Технологическая карта внеурочного занятия "Истоки"
план-конспект занятия (3 класс)

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

ТЕМА ЗАНЯТИЯ «Светлая душа подвига полна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota_morozova.docx48.73 КБ
Файл svetlaya_dusha_podviga_polna.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Ф.И.О. педагога       Морозова Ольга Викторовна

должность                учитель начальных классов

педагогический стаж        

в том числе, стаж работы по программе «Социокультурные истоки»     3 года

квалификационная категория       высшая

образовательная организация      МБОУ «Излучинская ОНШ»

форма занятия        внеурочная деятельность

группа / класс                  3 класс

возраст обучающихся    9-10 лет

ТЕМА ЗАНЯТИЯ          «Светлая душа подвига полна»

Цель для педагога:

дать детям представление о нравственном и духовном  идеале русского народа, о его образе, пробудить их личную активность и развить способность помогать и сочувствовать людям.

Цель для

обучающихся:

расширить знания о героях России, их нравственном и духовном подвиге.

Задачи для педагога:

- показать нравственный и духовный идеал русского народа, их путеводный образ;

- способствовать  формированию  у  учащихся  духовных  ориентиров,  не противоречащих ценностным установкам православия;

- приобщить к  глубинным  (смысловым,  нравственным,  духовным)  пластам православной культуры, выдающихся памятников Отечественной духовной культуры;

- развить  интерес к  самостоятельному  поиску  и  осмыслению  своих социокультурных истоков.

Задачи для

обучающихся:

-определить нравственный и духовный идеал русского народа;

-сформировать духовные ориентиры, не противоречащих ценностным установкам православия;

-

Термины, понятия

«честь», «преданность», «чувство долга», «сострадание».

Планируемые

результаты:

Формируемые компетентности

Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования)

освоение следующих базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой: Честь. Преданность. Чувство долга. Сострадание.

раскрыть их смысл в соответствии с контекстом употребления;

уметь правильно использовать их в своей речи;

использовать их при организации самостоятельных видов деятельности

Личностные: 

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.

Регулятивные: 

- формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Познавательные: 

- формировать умение извлекать информацию из всех источников;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: 

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Организация пространства

Межпредметные  связи

Формы организации, методы, приёмы работы

Ресурсы

 

Формы организации:

Методы и приёмы:

 - методы формирования сознания:

- рассказ;

- беседа, как метод организации познавательной и ценностно-ориентировочной деятельности;

- учебный диспут, как метод формирования суждений, оценок и убеждений;

- работа с книгой (на подготовительном этапе);

- метод примера;

- методы организации деятельности учащегося: частично-поисковый

(эвристический), привлечение учащихся к выполнению творческих работ, подготовке сообщений по теме занятия;

объяснительно-иллюстративный   (или   информативно-рецептивный),

сообщение  новой  информации  осуществляется  с  помощью  устного  рассказа, наглядных средств.

- методы стимулирования и мотивации деятельности:

- создание ситуации переживания успеха;

- учебный диспут;

- метод  поощрения,  выражение  общественной  положительной  оценки

деятельности учащихся по подготовке занятия.

- методы контроля:

- наблюдение;

- письменная творческая работа;

- практический контроль.

  • Оборудование: 
  • основные: презентация, карточки с заданием, сигнальные разноцветные карточки.
  • дополнительные: ПК учителя, мультимедийное оборудование

Наглядно-демонстрационный материал:

I этап. Целеполагание

Цель этапа:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

стр. книги

1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.

- Добрый день, ребята.

В жизни по - разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженное солнце достать

И подарить его людям.

2. Создание проблемной ситуации. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

 - Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить?  (предположения детей).

- Объясните лексическое значение слова «Отечество».  

- Назовите синоним к слову «Отечество».

- Как называется наша Родина?

- Как понимаете выражение «Подвигов в России много и у каждого свой!»  

- Знаете ли вы героев России?

- К ним относятся:

Герои России

- У нас  есть огромное наследие, доставшееся нам от предков, которое дает достойный  духовный  ориентир  для  любого  человека. И сегодня мы поговорим о них.

- Назовите тему занятия.

- Тема занятия «Светлая душа подвига полна»

-  Какую цель поставим перед собой?

Самоорганизация

Самопроверка

Проверка готовности

Учебный диалог

Самоосмысление и самовыражение

Страна

Родина

Россия

В России много людей, которые совершили подвиги

Ю.Гагарин, А. Суворов, Г. Жуков, А.С. Пушкин и др.

«Подвиг русского народа» и др. варианты предлагают ученики

Расширить знания о героях России, их нравственном и духовном подвиге…

II этап. Актуализация опорных знаний и умений

1.«Ресурсный круг»

- Приглашаю всех в «Ресурсный круг».

- Назовите имена героев России и их подвиги, используя «свободный» микрофон

1. Александр Васильевич Суворов.

2. Андрей Рублев (иконописец).

3. Петр Ильич Чайковский.

4. Михаил Илларионович Кутузов.

5. Преподобный Сергий Радонежский.

6. Виктор Михайлович Васнецов.

7. Георгий Константинович Жуков.

8. Евгений Родионов.

- Как вы считаете, какие качества характеризуют этих людей?

- Почему эти  люди особо почитаемы в России?

- Почему Русь поднималась и сокрушала врагов, когда казалось, что уже все, не выстоит Русь?

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий герой?

Обучающиеся передают друг другу микрофон и сообщают информацию о героях, которые появляются на слайде презентации

Ученики перечисляют качества, которые характеризуют этих людей: смелость, бескорыстие, трудолюбие, отзывчивость, …

Эти люди совершили подвиг ради своего Отечества

Русские люди были сильны духом, стояли за Родину до последней капли крови

Должен быть смелым, ловким, трудолюбивым, мужественным, бескорыстным, здоровым, добросердечным и др.

III этап. Основной этап

1.Организация взаимодействия с учащимися по обобщению и систематизации знаний.

- Ребята, вы сейчас узнали о многих выдающихся соотечественниках. Предлагаю поработать в парах.

- Откройте рабочие тетради и выполните задание 2.

Задание: посоветуйтесь с соседом и придите к единому решению. Заполните таблицу в соответствии с вашим общим выбором.

Александр Васильевич Суворов

Петр Ильич Чайковский

Козьма Минин

Преподобный Сергий Радонежский

Дмитрий Михайлович Пожарский

Александр Сергеевич Пушкин

Георгий Константинович Жуков

Преподобный Димитрий Прилуцкий

Михаил Илларионович Кутузов

Александр Невский

Юрий Алексеевич Гагарин

Виктор Михайлович Васнецов

Михаил Васильевич Ломоносов

Андрей Рублев (иконописец)

Преподобный Кирилл Белозерский

Евгений Родионов

Защитники Отечества

Прославившие Отечество знаниями и талантами

Святые

- Давайте проверим работу. Контрольная пара у доски.

- Кто справился с заданием?

- Кому было трудно, ведь встретились и те соотечественники, о которых мы сегодня не говорили на занятии?

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

2.Составление кластера.

- Предлагаю поработать самостоятельно.

-  А сейчас давайте подберём нравственные и духовные характеристики русских людей, которые являются достойными сынами своего Отечества.

        (Ученики выбирают характеристики из предложенных.)

        Откровенный, мужественный, подлый, лживый, смелый, совестливый, равнодушный, талантливый, отважный, равнодушный, эгоистичный, добродушный, бескорыстный, добросердечный, отзывчивый, искренний, разумный, трудолюбивый, хитрый, льстивый, благородный.

-  Давайте проверим, что у вас получилось.

- Какими качествами должен обладать соотечественник, способный встать на защиту Родины.

- Все согласны?

- Действительно, ребята, такой человек идеальный друг, мать, отец, защитник. Он никогда не бросит в беде, не предаст, его нельзя купить.

- У нас остались характеристики, которые вы не назвали. Почему?

- Духовно больной человек имеет все отрицательные качества, он предатель, лжец, он не умеет дружить и ценить дружбу. И если хотя бы одно из отрицательных характеристик относится к личности, такого человека считают духовно больным. Необходимо сделать максимум усилий и избавиться от этого качества.

- А как можно вылечить нездоровье души?

3. Немного из истории.

- В истории немало случаев, когда человек исцелялся от тяжелых болезней благодаря сильному духу. Например, балерина Максимова получила в свое время травму позвоночника и была прикована к постели. Она мысленно ежедневно протанцовывала партию Жизель, которую исполняла в театре. Эта сильная женщина не сдалась перед своей болезнью. Силой духа она сумела восстановить здоровье и вернулась на сцену, продолжив танцевать. 

 - Еще одним примером может стать известное исцеление Ильи Муромца. Он пролежал на печи более 30 лет, потому что в ногах его не было сил. Но когда пришли святые старцы и исцелили его душу, он смог не только встать на ноги, но и пойти воевать, принеся победу над врагами. Его богатырская сила и сила духа принесли ему славу, дошедшую до наших дней.

Вывод:

- Итак, духовное здоровье – умение мыслить, знать окружающий мир, уметь в нём ориентироваться.

Работа в паре постоянного состава

Работа по карточке в ППС

Защитники Отечества

Прославившие Отечество знаниями и талантами

Святые

Александр Васильевич Суворов

Петр Ильич Чайковский

Преподобный Сергий Радонежский

Козьма Минин

Александр Сергеевич Пушкин

Преподобный Димитрий Прилуцкий

Дмитрий Михайлович Пожарский

Юрий Алексеевич Гагарин

Преподобный Кирилл Белозерский

Георгий Константинович Жуков

Виктор Михайлович Васнецов

Михаил Илларионович Кутузов

Михаил Васильевич Ломоносов

Александр Невский

Андрей Рублев (иконописец)

Евгений Родионов

Контрольная пара работает у доски

Ученики сигнализируют карточками

Откровенный, мужественный, смелый, совестливый, равнодушный,  талантливый, отважный, добродушный, бескорыстный,  добросердечный,         отзывчивый, искренний, разумный, трудолюбивый, благородный.

Да.

Подлый, лживый, равнодушный, эгоистичный, хитрый, льстивый.

Сделать что-нибудь доброе, пожалеть, развеселить, позвать играть, помочь, похвалить, дать поиграть игрушкой…

Сообщения обучающихся.

1 ученик.

- В истории немало случаев, когда человек исцелялся от тяжелых болезней благодаря сильному духу. Например, балерина Максимова получила в свое время травму позвоночника и была прикована к постели. Она мысленно ежедневно протанцовывала партию Жизель, которую исполняла в театре. Эта сильная женщина не сдалась перед своей болезнью. Силой духа она сумела восстановить здоровье и вернулась на сцену, продолжив танцевать. 

2 ученик.

Еще одним примером может стать известное исцеление Ильи Муромца. Он пролежал на печи более 30 лет, потому что в ногах его не было сил. Но когда пришли святые старцы и исцелили его душу, он смог не только встать на ноги, но и пойти воевать, принеся победу над врагами. Его богатырская сила и сила духа принесли ему славу, дошедшую до наших дней.

Стр. 16

IV этап. Итоги занятия. Рефлексия

 - А сейчас предлагаю вашему вниманию стихотворение, которое подготовил Александр.

КРЕСТ
«Сними нательный крест, сними! — 
Сатрап не унимался, — 
Останешься живым, пойми... 
Решайся! Миг остался!» 
Смеясь озлобленно, над ним 
Глумились изуверы. 
Но был сейчас непобедим 
Он под покровом веры. 
Удар в лицо, еще удар, 
Бандитских лиц оскалы, 
И дикий крик: «Аллах Акбар!» 
Летел, врезаясь в скалы. 
Была даль горная чиста, 
Был склон в цветах весь синий. 
И, не отрекшись от Христа, 
Упал солдат России. 
И покатилась голова... 
Стекала кровь с кинжала, 
И тихо алая трава 
Молитву вслед шептала. 
Его душа ушла в полет, 
Ее отпели птицы. 
А мать живого сына ждёт... 
А он — на все века вперёд — 
Бессмертным возвратится.

- Понравилось ли Вам стихотворение?

- Чему учит нас это стихотворение?

Итог занятия.

- Наше занятие подошло к концу.

Прием «Незаконченное предложение»

- Предлагаю закончить предложения

Жить, значит…

Россия помнит…

Защитник Отечества должен быть …

Любимый образ защитника Отечества…

- Молодцы, ребята. Живите в согласии с собой, с родителями, родными, друзьями и обществом.

Помните!!!

        Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, на основе гармонии с окружающим миром.

 Нравственность – компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.

- В заключение нашего занятия послушайте стихотворение Н. Рачкова

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды,
За свой поступок ради всех.
Еще печально мир простужен,
Исподтишка разит беда.
Ты должен быть кому – то нужен
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым НАДО ПО ПРИВЫЧКЕ,
НЕ ПО РАСЧЕТУ. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке –
Пусти ее из клетки ввысь.

                - Спасибо за работу. Занятие окончено.

Александр читает стихотворение

Очень понравилось.

Не сдаваться, бороться до конца. Быть смелым, мужественным. Не предавать Родину.

Жить, значит Родине служить и др.

Россия помнит своих героев, …

Защитник Отечества должен быть смелым, мужественным, талантливым, добродушным …

Любимый образ защитника Отечества: Г. Жуков, А.С. Пушкин, Е. Родионов, С. Радонежский, В. Терешкова, В. Котик и др.

Используемая литература:

1. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие. 3 класс. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.

2. Н.В. Котельникова, Н.Ю. Твардовская. Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях (3 класс). Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина. 

Приложение

- презентация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Светлая душа подвига полна»

Слайд 2

Цель: показать нравственный и духовный идеал русского народа, его образ.

Слайд 3

«Ресурсный круг»

Слайд 11

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» Евгений Родионов

Слайд 12

Жить значит …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"

Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....

Технологическая карта внеурочного занятия.Тема: На вкус и цвет товарищей нет.

Технологическая карта внеурочного занятия кружка по спортивно-оздоровительному направлению "Разговор о правильном питании" (авторская программа М.М.Безруких,Т.А. Филипповой) Цель этого занятия - сформ...

Технологическая карта внеурочного занятия "Группы дорожных знаков" по курсу «Уроки Светофорчика».

Разработка технологической карты занятия "Группы дорожных знаков" по курсу внеурочной деятельности "Уроки светофорчика". 3 класс....

Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)

Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...

Технологическая карта внеурочного занятия. Юный друг природы. 2 класс

Данный материал содержит разработку технологической карты внеурочного занятия по курсу "Юный друг природы" для учеников 2 класса....

Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)

Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...

Технологическая карта внеурочной деятельности в 1 классе «В царстве смекалки».

Технологическая  карта внеурочной деятельности по математике (1 класс) в соответствии с ФГОС...