- 5+6=11

 - 7+8=15

 - 12-5=7

- 2+2+2=6

- Снежинка.

- Снежинка.

- Снежинки.

 

Выполняют упражнения.

снежная                    снежинки

суровые                    зима

узорчатые                     воздух

студеный                    морозы

V. Подведение итогов занятия.

  1. Подведение итогов игры.
  2. Обобщение знаний.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Какие основные признаки зимы  вы можете назвать?

- Правильно.

- Зимой люди заботятся о природе. Сажают молодые деревья и кустарники. Вывозят на поля снег из города.

- Какие новые слова вы сегодня узнали?

- За правильные ответы вы получали кленовые листочки.  Давайте посчитаем, кто сегодня собрал больше всех снежинок?

- Какие молодцы! У всех много листочков. Можно устроить настоящий снегопад.

- О зиме.

- Дни  короткие, ночи длинные. Снегопад. Вьюги, метели.

                                               

гсен

пшака

нрабу

вакилен

ьюгва

режиква

кинса

омозр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг по русскому языку

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 4 классе....

Литературный брейн-ринг

Литературная игра-викторина для учащихся 3-4 классов. Материал игры поможет учителю начальных классов организовать проведение недели литературного чтения или поможет в организации внеклассной работы п...

брейн-ринг по сказкам

скачала с одного из сайтов. провела мероприятие в гпд- детям очень понравилось.  особой предварительной подготовки не требует....

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов. Опубликован в журнале "Управление начальной школой".

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов.Цель игры: пробуждение  интереса  младших школьников к изучению природы,  к экологии;  расширение   кругозора  обучаю...

Брейн-ринг по математике 3 класс

Вопросы на развитие мышления, выявления интеллектуального уровня  для учащихся 3 кл....

Интеллектуальная игра. Брейн ринг по сказкам А.С. Пушкина

  Развивите памяти, мышления, речи, навыки выразительного чтения, навыки коллективной работы.  Воспитание любви к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству  А.С....

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Игра «Брейн-ринг».

Внеклассное мероприятие в начальной школе.Игра «Брейн-ринг».Подготовила учитель начальных классовАлексеева Маргарита Рудольфовна    Класс делится на три команды, каждая команда пр...