Занятие : « Застывший зоопарк»
материал (2 класс)

Галкина Ольга Александровна

Цель: создать условия для понимания учащимися  значимости и исторической  ценности скульптурных образов родного города.

Задачи  занятия:

-актуализировать в сознании школьников понимание ценности и важности сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга;

- определить значение бронзовых  скульптур животных для петербуржцев;

- формирование самоидентификации «я – Петербуржец»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Застывший зоопарк

Цель: создать условия для понимания учащимися  значимости и исторической  ценности скульптурных образов родного города. 

Задачи  занятия:

-актуализировать в сознании школьников понимание ценности и важности сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга;

- определить значение бронзовых  скульптур животных для петербуржцев;

- формирование самоидентификации «я – Петербуржец»

 1.  Здравствуйте, ребята!  Мы сейчас с вами отправимся в путешествие в один из самых красивых городов на нашей планете. А что это за город, я надеюсь, вы мне скажите после просмотра слайд -шоу.   Смотрите внимательно и запоминайте то, что увидите. Показ мини-города в Александровском парке.

Ребята, кто узнал  город? Почему вы так решили? Что необычного вы видите на картинках? А кто –нибудь был в этом  мини-городе?  А вы знаете, где это находится?  ( Александровский парк, м .Горьковская)

А из чего он сделан? (Модели выполнены из бронзы и гранита, основной объем создан гранитными плитами, а мелкий декор и фасады выполнены в бронзе.)Модели этих зданий уменьшены в 33 раза.  

  А как называются жители Спб?  (петербуржцы) Раз вы петербуржцы, то тогда должны знать, кто основал наш город и в каком году?( 27.05.1703) А какие еще достопримечательности есть недалеко от м .Горьковская. Не знаете? Тогда я вам помогу. Отгадайте загадку.

За высокою оградой

В нем зверей полным-полно,

Посетителям, однако,

Их кормить запрещено.

Итак, давайте, отправляться в путешествие. А поедем мы на трамвае, но не на обычном, а на его родоначальнике- конке.

Закройте глаза и скажите: « Я хочу сюда скорей

                                посмотреть на всех зверей».

Ой, кто это? ( показ фото писателя)  Мы хотели в зоопарк попасть, а тут человек. Кто –нибудь  узнал его? А теперь?( показ  иллюстраций из книг)

Правильно, это знаменитый баснописец И.А. Крылов. ( показ фото памятника)  

Посмотрите, сколько животных он собрал вокруг себя. Прямо целый зоопарк.  Правда не живой, а в какой?

А где он находится? Совершенно верно. Поднимите руки, кто гулял по Летнему саду? Крыловым было написано около двухсот басен, из них тридцать шесть показаны скульптором  Петром  Карловичем  Клодт ом на пьедестале памятника. Бронзовые фигуры животных, изображенные горельефом, заполняют сплошь весь пьедестал, от них рябит в глазах, из-за этой тесноты порой нелегко разобраться в персонажах и сценах басен. Назовите мне несколько басен.

Как вы думаете, а просто ли скульптору изобразить хитрую лису, глупую ворону, бедного ягненка, злого волка? А если я вас сейчас попрошу нарисовать амурского горала, сможете выполнить моё задание? А слепить? Для того, чтобы этих животных слепить , надо было их хорошо знать. А скульптор некоторых не знал. Зоопарка в то время в нашем городе не было.     Поэтому пришлось Клодту создавать свой домашний зоопарк. Длительную и трудоемкую работу пришлось проделать Клодту по лепке с натуры всех тех животных, изображения которых мы видим на пьедестале памятника. На долгие четыре года обширная мастерская Литейного дома превратилась в настоящий зверинец, где в клетках и на привязи сидели разные звери, а другие, ручные и миролюбивые, свободно разгуливали в помещении и даже нередко заходили в жилые комнаты (квартира Клодта соединялась с мастерской переходом). У него жил живой медведь, журавль,обезьяна и многие другие животные.  И с этими животными у скульптора было много хлопот. Обезьянка лазала везде, по всей мастерской! Она была очень юркая и любопытная. Её звали ее  Макаркой. Макарка все время проказничал.  То раскидает по комнате карандаши, то запустит яблоком в волка, то вцепится в хвост петуху.  Петуху доставалось и от журавля. Звали его Жуля. И был Жуля  грозою домашнего зверинца. Он расхаживал по мастерской и всё норовил кого-нибудь ткнуть  своим длинным клювом. Доставалось от него и волку , и медведю, но чаще всего от Жюли доставалось все-таки петуху. И все эти животные жили прямо в мастерской- и днём , и ночью.

Но  только одно животное Клодт не решился поселить в мастерской - козла. Его к Петру Карловичу каждый раз водила жившая неподалёку старушка. Он был очень упрямым . Он упирался всеми копытами и гневно тряс бородой, лишь бы не заходить во двор. Его можно было понять: ведь в мастерской пахло волком и медведем.  Хотя волк Воля  был спокойным жителем. Он спокойно лежал у лесенки и ни разу никого не укусил, и ни разу не пытался убежать. А медведь  Мишук  постоянно убегал из мастерской.  Поэтому его пришлось посадить во дворе на цепь. И когда его посадили на цепь, он обиделся, забрался на дерево  и сидел там грустный-грустный. Таким его и вылепили.

Еще у него жил упрямый ослик.  Посмотрите, а рядом с осликом мы видим льва и барса.  Правда, эти хищники  в мастерской не жили. Он ходил на них смотреть  в частный зверинец немца Зама .  А чтобы понаблюдать за живым слоном, приходилось ездить в Царское Село. Когда все необходимые работы были закончены, Клодт передал своих животных в частный зверинец Зама. 

2.Но  известность Петру Клодту  принесли не эти животные, а другие.

Давайте быстрее отправляться туда.

 А кто они, вы узнаете, если соберете пазлы, которые  у вас на столе. Кто знает, где они находятся?

Совершенно верно- это кони на Аничковом  Мосту. Одинаковые все скульптуры? ( Нет. Они все разные.)  Как вы думаете, что делают мужчины? Как можно назвать эту композицию? «Укротители Коней» так называется эта композиция.

 Давайте с вами разомнемся и проведем физминутку. Поиграем в игру Море волнуется- раз,только будем говорить Город волнуется- раз,

ФИЗМИНУТКА

Город волнуется- раз,

Город волнуется- два,

Город волнуется- три,

Фигура зверенка на месте замри. ( показываю карточку со словом, а на обратной стороне рисунок)

Заяц 

Садитесь и  положите перед собой желтый лист. На листах изображены скульптуры зверей. Рядом с изображением  нарисован кружочек. Отметьте галочкой в кружочке , если вы видели эту скульптуру  и знаете ее название.

  1. Двухметровый кенгуру возле физико-математической гимназии № 470 на улице Бутлерова, 22 установили в честь победы школьников в престижном международном конкурсе по математике.
  2. Скульптуру «Добрая собака Гаврюша» («Нюша») по праву можно назвать памятником бродячей собаке. Гаврюшу приютили в сквере у Санкт-Петербургского Института Кино и Телевидения (ул. Правды, д.13). Суеверные горожане считают, что Нюша способна помочь в исполнении желаний.
  3. Памятник этой собаке находится на Аптекарском острове и расположен в парке института экспериментальной медицины Российской академии медицинских наук (ул. Академика Павлова, 12). Он поставлен в память о собаках, которые участвовали в научных экспериментах и принесли огромный вклад в развитие медицины. В летнее время из маскарпонов памятника, выполненных в виде головы собаки, струится вода. Кроме того, в парке расположен фонтан-поилка для собак.
  4. Не менее популярны в Санкт-Петербурге бронзовые кошки. Наверно, никто так сильно не любит кошек как ленинградцы.   Эти кошки заслужили право быть увековеченными в истории, оказав помощь в тяжелое блокадное время. На подмогу городу в 1943 году из Ярославской области выслали полосатую дивизию, успешно справившуюся с возложенной на них задачей – отвоевать территорию у крыс, положивших глаз на продовольственные склады. В 2000 году парочку усатых-полосатых поселили на Малой Садовой улице. Елисея и Василису разместили друг напротив друга – красавец сидит на фасаде дома 8, а кошка, изящно выгнув хвост, замерла на карнизе дома номер 3. Туристы да и горожане частенько посещают это место, загадав желание и пытаясь подбросить к их лапам монету.

Ребята, рядом с картинками есть квадратики. Расставьте цифры от 1 до 4 ,какой памятник вы хотели бы увидеть сначала и т.д.. Этот лист может для вас послужить маршрутным листом на следующие выходные. Для ваших родителей я написала адрес месторасположения скульптуры, ну а Вы будете для них экскурсоводом. Расскажите истории этих зверей. Почувствуете себя настоящими петербуржцами, знающими свой город.

Ребята, посмотрите, какой зверинец у нас получился. Как вы думаете, мы всех бронзовых зверей посетили? Ребята, а чем наш зоопарк сегодня отличался от настоящего?(все наши животные  из камня, бронзы и металла). А что общего у нашего зоопарка с настоящим? (у каждого из них есть душа, свой характер, и свои интересные истории). Ну, а в заключении, я хочу вам сказать, что вы сегодня были настоящим маленькими петербуржцами. Ведь быть ими это не только знать свой город, а еще достойно себя вести, что вы сегодня и делали. И обязательно помните, что вы ещё и ленинградцы-потомки дедушек и бабушек , которые во время ВОВ сохранили для вас эти памятники не жалея своих жизней.

В нашем городе их очень много. Одних только львов точное число указать невозможно. Ведь наш город огромен , и с каждым годом его границы расширяются. Тем более, что много зверей прячется во дворах СПб.

А хотите свой зоопарк создать? Тогда возьмите синие бумажки. Там написан план как создать свою скульптуру.

План защиты мини-проекта:

1. Животное, существо: название (это может быть выдуманный или реально существующий зверь).

2. Почему вы выбрали именно это животное ? (это символ чего-то? Это наследие какой-то страны? Если это выдуманное животное, то, что оно символизирует?)

3.  В каком месте оно может быть установлено? (почему именно это место? Что символизирует это место?)

4.  В качестве чего может служить животное? (сакральный смысл, практическое применение, просто украшение)

5.  Из каких материалов может быть изготовлено?

Расскажите, пожалуйста, что  вы сегодня узнали для себя нового на нашем занятии,

Можете смотреть на доску.

На этом наше занятие заканчивается. Спасибо за внимание.

 

http://1.bp.blogspot.com/-6Bm1RJhFhw4/UpMR3BwbCYI/AAAAAAAADwI/V5TnhgrJG4s/s1600/canguro2.gifhttp://clipartsign.com/upload/2015/12/02/dog-and-pup-vector-clip-art-royalty-free-stock-photo-image.jpg

http://www.publicdomainpictures.net/pictures/40000/velka/dog-cartoon.jpghttp://iyiygo.xyz/upload/www.drawingteachers.com/image-files/how-to-draw-a-cat-grey.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9068/47407354.ddd/0_15ce03_e6fbeb5f_orig.pnghttp://cdn.niketalk.com/6/60/60a1403c_3460534-868351-cartoon-pelican-presenting-with-his-wing.jpeg



Предварительный просмотр:

http://i805.photobucket.com/albums/yy340/p_amarok/IMG_2621.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/117/784/117784178_large_13.jpg

http://www.ilovepetersburg.ru/sites/default/files/exkursii_new/anichkov_most_729x700.jpg

http://www.magput.ru/pics/large/45112.JPG

http://www.on-line.spb.ru/architecture/sculpture/images/zaichik_big.jpg

заяц

чижик

кенгуру

http://www.etovidel.net/appended_files/big/4d5173a957343.jpghttp://www.spb-guide.ru/img/12815/78092.jpg



Предварительный просмотр:

http://www.etovidel.net/appended_files/big/4d5173a957343.jpg

http://kudainfo.ru/media/image/53fcca6aaca7b.jpg

http://photos.wikimapia.org/p/00/03/42/77/98_big.jpg

http://discountur.ru/wp-content/uploads/2016/03/kot.jpg

ГБОУ СОШ №470

(ул. Бутлерова, 22)

В сквере у Санкт-Петербургского Института

Кино и Телевидения

(ул. Правды, д.13)

В парке института экспериментальной медицины Российской академии медицинских наук

( ул. Академика Павлова, 12)

на Малой Садовой улице

дом №8 и дом №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия "Зоопарк"

Профилактика  и коррекция  нарушений развития речи детей  средством  музыкального  искусства...

Конспект внеклассного занятия кружок хора "Музыкальный зоопарк" 1 класс

Конспект внеклассного занятия кружок хора "Музыкальный зоопарк" в 1 классе проводится в середине года. Материал содержит выученные на уроках песни по теме "Зоопарк"....

Презентация к классному часу в 3 в классе, посвященный Дню Победы 9 мая «Застыл солдат у школьного порога».

Целевая установка - помочь детям почувствовать атмосферу военных лет, понять, что война - это зло, несущее страх, разрушения, смерть; познакомить с именами героев; воспитывать чувство гордости за вели...

Классный час в 3 в классе, посвященный Дню Победы 9 мая «Застыл солдат у школьного порога».

Классный час в 3 в классе, посвященный Дню Победы 9 мая «Застыл солдат у школьного порога»....

Внеклассное занятие по теме "Зоопарк. Дом для животных"

Данное занятие можно использовать вовнеурочное время....

Конспект учебного занятия «В зоопарке»

Данный материал полезен для детей начальных классов. В данном конспекте дети с помощью игровых заданий в группах повторят ранее изученный материал....

Конспект логопедического занятия "В зоопарке" для обучающихся со сложной структурой дефекта

Цель: Совершенствовать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза словЗадачи:коррекционно-образовательные:• Формирование умений и навыков деления слов на слоги;• Формирование ...