Особенности формирования представлений о цвете предметов у учащихся с умеренной умственной отсталостью
статья

В данной статье рассмотрены особенности формирования представлений о цвете предметов  у учащихся  с умеренной умственной отсталостью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования представлений о цвете предметов учащихся  с умеренной умственной отсталостью

Формирование представлений имеет важное коррекционное значение.

Ознакомление учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  со свойствами предметов предполагает выделение формы, величины, цвета как особых свойств предметов, без которых не могут быть сформированы полноценные представления.

 У детей с интеллектуальной недостаточностью целостный образ предметов и объектов формируется замедленно.      

 Рассмотрим основные методические подходы к формированию и закреплению у детей с интеллектуальной недостаточностью эталонных представлений о цвете предметов.

 Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что его не определишь тактильно, путем проб и ошибок, так как цвет обязательно нужно видеть.  В основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка. Цвет определяется как световой фон чего-либо, окраска.

Дети с интеллектуальной недостаточностью   часто не знают и путают многие цвета и их оттенки (например, розовый, сиреневый и т. д.), а некоторые цвета не знают и не различают (фиолетовый, оранжевый). Исследования подтверждают, что у таких детей резко снижена цветовая чувствительность.

Работа по ознакомлению детей с цветом строится в несколько этапов. Первые игры и упражнения предполагают выбор по образцу знакомых предметов, резко различающихся по цвету — доминантному признаку. Понятие цвета дается на примере двух-трех контрастных цветов.

Следующий этап работы — задания, основанные на зрительном сближении, т. е. примеривании предметов по цвету (найти похожий цвет по образцу). Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада (резкого или близкого) между двумя цветами. Действуя с цветом, дети запоминают сначала сами цвета, потом названия основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, а также белый и черный, и лишь в последующем названия дополнительных цветов и оттенков.

Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете, которые закрепляются в слове-названии; вырабатывается понятие о том, что цвет — одно из свойств предмета. На этом этапе уточняются представления о постоянных цветах (снег белый, огурец зеленый, лимон желтый, земля черная, помидор красный и т. д.).

В процессе выполнения практических заданий у детей формируется понятие эталона — образца основных цветов, с которыми они начинают сопоставлять цвет окружающих предметов.

Цвет - один из значимых свойств предмета. Но этот признак более абстрактный и не является определяющим при определении предмета.

Поэтому работа с цветом является более трудной, чем различение формы, размера и величины предметов.  Цвет нельзя выделить практическими действиями, как форму или величину.

К сенсорным эталонам в области восприятия цвета относят хроматические цвета (красный, оранжевый, жёлтый, синий, зелёный, голубой) и ахроматические (белый, чёрный, оттенки серого).

Методика последовательности формирования сенсорных эталонов цвета  основывается на исследованиях психологов Д.Б. Эльконина, Л.В. Запорожца, А.П. Усовой и Н.Н. Подъякова.

Основные этапы работы при знакомстве с цветом:

1. Различение по принципу "такой - не такой".

2. Зрительное соотнесение и дифференциация цветов.

3. Закрепление представлений о цвете в слове.

Знакомство с цветом начинаем с четырёх основных цветов: красного, жёлтого, синего, зеленого.

Когда дети научатся различать указанные цвета, то переходим к белому, чёрному, оранжевому и фиолетовому.

Хочу подробнее остановиться на самом начале работы с ребенком, так как он представляется наиболее трудным.

Сначала детей знакомим с каждым  цветом в отдельности . Начинаем работу с красного цвета, так как он самый яркий. Затем переходим к изучению синего цвета. Когда изучены два цвета, обязательно проводим их дифференциацию. Затем изучаем с детьми желтый цвет и проводим его дифференциацию с другими изученными цветами. Зеленый цвет  изучается последним из основных цветов. Это связано с тем, что дети очень часто путают синий и зеленый цвет и дифференцировать их легче, когда дети уже имеют опыт дифференциации цветов.

На занятиях максимально используется предметно – практическая деятельность, дидактическая и сюжетно – ролевая игра.

Ребенок на первых порах наблюдает, действует совместно с учителем методом «рука в руке». Постоянно побуждая ребенка к практическому примериванию, сличению предметов, мы развиваем его мыслительные процессы. Постепенно ребенок становится активнее, начинает действовать самостоятельно, проявляет больше интереса к занятиям.

В работе на первом этапе  используются задания, основанные на зрительном сближении, то есть примеривании предметов по цвету. Для обучения детей с умеренной умственной  отсталостью наглядности нужно гораздо больше, чем для нормально развивающихся детей. Формировать эталоны цвета на этом этапе нам помогает следующий педагогический арсенал пособий: разноцветные салфетки, коробочки, пирамидки, кубики, посуда, мозаика, разноцветные животные, машинки, мягкие вкладыши. Особенно дети любят дидактических кукол в одежде и обуви основных цветов.

В коррекционной работе начинаем с идентификации или отождествления предметов. 

1 этап – идентификация предметов по признаку цвета. На  этом этапе  можно

показываю ребенку “парные” идентичные игрушки, отличающиеся только по цвету. Одна из игрушек должна быть красного цвета, так как она наиболее привлекает внимание ребенка, а контрастная игрушка синего или зеленого цвета.  Проводится игра “Похоже – не похоже”.

Помогает формировать сенсорные эталоны цвета также цветные таблички Монтессори, бельевые прищепки четырех основных цветов, цветные палочки.

2 этап – соотнесение цвета предмета с эталоном цвета.

На втором  этапе  учащимся  предлагается   соотнести  контурное изображение с игрушкой. Учащиеся  с педагогом  соотносят   контурное изображение предмета с цветом картона Цвет при этом не называется. На этом этапе необходимо использование контурного изображения одного и того же предмета. Цвета изучаются в следующем порядке, сначала красный, синий, желтый, зеленый, затем фиолетовый, оранжевый и в последнюю очередь, черный и белый.

3 этап – выбор предмета определенного цвета по словесной инструкции взрослого.

  На этом  этапе ребенку предлагаю выбрать все красные, синие и т.д. предметы.

4 этап – формирование словесного обозначения цвета предмета.

На этом этапе  учащиеся  знакомятся  с названием  цветов. трава – зеленая и огурец  – тоже зеленый.

5 этап – обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

Вначале пред учащимися раскладываются эталоны цвета, затем учащимся предлагаются карточки, которые раскладываются по цвету. Вначале предлагаемые карточки должны быть без фона и если ребенок успешно справился с заданием, ему предлагаются карточки с фоном. Затем задания выполняются без опоры на зрительный образец.

6 этап – обучение передачи цвета предметов продуктивной деятельности. Закрепление постоянного признака цвета за предметом.

 Можно  использовать  игры типа “Помоги художнику”, “Раскрась соответствующим цветом”, аппликации, использование компьютерных игр – раскрасок.

7 этап – формирование представления об оттенках цвета.

 Учащимся  предлагается 3  оттенка , один цвет красный, другой цвет светлее красного, третий цвет темнее красного.  Полученные знания закрепляются в  продуктивной  деятельности.

 На уроках- занятиях  для изучения отдельных цветов можно  использовать  следующие  игры.

Игра «Прятки».

Перед ребенком лежит салфетка изучаемого цвета.  Учитель кладет на нее предметы того же цвета, таким образом «пряча» их, так как предмет сливается с фоном салфетки. Все действия взрослого сопровождаются многократным повторением названия цвета.

Игра «Построим забор».

Проводится с использованием счетных палочек четырех основных цветов. Ребенку предлагается построить забор из палочек красного цвета. Палочки выкладываются на столе, роль «земли» выполняет длинная деревянная линейка.

Игра: Посадим красные цветочки».

Проводится с использованием мозаики. Учитель выбирает мозаику красного цвета и втыкает ее в игровое поле: «сажает цветок», побуждая ребенка к совместным действиям.

Игра «Парные картинки».

На столе произвольно разложены разноцветные картинки с одинаковым изображением. Предлагается инструкция: «Выбери все красные картинки».

Игра «Разноцветная коробочка».

В коробочке находятся шарики разных цветов. Учитель вынимает из нее красный шарик и просит ребенка достать «такой же». Если ребенок совершает неадекватные действия, учитель сравнивает шарики  и дает установку: «Ты достал не такой шарик», и вынимает из коробочки шарик нужного цвета.

Игра «Дай кукле все красное».

Учитель предлагает подарить кукле все красные предметы. Совместно со взрослым ребенок выбирает ей подарки.

Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете, и    мы переходим к их дифференциации.

Дифференциация цветов дает мощный толчок формированию сенсорных эталонов цвета. При этом ребенок уже познакомился с основными цветами, иногда – научился выделять их по названию, но еще сам не называет цвета и может путать их.

Игры для дифференциации цветов.

Игра «Разноцветные домики».

Ребенку предлагается разложить мелкие игрушки в  домики: две коробочки, раскрашенные в основные цвета. Предлагаются следующие инструкции: «Найди такой же по цвету домик» или «В каком домике живет игрушка?»

Игра « Цветное мороженое».

Учитель предлагает ребенку разложить в разноцветные чашечки мороженое (шарики такого же цвета) и угостить кукол.

Игра «Разноцветные салфетки».

На столе перед ребенком разложены две салфетки различаемых цветов и коробка, в которой находятся предметы аналогичных цветов (колечки от пирамидок, кубики, мягкие вкладыши). Ребенку предлагается разложить эти предметы на соответствующую по цвету салфетку.

Игра «Разноцветные таблички».

Учитель раздает детям таблички разного цвета. Учащиеся прикладывают вторые таблички того же цвета.

Игры с дидактическими куклами.

Игра: «Собери кукол на прогулку».

Детям нужно подобрать куклам туфельки и шапочки того же цвета, что и платья.

Игра: «Напои кукол чаем».

Нужно сервировать куклам чайный столик посудой того же цвета, что и одежда куклы.

Игра «Подбери кукле ленточки и бусы».

Кукла собирается в гости и хочет быть нарядной. Нужно подобрать кукле бусы, браслеты и ленточки того цвета, который любит кукла.

Игра «Какая кукла спряталась?»

Учитель прячет одну из кукол под платок, предлагая детям отгадать: «Кукла в каком платье спряталась?».

Заключительный этап формирования сенсорных эталонов цвета – это номинация, когда образы закрепляются в слове. Детям с умеренной умственной отсталостью  требуется гораздо больше времени на то, чтобы запомнить названия цветов.  Детям помогает в данном случае соотнесение цветов с реальными объектами: желтое, как солнышко, зеленый,  как травка, синий как небо, красный, как флажок.

На этом этапе расширяется словарный запас детей названиями остальных цветов спектра и названиями оттенков цветов.

 Для закрепления названий цветов, на уроках развития речи,  мы всегда обращаем  внимание на цвета предметов, повторяя и закрепляя их. Приведу примеры игр, использующихся на заключительном этапе формирования сенсорных эталонов цвета.

 Игра «Сортировка по цвету»,

Каждый ребенок выбирает себе цвет, который ему нравится. Учитель раздает картинки различных цветов. Дети берут себе только картинки определенного цвета.

Игра «Цветное лото».

Ребенок выбирает большую карту определенного цвета с пустыми квадратиками. Учитель раздает маленькие квадратики с цветными картинками. Выигрывает тот, кто первым закроет свои пустые квадратики.

 Игра «Геометрическое лото».

В этой игре нужно разложить геометрические фигуры на карточки, исходя из формы и цвета фигуры.

Игра: «Оттенки цветов» из материалов Монтессори.

Детям предлагается разложить цветовые таблички от светлого к темному оттенку.

Игра: «Четвертый лишний».

Учитель выкладывает картинки предметов одного цвета, добавляя одну картинку другого цвета.

Опыт  работы говорит о том, что дети с умеренной умственной отсталостью могут овладеть сенсорными эталонами цвета с помощью правильно построенной, систематической работы. Благодаря этому ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, обогащается сенсорный опыт, который впоследствии может пригодиться ребенку в повседневной жизни.

Литература

1.Аксенова. Специальная педагогика. М., 2000.

2.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М,, 1978.

3.Выготский Л.С. Психология развития человека. М,. 2003.

4.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.

5.Психолого – педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя – дефектолога под ред. Шипицыной Л.М. М,, 2003.

6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб, Питер, 2002

7.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. М,, 2001.

8.Усова А.П.Упражнения по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конкурса «Математический Петербург» по предметам «Математические представления и конструирование», «Наш город» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Разрабатывая этот Конкурс, мы преследовали цель: создание условий для обучающихся с умеренной умственной отсталостью возможности показать достижения в освоении учебных предметов «Математические предст...

Формирование представлений о ближайшем социальном окружении детей с умственной отсталостью.

Социализация учащихся с умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе их образования. Подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспо...

Особенности формирования навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью.

Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи у младших школьников с нарушениями интеллекта приводят к нарушению осознанности чтения. Особенности формирования навыка чтения проявляется уже...

Особенности письменной речи у обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью

Статья включает в себя особенности нарушений письменной речи обучающихся с умственной отсталостью и направления работы по преодолению данных речевых нарушений....

Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью

Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостьюучитель-дефектолог -Харламова С.В.Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностя...

Публикация «Подходы к формированию коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью»

Беляева О.Л., Муравьева Е.А. «Подходы к формированию коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью».Сборник научных статей II Всероссийского молодежного...