Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Манаевой Елены Николаевны
статья

Елена Николаевна Манаева

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов  МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Манаевой Елены Николаевны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов  МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск

Манаевой Елены Николаевны

Введение

Тема инновационного педагогического опыта:

«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании школьников  на уроках в начальной школе как эффективный способ повышения качества знаний».

Сведения об авторе.

 Манаева Елена Николаевна,   имею высшее образование, окончила в 1990 году Ичалковское  педагогическое училище, затем обучалась в  Мордовском ГПИ им. М.Евсевьева,  специальность «Педагогика   и методика начального образования».  Общий педагогический стаж - 29 лет, стаж работы в МОУ «Луховский лицей» – 29лет.

      Актуальность педагогического опыта.

Как на дереве нет двух одинаковых листочков, так и нельзя сказать об учениках, что они равны в процессе обучения.

Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и своими  интересами. Часто педагогам приходиться вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, сознательно и прочно усваивал программный материал.

Требование учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения – давняя традиция. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа дифференцированного подхода.  Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности.  В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации. Актуальность проблемы дифференцированного обучения очевидна, т.к. все дети не равны по своим возможностям и задача учителя обеспечить создание наиболее благоприятных условий для развития реальных способностей того или другого рёбёнка в условиях классно-урочной системы обучения.

Основная идея опыта

        Задача  нашего лицея состоит в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия развития всех категорий учащихся. Одной из важнейших целей лицея является развитие творческой личности, формирование культурно-ценностных ориентиров, индивидуальности учителя и обучающегося, организация работы разновозрастных групп в условиях сетевого взаимодействия. Для этого изменена структура, разработаны и осуществляются на практике содержание и соответствующие ему формы, средства и методы обучения.

     Целью своей работы считаю сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. Основной задачей для достижения этой цели считаю развитие индивидуальности ребенка, его физического и психического развития,  становление элементарной культуры деятельности, развитие готовности к самообразованию, формирование коммуникативных умений, в чём мне помогает система заданий, разработанных авторами комплекта по программе «Школа России».

Теоретическая база

           Применяя технологию дифференцированного обучения, выработала систему работы. В основе моей системы работы по использованию дифференцированного подхода в обучении - концепция Т.К.Донской, идеи В.В.Фирсова, автора технологии «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», Унт И.Э., Границкой А.С., Шадрикова В.Д., авторов «Технология индивидуализации обучения».

По технологии В.В. Фирсова главным для своей работы выделяю: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей и приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Из концепции индивидуализации обучения И. Унт отметила и применяю в своей работе следующую гипотезу: развитие индивидуальности ребенка, его способностей, содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ и формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия и творчества.

Несмотря на то, что разные концепции имеют свои особенности, все представители сходятся в одной простой мысли выдающегося педагога ХХ столетия В.А.Сухомлинского: «Все дети талантливы по-своему!», а самой важной и благородной гуманистической задачей учителя считают в том, чтобы помочь каждому ученику проявить имеющиеся у них способности, включить их в соответствующую деятельность, совершенствоваться в различных условиях учебно-воспитательного процесса в школе и во внешкольных учреждениях.

Новизна педагогического опыта

      Система работы учителя в применении технологии дифференцированного обучения на уроках, отобранные методы и приемы работы на уроках помогают учителю, реализующему любую образовательную программу, осознанно пользоваться предложенным опытом. А учащихся ориентируют на самостоятельное добывание знаний и устойчивый интерес к предмету

При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, из «слабой» в «сильную». Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов в его знаниях и проявлением интереса к получению знаний.

   

Технология опыта

Внимательно наблюдая за учащимися, я, как учитель, заметила, что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил, третьи медлительны в работе. Как правило, у детей по-разному развита память; у одних – зрительная, других – слуховая. Моя задача – изучить индивидуальные особенности учащихся и облегчить им процесс обучения. Самое важное – это вызвать у детей интерес к учёбе и желание ликвидировать пробелы в своих знаниях. Для этого нужно вложить в них веру в свои силы, указать причины их отставания и вместе найти пути преодоления трудностей, и обязательно отмечать их малейшие успехи. Дифференцированный подход позволяет учащимся постоянно чувствовать своё продвижение вперёд, ведь даже незначительный успех помогает детям, побуждает лучше работать, повышает интерес к знаниям

  Опыт моей работы  29 лет. Я работаю по УМК «Школа России», которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям. Она помогает мне в развитии и более успешном обучении учащихся и пробуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе я  постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися. Для работы по УМК «Школа России»  у меня есть подборка дидактических и методических материалов. Это учебники, методические поурочные разработки, книги для чтения, демонстрационные таблицы по русскому языку, математики, литературному чтению, окружающему миру, контрольно – измерительные материалы, тестовые задания. Весь материал систематизирован по классам, предметам и темам.

        Одним из принципов   построения комплекса «Школа России» являются:  дифференцированный  и индивидуальный подход в обучении и воспитании.  В связи этим провожу педагогический анализ (анкетирование, наблюдение), позволяющий дополнительно раскрывать способности ребёнка, развивать разные виды памяти, наблюдательность, способствующие постоянному росту учебных возможностей ученика, творческого подхода в выполнении заданий.

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности  каждого учащегося. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Большое внимание в своей работе уделяю детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам.

        На уроках литературного чтения  в  диалоге с учащимися, подталкиваю их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равные партнеры, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все версии детей   обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее точно подходящие к  содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по  теме – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, я предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов.

            Использовать дифференцированный подход на уроках русского языка я начинаю с первого класса. Предварительную работу веду на уроках письма, для слабых учеников предлагаю задания вида: выбрать нужную букву из предложенных букв и вставить, чтобы получилось слово. Слабые дети на первых этапах записывают слова по образцу, а сильные дети “переводят” печатные слова и тексты в письменный вид. Письмо под диктовку тоже дифференцирую: сильные ученики записывают под диктовку слово или предложение, а слабые пишут первую букву слова, затем слог и лишь потом целиком слово и предложение.

        На уроках математики веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания.

        На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее  активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия,  я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.

        Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки  технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности, помогают одноклассникам справиться с трудным заданием.

        Результатом работы  является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.

        Для раскрытия творческих способностей детей  я  применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия. 

На внеурочных занятиях предлагаю детям не только решение занимательных и олимпиадных заданий по преподаваемым  предметам, но и совместно с учащимися создаю обучающие мультимедийные проекты-презентации, готовлю открытые мероприятия, занимательные уроки, материалы для   проведения предметных недель.  Всё это позволяет  мне  формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности .

В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. 

Активно использую в своей практике ИКТ. Выступление с опорой на мультимедиа-презентации использую не только сама, но и привлекаю к этому учащихся. С помощью ИКТ дети  узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения.  Также при проведении уроков и подготовке к ним я использую материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённой на сайте в Интернет:http://school-collection.edu.ru

        Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

  •         как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, таблицы с использованием программы Power Point;
  •         как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, контрольные работы и другие виды работ).
  • дифференцировано работать с каждым ребенком, подбирая задания по степени сложности.

        Проектные технологии также применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности. Я не даю ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Особое  внимание обращаю на формирование у детей необходимых качеств:

  •         деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей,
  •         умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.

    Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся такие навыки: умение работать в группе; высказывать свое личное мнение; выслушивать мнение товарищей; создавать благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопомощи.

      Исследовательские технологии мне нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с текстами. Исследование дети проводят на уроках технологии при пересаживании комнатных растений и при посадке рассады томатов (наблюдение за их ростом и развитием),  при изготовлении аппликаций. На уроках окружающего мира ребята проводят исследование по различным темам, готовят сообщения. Если в начальной школе ученик не получит нужные навыки работы с различными типами источников, не научится их самостоятельно анализировать, то в дальнейшем будет проблематична работа в среднем звене. Использование разных технологий предлагает дифференцированно подходить к процессу обучения.

По результатам диагностирования класс делю по уровням:

1-ая группа

ученики с высокими учебными способностями (ведут самостоятельно работу с материалом большей сложности, творчески подходят к решению задач, умеющие хорошо работать. Они имеют устойчивое внимание. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом).

2-ая группа

учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам). Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности.

3-я группа

- учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), быстро утомляются, с большими пробелами в знаниях, в пропуске заданий. Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального и дифференцированного подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, хотя на самом деле могут учиться успешно.

В связи с дифференциацией приходится перестраивать  технологию урока. Нужно определить оптимальный темп работы, так как все группы учащихся работают по своему плану. Ученики первой группы большую часть времени работают самостоятельно, получая творческие и проблемные задания. Вторая группа, выполняя самостоятельные задания, работает чаще по образцам, им необходим более детальный рассказ. С третьей группой учитель должен в основном работать сам: рассказать, опросить, проверить, помочь, показать абсолютно каждому ученику.

При организации индивидуального подхода в процессе обучения, использую дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, по объему.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Творчество представляет собой продуктивную деятельность.

Предлагаю  продуктивные задания всем ученикам, но при этом детям с низким уровнем обученности даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным – в новой.

Например, тема «Текст»

1 группа

2  группа

3 группа

Спиши рассказ.

Придумай имена героям.

Закончи рассказ

Сочини свой рассказ

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Например, русский язык, тема "Учимся писать суффиксы –ек-, - ик-"

1

2

3

Спиши.Объясни написание суффиксов в словах: шарик, садик, лесочек, часочек

Выбери, какой суффикс нужно добавить, чтобы получилось слово с уменьшительно-ласкательным значением: мяч, дождь, листок. Докажи.

Придумай и запиши по 10 слов на суффиксы: –ик-, - ек-.

Или русский язык,  тема: "Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих»

1

2

3

Распредели слова в два столбика. В первый запиши слова с ударными окончаниями, во второй – с безударными.

Кирпич…м, лапш…й,  сердц..м, пшениц…й.

Образуй форму творительного падежа: Наташа,  калач, малыш, роща.

Распредели  слова в 2 столбика в зависимости от места орфограммы в слове:

Меч..м, еж…м, ш…рсткой, циркач…м, ж…лудем, ш…потом, ш…рохом, чертеж…м, свеч…й.

Дифференциация учебных заданий по объему:

Такой способ дифференциации предполагает, что все учащиеся  получают достаточно большой объем однотипных заданий. В зависимости от знаний детей или от темпа выполнения упражнений выдается различное количество заданий, при этом определяется обязательный объем.

Окружающий мир

Предлагаю разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке, по теме: “Разнообразие растений”.

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

 Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.

Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.

Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.

Математика

На уроках математики дифференциация может реализовываться прежде всего при решении задач, которые должны быть для учащихся различных уровней.

Многим учителям знакомы трудности, связанные с организацией на уроке фронтальной работы над текстовой задачей. Ведь в то время, когда большая часть учащихся класса приступает к осмысливанию содержания задачи вместе с учителем, другая, уже знает, как её решать. Одни учащиеся способны видеть разные способы решения, другим необходима значительная помощь для того, чтобы просто задачу решить

№1

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

На столе лежало 4 апельсина и 3 лимона. Сколько всего фруктов лежало на столе?

Мама порезала в чай 1 лимон. Сколько фруктов осталось лежать на столе?

Поставь другие вопросы к данному условию задачи.

№2

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

Белочка развесила на дереве 20 белых грибов и 7 моховиков. Сколько всего грибов развесила белочка на дереве?

Поставь вопрос задачи так, чтобы задача решалась действием вычитания.

Измени условие задачи, чтобы она решалась выражением:   20+ (20+7)

.

Дифференцированный подход осуществляется практически на всех этапах урока.

На этапе введения нового понятия работа ведется со всем классом. После того как прошло первичное закрепление, можно приступать к делению учащихся на группы и продолжению их обучения, используя различное содержание и формы работы.

На этапе закрепления учащиеся, усвоившие данную тему, могут

- приступать к более сложным заданиям;

- выступать помощниками для менее подготовленных ребят

- выполнять творческие задания.

В особой помощи нуждаются слабые учащиеся. Для них на уроке я использую:

- различные карточки для индивидуальной работы;

- большое количество примеров и упражнений;

- развивающие задания;

- составление опорных схем;

- образцы выполнения заданий;

На этапе самостоятельной обучающей работы ребята получают разноуровневые задания и в удобном для них темпе их выполняют. Я имею возможность на уроке общаться то с одной группой, то с другой.

На этапе проверки знаний и контроля используются:

- всевозможная система карточек;

- дифференцированные проверочные работы.

Я предлагаю ребятам на проверочной работе по пройденной теме много заданий разного уровня. Каждый выбирает для себя те задания, которые реально может сделать. А я в свою очередь могу определить, какие задания вызывают трудности, а какие задания ребята не выбирают по причине их сложности для них.

Подводя итог выше сказанному, подчеркну, что:

учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней; стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках; дифференцированное обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.

Таким образом, дифференцированный подход обеспечил в моём классе возможность выполнять задания и быть активными на уроке даже слабым учащимся. Они стали увереннее в своих знаниях, перестали стесняться отвечать на уроках. Присутствует ощущение успеха, когда ребенок видит результаты своей работы.

В своей работе стараюсь использовать различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на всех этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему. Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.  Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения. Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.

    Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания дифференцирую по:

  • степени самостоятельности учащихся;
  • характеру помощи;
  • форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

Осуществляю  дифференцированный подход  и при проведении опроса по домашнему заданию.  Организую работу таким образом, чтобы детям хотелось поделиться своими знаниями с товарищами, с учителем. При проведении индивидуального опроса, который дает возможность проверить умение ученика связно, логично рассказывать, во-первых, стараюсь спрашивать по желанию. Во-вторых, если текст небольшой по объему, его сначала пересказывает хорошо подготовленный ученик, а уже затем ученик, который, в силу разных обстоятельств, недостаточно хорошо подготовил пересказ дома, но внимательно прослушал рассказ своего товарища. Это стимулирует развитие такого важного для процесса обучения умения, как умение внимательно слушать.

Учащимся, которым требуется время, чтобы вспомнить тот пересказ, который они готовили дома, вначале опроса предлагаю карточку типа: “Составь рассказ по плану”. Получив такую карточку, ученик имеет 5-минут времени, чтобы сосредоточиться над составлением пересказа. После чего учитель вызывает его для пересказа, причем карточку он может в это время держать перед глазами.

При проведении индивидуального письменного опроса, разработана система карточек, предназначенных для конкретных учащихся. Карточки строго индивидуальны, отличаются по сложности заданий и по оформлению. Осуществляю  дифференцированный подход к учащимся и при изучении нового материала. Приемов для этого достаточно много.

Я всегда  продумываю предварительную подготовку учащихся до изучения новой темы. Такая подготовка позволяет учащимся знакомиться с информационным материалом самостоятельно. Более подготовленным детям предлагаю дома приготовить рассказ о каком-нибудь природном явлении. Вначале эти маленькие доклады ученик составляет вместе с учителем. Затем им предлагается написать доклад самостоятельно. В конечном итоге через этот вид деятельности проходят все учащиеся. Следующая ступенька – написание  сообщений по определенной теме. Вначале я учу детей работать с литературой, разрабатывать план и т.д. Это дает хорошие результаты, позволяет не только расширять  знания, но одновременно учит самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Приемов, которые позволили бы организовать закрепление изученного материала, в моей практике тоже много. Но на одном из них хотелось бы остановиться. В конце урока я иногда практикую написание мини-сочинений по пройденной теме. Причем, если учащиеся не успели закончить на уроке, они делают это дома.

    Для успешного усвоения нового материала важны подготовительные упражнения. Это и диктанты, и игры, и самостоятельная работа. Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы. Подготовительные упражнения чаще дифференцирую, а нужные выводы делаю со всеми детьми класса. На уроках предлагаю некоторым учащимся выполнить небольшие индивидуальные задания на карточках, поработать над теми ошибками, которые допустили ребята в контрольных, классных или домашних работах, стараюсь разнообразить эти работы, проводить их в виде игр (например, учащиеся получают письма, открытки с заданиями от литературных героев). Проверяют и корректируют выполненную работу и учащиеся, и учитель. Это интересный прием сотрудничества учителя и ученика.

Различный характер дифференциации цели этих заданий позволяют мне в течении урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности. Этому способствует разнообразные кратковременные письменные работы, которые могут быть выполнены на листах бумаги. Такие виды работ помогают осуществлять обратную связь и организацию адресной коррекционной работы, способствует формированию самоконтроля, ответственности и других личностных качеств.

Домашние задания на всех уроках дифференцированные. Первая группа заданий – традиционные: работа с текстом, иллюстрациями, подготовка пересказа, ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполняться всеми учащимися. Вторая часть заданий – обязательная для группы “сильных” учащихся. Им даются дополнительные задания, выполнение которых обязательно. Например, подготовить небольшие сообщения на заданную тему. Третья группа заданий – задания для желающих их выполнить. Домашним заданиям необходимо уделять значительно больше внимания. По тому, как дети относятся к домашней работе, как ее выполняют можно судить о том, насколько они овладели изучаемым материалом.

Таким образом, при дифференцированном обучении более ценными в методическом отношении являются домашние задания, в которых дидактический материал начале носит характер общих упражнений для всего класса, кроме того, задания содержат и дополнительные вопросы и задания, которые углубляют понимание основного программного учебного материала. Если при выполнении домашних дифференцированных заданий менее продвинутые ученики достигают положительных результатов, то им предлагаются и задания повышенного уровня или задания творческого характера.

Результативность опыта

Опираясь на опыт моей работы, следует отметить, что слабые дети не чувствуют себя ущемленными, они в меру своих возможностей участвуют в процессе обучения. Сильные ученики тоже заняты работой, у них нет времени для «отдыха» на уроке.

Результаты освоения образовательных программ обучающимися показывают стабильную  динамику.  

Кроме того, позитивными сторонами дифференцированного подхода к учебно-воспитательному процессу выступают:

1) развитие устойчивого интереса учащихся к учебному предмету; 

2) расширение и углубление знаний по предмету;

3) развитие навыков самостоятельной работы с первоисточниками знаний;

4) создание актива, способного оказать помощь учителю в организации урочной и внеурочной деятельности.

Внеурочные занятия позволяют учащимся применять полученные ими знания на практике, расширять и углублять их; повышать успеваемость и стимулировать интерес к учению. Свои результаты они показывают на конкурсах, олимпиадах, фестивалях разного уровня (муниципального, республиканского, межрегионального, всероссийского, международного).

Сравнительная таблица уровня успеваемости и качества знаний

обучающихся за межаттестационный период:

Учебный год

Класс

Учебные предметы

Качества знаний %

Уровень  обученности %

Средний балл

2016-2017

2

Математика

81

100

4,1

Русский язык

80

100

4,1

Литературное чтение

95

100

4,5

Окружающий мир

91

100

4,2

2017-2018

3

Математика

76

100

4

Русский язык

80

100

4

Литературное чтение

100

100

4,3

Окружающий мир

96

100

4,3

2018-2019

4

Математика

80

100

4

Русский язык

76

100

3,9

Литературное чтение

100

100

4,2

Окружающий мир

96

100

4

Качество знаний, %

Средний балл

Сравнительная таблица результатов административно-контрольных работ по итогам года, в рамках внутришкольного контроля

Предмет

2016-2017 уч.год,

2 класс

2017-2018 уч.год,

3 класс

2018-2019 уч.год,

4класс

Уровень

обученности, %

Качество

знаний, %

Уровень

обученности, %

Качество

 знаний, %

Уровень

обученности, %

Качество

знаний, %

Русский язык

97

67

100

68

80

60

Литературное чтение

97

87

100

87

100

100

Математика

100

70

100

73

100

80

Окружающий мир

100

87

100

87

100

90

ИТОГО

100

77,7

100

78,7

95

82,5

Качество знаний, %

Трудоемкость опыта.

  Трудоемкость опыта заключается в том, что приходиться много карточек для работы делать самому учителю. Очень много времени уходит на изготовления материала для такой работы; организацию рабочих мест для групповой работы.

Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта

     Деятельность учителя в «автономном режиме» продуктивной быть не может.  Я считаю учитель, просто обязан развиваться, взаимодействуя с педагогической общественностью. Сформированная система проведения курсов, семинаров, заочных и очных конкурсов оказывает содействие в обобщении и распространении опыта.

Накопленным опытом работы я делюсь со своими коллегами:

-на заседаниях кафедры начальных классов;

-на семинарах учителей начальных классов,

-на педагогическом совете.

- участвую в региональных научно-практических конференциях;

- провожу открытые уроки для молодых педагогов и в рамках городских семинаров;

-имею электронные публикации методических материалов на профессиональных сайтах педагогической направленности.

Материалы из опыта работы размещены на сайте: http://nsportal.ru/manaevaelena


Литература

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.

2. Блейзер Г.Д. Дифференциация обучения — условие гуманизации и демократизации образования. -1991. - № 5.

3. Блинков А.Ц., Лови М.М., Стратовая О.В. Дифференциация обучения. Завуч. -1998.- № 4.

4. Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа. – Первое сентября. – 2007. - №1.

5. Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе.  Начальная школа.- 2005. - № 3.

6. Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе. Начальная школа. 2004, №2.

7. Новикова, Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения.Начальная школа.- 2002. № 1.

8. Одегова В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения. Начальная школа.- 2004.- № 2.

9. Осмоловская И. М. Как организовать дифференцированное обучение. - М.; Сентябрь, 2002.

10. Титова В.В. Дифференцированный подход к учащимся на уроках природоведения. Начальная школа.- 2000.- № 5.

11. Цуциева Ж.Ч. О работе в условиях дифференцированного и разноуровнего обучения. Начальная школа. - 2001. - № 6

12. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников. Начальная школа. - 1990. - № 6.

13. Шишмаренков В. К. Дифференциация обучения как педагогическая проблема. – Челябинск, 1996.

14. Яковлева В.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками. Начальная школа.- 2004.- № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района  Республика Мордовия...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Лямцевой Светланы Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта:«Использование современных электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе как эффективный способ повышения качества знаний»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Рязановой Елены Александровны.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опытаучителя начальных классов  МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа»Ардатовского  муниципального района Р...