Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов. Опубликован в журнале "Управление начальной школой".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Чарнецкая Жанна Николаевна

 

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов.

Цель игры: пробуждение  интереса  младших школьников к изучению природы,  к экологии;  расширение   кругозора  обучающихся, продолжение  развития и тренировки логического мышления, памяти, внимания;  воспитание  чувства  любви и глубокого уважения к окружающему нас миру,  формирование экологического  сознания  у подрастающего поколения.

Количество заданий,  объём  и степень сложности выбираются в зависимости от уровня подготовленности и потенциала учащихся.

Ведущий: Нас с вами окружает удивительный мир: светит солнце, плывут облака, раскрываются цветы, весело поют птицы. Это природа! Человек – её часть. Природа щедра и бескорыстна, она нас кормит, поит, одевает, лечит. Она  является источником вдохновения для художников, писателей, поэтов, композиторов. Но всегда ли человек ей благодарен, отвечает ей взаимностью? Сегодня мы с вами проверим, насколько глубоки и прочны наши знания о природе, насколько мы умеем её беречь.

Представление жюри.

Ведущий:А начнём мы брейн-ринг замечательной песней. В исполнении учащихся звучит песня о природе.

Конкурсы.

  1.  Домашнее задание. Представление команд: название, эмблема и т.д. (даётся заранее).
  1. Разминка.
  2. Назовите жидкость без цвета, запаха и вкуса.
  3. Вьют ли перелётные птицы гнёзда на юге?
  4. Какая часть есть у обуви и у холма?
  5. Какую цепь нельзя поднять?
  6. Что за утреннее серебро можно собрать на траве?
  7. Какое животное бежит задними ногами вперёд?
  8. Что в пустыне дороже золота?
  9. Какое млекопитающее строит дом с бассейном?
  10. Название какого лесного зверя дано созвездиям?
  11. Какая перелётная птица не вьёт собственного гнезда, подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?
  12. Какая птица может нырять под воду, не зря её называют «водяным воробьём»?
  13. Какая птица выводит птенцов зимой?
  14. Какая бабочка «носит» воинское звание?
  15. Какой город парит в небе?

  Ответы:  вода, нет, подошва, цепь питания (горная цепь), роса, заяц,  вода, бобр, медведица, кукушка, оляпка,  клёст, адмирал, Орёл.

  1. Собери приметы.

Командам выдаются конверты с разрезанными на части народными приметами. Участники должны  быстро и правильно собрать из разрезанных частей народные приметы и записать их на листочке бумаги.

  • В апреле вечерняя заря багрово- красная – к ветру и осадкам.
  • В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.
  • Май холодный – год хлебородный.
  • Птицы низко летают – к дождю.
  1. Конкурс экологического плаката (учащимся выдаётся лист бумаги, краски, карандаши и предлагается задание за определённое время нарисовать плакат на экологическую тему).
  1. Музыкальный калейдоскоп.

   Вспомните и назовите, а если сможете -  спойте строчку из песни, в которой есть слова: погода, дождь, снег, град, иней, ветер, солнце, радуга.

Ответы:  «У природы нет плохой погоды», «А я опять не по погоде одет», «Главней всего погода в доме», «Если снова ветер переменится», «От улыбки радуга проснётся», «Одна снежинка ещё не снег», «Снег кружится, летает и тает», «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной», «Мороз снежком укутывал, смотри не замерзай», «Дождик босиком по земле прошёл, клёны по листкам хлопал», «И уносят меня в звенящую снежную даль» и т. д.

  1. Найди ошибку.

а) Слон – хищное млекопитающее.

б) Фауна – древнеримская богиня цветов, весны и юности.

в) Выходной день друзья решили провести в лесу. Целый день они резвились, играли, бегали по лесу, кричали, слушали музыку, плели венки. Потом разожгли костёр, приготовили еду. То, что не доели, оставили в упаковке голодным лесным животным. А когда нашли маленького ежонка, то взяли его с собой, чтобы ему не было так одиноко.

Ответы:

а) Слон – растительноядное млекопитающее.

б) Флора – древнеримская богиня цветов, весны и юности.

    Фауна–    древнеримская богиня полей и лесов, покровительница стад.

Можно принять ответ:  

Фауна – древнеримская богиня, покровительница животных.

в) В лесу нельзя шуметь, чтобы не потревожить животных.

 Нельзя рвать цветы, они могут исчезнуть.

 Костёр можно разводить только в специально отведённых местах.

 Диким животным нельзя питаться той пищей, которой питаются люди.

        Нельзя оставлять в лесу упаковку и другой бытовой мусор. Природа не в  

        состоянии его переработать.

        Нельзя брать домой диких животных, они могут погибнуть.

  1. Мы - экологи.

Давайте вспомним, какие законы охраны природы вы знаете. Постарайтесь вспомнить как можно больше заповедей юных любителей природы.

  • Не рвать дикорастущие растения.
  • Не вырубать и не ломать деревья и кустарники.
  • Не вытаптывать травянистые растения.
  • Не сбивать ногами, не трогать несъедобные грибы, они нужны диким                животным.
  • Не шуметь в лесу и не тревожить его обитателей.
  • Не разжигать в лесу костры.
  • Не оставлять в лесу бытовой мусор.
  • Не трогать гнёзда птиц и птичьи яйца.
  • Не уносить из леса диких животных.
  1. Конкурс загадки-пантомимы.

Необходимо задумать и  изобразить животное. Команды-соперницы  должны его угадать. Победит тот, кто наиболее похоже покажет животное и угадает животное соперников.

  1. Конкурс капитанов «Закончи рассказ».

       Капитанам выдаётся лист с началом рассказа и предлагается задание закончить рассказ.

       На лесной поляне блестели на солнце воды глубокого и чистого озера. Приветливо здоровались с солнышком белые кувшинки и жёлтые кубышки. В озере играли и плескались рыбки. Над ними летали стрекозы. Но однажды к сказочному озеру пришли люди…

  1. Анаграммы.

Я – время года, знают все меня.

Катаются с горы и бабу дружно лепят.

А слоги переставь во мне -

И мною кожу, и глаза,  и уши лечат.

 

Я – дерево, расту в тайге,

      И в смешанном лесу меня найдёшь, почти повсюду.

      Но слоги переставь во мне -

      И воду подавать я буду.

 

     Я в  озере, на берегу,

     От ветра я шумлю и уток прячу.

     Но слоги переставь во мне,

     И запищу, и попрошу я каши.

 

     Легко дыша в моей тени,

     Меня ты летом часто хвалишь.

     Но буквы переставь мои,

     И целый лес ты мною валишь.

 

Ответы: зима – мази, сосна – насос, камыш – мышка, липа – пила.

 

  1. Лесной лекарь.

Угадайте лекарственное растение.

  • Это растение применяют как кровеостанавливающее, ранозаживляющее средство, его отвар используют для полоскания полости рта. Садоводы используют его для уничтожения тли.  Его называют «матрёшкой», «солдатской травой». Это_____________________________________.
  • Это растение заменяет семь врачей.  Его применяют  как кровеостанавливающее,   ранозаживляющее средство, настой из цветов применяют при заболеваниях кожи, настой из листьев используют для полоскания при ангинах, как отвлекающее средство при болезни суставов, употребляют в пищу как витаминное средство. Это растение узнает даже слепой человек. Это____________________________________________.
  • Листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых, для облегчения боли. Настой листьев принимают  как отхаркивающее средство при бронхите, воспалении лёгких, коклюше, астме. Его называют «порезник», «ранник». Это_________________________.
  •  Плоды этого кустарника любят не только люди, но и насекомые, звери и птицы. Её заваривают в чай при простуде, принимают для снижения температуры. Это______________________________________.
  • Природа щедро наградила это растение целебными свойствами. Плоды содержат много витаминов, они возбуждают аппетит, регулируют пищеварение, хорошо утоляют жажду. Отвар листьев способствует снижению температуры. Это_____________________________________________.
  • Почки этого растения используются как мочегонное средство при заболеваниях сердца и почек. Сок этого дерева используется как общеукрепляющее средство. Это________________________________.

Ответы: тысячелистник, крапива, подорожник, малина, земляника, берёза.

 

Пока команды готовятся, можно провести конкурс болельщиков и поиграть со зрителями.

Конкурсы болельщиков.

Загадки.

  • На припёке у пеньков

      Много тонких стебельков.

      Каждый тонкий стебелёк

      Держит малый огонёк.

      Разгибаем стебельки,

      Собираем огоньки.

 

  • Растёт зелёный кустик:

             Дотронешься – укусит.

 

  • Сидит – зеленеет,

              Летит – желтеет,

             Падает – чернеет.

 

  • Всю ночь по крыше бьёт, постукивает,

     И бормочет, и поёт, убаюкивает.

 

  • Я родился в день дождливый

      Под осиной молодой,

      В красной шапочке красивой,

      С ножкой толстой и прямой.

 

  • Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.

 

  • В поход идут и дом берут,

      В котором дома не живут.

 

  • Стоит дуб-ветродуб, в этом дубе-ветродубе стоит птица-ветреница. Как её зовут?
  • Заревел вол на сто гор, на тысячу городов.
  • Я – вода, да по воде же и плаваю.
  • Летит птица орёл,

      Несёт в клюве огонь,

      Огневые стрелы пускает,

      Никто её не поймает.

 

  • Неизвестно где живёт,

      Налетит – деревья гнёт,

      Засвистит – по речке дрожь.

      Озорник, а не уймёшь.

 

  • Молоко над речкой плыло,

      Ничего не видно было.

      Растворилось молоко,

      Стало видно далеко.

 

  • То он клин, то он блин, ночью на небе один.

 

  • Похож я с виду на горох,

       Где я пройду – переполох.

 

  • Тронь, только тронь –

      Отдёрнешь ладонь:

      Обжигает трава, как огонь.

 

  • Не огонь, а больно жжёт,

      Не фонарь, а ярко светит,

      И не пекарь, а печёт.

 

  • Непоседа пёстрая,

      Птица длиннохвостая,

      Птица говорливая,

      Самая болтливая.

 

  • Нашумела, нагремела,

      Всё промыла и ушла.

      И сады и огороды

      Всей округе полила.

 

  • Что за весенняя чёрная птица

      Любит за плугом ходить и кормиться?

      Что за весенняя чёрная птица

      Прямо на трактор чуть не садится?

 

Ответы: земляника, крапива, лист, дождь, подосиновик, дятел, палатка, мельница, гром, лёд, молния,  ветер, туман, месяц, град, крапива, солнце, сорока, гроза, грач.

 

Игра «Прилетели птицы».

Давайте поиграем в игру. Я буду называть птиц, но если вдруг ошибусь, хлопните в ладоши:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны…

 

Прилетели птицы:

Голуби, куницы…

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Страусы, стрижи…

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки…

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

 

  Подведение итогов.

Ведущий: Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха,  чистой воды, без пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Всё это даёт нам природа. Давайте же бережно относиться к ней. Давайте жить так, чтобы наша прекрасная планета Земля процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады, жужжали пчёлы, пели птицы! Берегите природу!

Оценивание конкурсов:

1. Максимально 5 балов.

2. Каждый правильный ответ оценивается 1балом.

3. За каждую правильно собранную примету даётся 1 бал. Добавляется 1 бал той команде, которая быстрее всех справилась с заданием.

4. Максимально 5 балов. Обязательно учитывается актуальность плаката, эстетика.

5. За каждую песню даётся 1 бал. Если команда поёт строчку из песни, можно начислить дополнительные балы (по усмотрению жюри).

6. Каждый правильный ответ оценивается 1балом.

  7.За каждый закон (заповедь) 1 бал.

  8. Максимально 5 балов. Можно отдельно начислить балы за артистизм и точность 

      изображения животных.

9. Максимально 5 балов. Учитывается экологическая направленность ответов.

10. За каждый правильный ответ даётся 1 бал.

11. За каждый правильный ответ даётся 1 бал.

 

В конкурсе болельщиков за каждую отгадку начисляется бал той команде, болельщик которой дал  правильный ответ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

«Брейн – ринг» по русскому языку, с использованием мультимедийной установки для учащихся начальной школы.

«Брейн – ринг» по русскому языку, с использованием мультимедийной установки для учащихся начальной школы....

Статья, опубликованная в сборнике «Начальная школа XXI века»

Материалы по обобщению опыта по предмету "Окружающий мир"....

Брейн-ринг по русскому языку для 2 класса

Задания предназначены для проведения недели русского языка для учащихся 2 класса....

Анализ работы ШМО начальных классов по теме: «Место начальной школы в реализации программы «Уральская инженерная школа»

Я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов.    Новая индустрия  требует нового качества кадрового обеспечения.  Современные инженеры дол...

Внеклассное мероприятие "Брейн-ринг" по татарскому языку для 4 класса русскоязычных учащихся

Проводится для закрепления изученных тем. Из класса выбираются 2 команды по 5 человек. Остальные учащиеся - зрители и болельщики....

БРЕЙН-РИНГ Математическая игра для 4-х классов

"БРЕЙН-РИНГ" математическая игра для 4-х классов...