Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Маврина Анна Дмитриевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya_nash_obshchiy_dom_3_kl.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка

  Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» социального направления для 3 класса разработана  на основе нормативных документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 с изменениями);

- письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа №10» (ФГОС НОО 1-4 классы).

Цель курса: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Задачи:

- формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей, осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем;

- воспитание потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по внеурочной деятельности «Земля наш обший дом» рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком и особенностями расписания учебных занятий на 2019-2020 учебный год количество часов по программе фактически составляет 32 часа. Выполнение учебной программы в полном объеме будет обеспечено за счет уплотнения раздела «Сельскохозяйственный труд весной».

      Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами 

изучения курса является формирование следующих умений:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

- предвосхищать результат;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

- ставить вопросы; обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные УУД 

Обучающиеся научатся:

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

Содержание курса

Формы  проведения внеурочной деятельности:

  • конкурсы плакатов и рисунков на темы: «Мир вокруг меня», «Сохрани окружающий мир», «Я люблю эту землю»;
  • праздники «День Земли», «День воды»;
  • выпуск детьми экологических газет;
  • создание проектов  «Птицы нашего края», «Растительный мир Донского края»;
  • экскурсии в городской планетарий, Ботанический сад;
  • экологические викторины.

«Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» - 35 часов

Введение.  (2 часа)

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля.  (1 час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства  всех существ на земле.

Мир вокруг.  (1 час)

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

«Человек и природа»   (5 часов)

Экология и мы.  (1 час)

Как  человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Осенние работы в поле.  (2 часа)

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.

Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи. (1 час)

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Осень в лесу (экскурсия) .  (1 час)

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

«Неживое в природе»   (12 часов)

Неживая природа.     ( 2часа)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня».

Солнце – источник тепла и света. (1 час)

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье.

Вода, её признаки и свойства.  (1 час)

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды.

Берегите воду!  (1 час)

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги.  Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!».

 Почва – святыня наша. (1 час)

Почва – необходимая среда для растений  Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Практическое занятие  «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране.

Погода. Климат.   (2 часа)

Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы».

Предсказание погоды по народным приметам. (1 час)

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.

Почему нельзя..?  (1 час)

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения».

Практическое занятие  «Диалоги с неживой природой».  (1час)

Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города.  Акция «Мы, против мусора!».

«Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой»     (9 часов).

 «Хлебные крошки».   (1 час).

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Кто улетает, а кто остаётся? (1 час).

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных  и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц  края.

Экологические связи неживой и живой природы.   (1 час)

  Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели.

Вода и жизнь. (1 час).

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Растения рядом.  (1час).

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум  «Выявление повреждение повреждений деревьев».

Комнатные растения.  (1час).

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений дома, в классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив).

Размножение комнатных растений.   (1 час).

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Правила пересадки комнатных растений, формовка крон и обрезка.

Дикорастущие растения луга, водоёма , ласа.  (1 час)

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

 «Растения луга и леса».  (1 час)

 Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами.  Работа с гербариями.

«Царство грибов»  (3часа)

Съедобные грибы (1 час).

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки .

Несъедобные  грибы. (1 час)

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным).

Микроскопические организмы. (1 час)

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

«Сельскохозяйственный труд весной»  (1 часа)

 Сельскохозяйственные машины и  орудия. (1 час).

.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

        Введение     (2час)

1

02.09

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

1

2

09.09

Мир вокруг.

1

   1.  Человек и природа  (5 часов)

3

16.09

Экология и мы.

1

4

23.09

Осенние работы в поле

1

5

30.09

Практическое занятие «Пришкольный участок»

1

6

07.10

 Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи

1

7

14.10

Осень в лесу

1

    2.   Неживое в природе        (12часов)

8

21.10

Неживая природа

1

9

11.11

Неживая природа

1

10

18.11

Солнце – источник тепла и света

1

11

25.11

Вода, её признаки и свойства

1

12

02.12

Берегите воду!

1

13

09.12

Почва – святыня наша.

1

14

16.12

Состав и свойства почвы

1

15

23.12

Погода. Климат.

1

16

13.01

Погода. Климат.

1

17

20.01

Предсказание погоды по народным приметам

1

18

27.01

Почему нельзя..?

1

19

03.02

Диалоги с неживой природой

1

   3.   Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)

20

10.02

 «Хлебные крошки»

1

21

17.02

Кто улетает, а кто остаётся

1

22

02.03

Экологические связи неживой и живой природы

1

23

16.03

Вода и жизнь

1

24

30.03

Растения рядом

1

25

06.04

Комнатные растения

1

26

13.04

Размножение комнатных растений

1

27

20.04

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

1

28

27.04

Практическое занятие «Растения луга и леса»

1

     4.   Царство грибов  (3часа)

29

04.05

Съедобные грибы

1

30

11.05

Несъедобные грибы

1

31

18.05

Микроскопические грибы

1

    5.  Сельскохозяйственный труд весной   (1час)

32

25.05

Сельскохозяйственные машины и  орудия

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Земля наш общий дом"

В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Земля -- наш общий дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом» расчитана для детей в возрасте 7-9 лет,  направление – естественно-научное....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля - наш дом" (3 класс)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Земля – наш дом»  составлена на основе  ФГОС   НОО,   ООП МОУ «Узуновская СОШ», ав...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России » для 1 класса начального общего образования на 2023/2024 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности "Народные игры" 1-4 класс,"Финансовая грамотность"1-4 класс

Программы "Народные игры" и "Финансовая грамотность" разработаны в соответствии с ФГОС НОО  для 1-4 классов....