Рабочая программа по внеурочной деятельности "Радуга творчества"
рабочая программа (1, 2, 3 класс)

Просвирнина Наталья Петровна

           Программа «Радуга творчества» по внеурочной деятельности является программой общекультурной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (3 года обучения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П. С. ШАМАЕВА

ГОРОДА ПЕТРОВСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Согласовано»

   на заседании

  Руководитель МО

 __________Просвирнина Н. П. Протокол №1 от «___»августа 2019г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по ВР МБОУ СОШ №2

________/ Сунцева Е.А. «___»_________2019г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №2»

_________/ И. В. Зябликова

Приказ №___от «___»

___________2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Радуга творчества»

для учащихся 1 -3 классов

Просвирниной Натальи Петровны

учителя 1 квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №___ от

«___» _______20__г.

2019 - 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Программа «Радуга творчества» по внеурочной деятельности является программой общекультурной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (3 года обучения).

          Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству.

           Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

        Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

          В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

          Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

         Основная цель программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

          В целом занятия  способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

         Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 1 класса;
  • развивающий – 2 года обучения для обучающихся 2  класс;
  • исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 4 класс.

            Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Формы занятий

          Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

        Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

        Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи.

       Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

      Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

      Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

       Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1 - 3 х классов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

          Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию творческих способностей являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

         Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию творческих способностей являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • развитие высокой мотивации учебного процесса;
  • развитие всех форм мышления младшего школьника;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

         Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию творческих способностей следующие умения:

  • обучение умению ставить цели;
  • характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
  • организовывать свою деятельность;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • творчески откликаться на события окружающей жизни.

        Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения:

  • создание собственного оригинального продукта, достижение нужного результата, ;
  • знание отличительных особенностей основных видов и жанров изобразительного искусства, ведущих элементов изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главных и дополнительных, холодных и теплых цветов, основ цветоведения;
  •  умение передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
  • понимание, что такое натюрморт, пейзаж, светотень, воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет, линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
  • передача геометрической основы формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
  • выполнение декоративных и оформительских работ на заданные темы;
  • владение гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал.

Ожидаемые результаты освоения программы:

          Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

       Формы аттестации и контроля: выставки работ обучающихся, участие в конкурсах различного уровня.

Содержание дополнительной образовательной программы.

Первый год обучения. Ознакомительный этап: 1 класс.

            Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

           Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Разделы программы.

Тема

Количество часов

1.

Радужный мир.

28

2.

Выставки, экскурсии, рисование на воздухе.

3

3.

Конкурсы, фестивали.

2

Итого:

33

Второй – третий года обучения. Развивающий этап: 2 класс.

               Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

Разделы программы.

Тема

Количество часов

2 класс

1.

Основы художественной грамоты.

20

2.

Графика.

11

3.

Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали.

3

Итого:

34

Основы художественной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
  • Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.

Графика.

Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
  • Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
  • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
  • Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
  • Гравюра на картоне.
  • Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
  • Связь с рисунком, композицией, живописью.

Четвёртый года обучения. Исследовательский этап: 3 класс.

              На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.

Разделы программы.

Тема

Количество часов

1.

Основы изобразительной грамоты.

  1.  Композиция.
  2. Графика.
  3.  Цветоведение.

16

2.

Декоративно – прикладное искусство.

  1. Прикладная графика.
  2. Батик.
  3. Флористика.

16

3.

Выставки, экскурсии

2

Итого:

34

Основы изобразительной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
  • Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
  • Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
  • Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
  • Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
  • Композиция. Основные правила композиции:
  • объединение по однородным признакам;
  • соблюдение закона ограничения;
  • основа живой и статичной композиции;
  • группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
  • подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
  • Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.

Декоративно – прикладное искусство.

Теоретическая часть.

  • Декоративно – прикладное искусство – художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение.
  • Техника создания изделий: кистевая роспись, батик, прикладная графика, цветоведение, флористика.
  • Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.
  • Беседы по декоративно – прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.
  • Посещение выставок.

Учебно-тематический план.

1 год обучения

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

План

Факт

«Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)

1

«Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

1

«Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

2

«Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.

1

«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

2

«Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры.

1

«Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

1

«Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

1

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

1

«Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

1

«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.

1

Рисуем дерево тампованием. Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

1

«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

1

«Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

2

«К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.

1

«Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

1

«Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

1

«Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

1

«Кто живёт под снегом». Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

1

«Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

1

«Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

2

«Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

1

«Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

1

«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики».

1

«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.

1

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

2

Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев

2

Планируемые результаты.

Обучаемые первого года обучения

Должны знать:

  • названия основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
  • изобразительные основы декоративных элементов;
  • материалы и технические приёмы оформления;
  • названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
  • пользоваться материалами.

Обучаемые второго – третьего года обучения

Должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
  • основы графики;
  • правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Должны уметь:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
  • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
  • проявлять творчество в создании работ.

Обучаемые четвёртого года обучения

Должны знать:

  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;
  • значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт;
  • различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
  • основы дизайна;
  • творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
  • правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Должны уметь:        

  • работать в определённой цветовой гамме;
  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
  • передавать пространственные планы способом загораживания;
  • передавать движение фигур человека и животных;
  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  • свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
  • решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

  1. Репродукции картин русских художников.
  2. Работы детей, фотоработы.
  3. Набор  альбомов  по декоративному рисованию ( Гжель, Хохлома, Городец).
  4. Музыкальные пьесы, музыкальный цент, литературные произведения.

Литература

  1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
  4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
  5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
  6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
  7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
  8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
  9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
  10. М.Михейшина «Уроки рисования для младших школьников», 2015 г.

  1. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
  2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
  3. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
  4. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
  5. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
  6. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
  7. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
  8. Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать».  Санкт-Петербург «Аврора» 2016.
  9. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 ФГОС Художественное творчество

Внеурочная программа "Художественное творчество" на 66 ч. 1 клас и 68 ч. 2-4 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».

Рабочая программа на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».  Интересные задания, в продаже есть методическое пособие и тетрадь для учащихся....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ручное творчество"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ручное творчество" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Художественное творчество"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса  составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками 1 – 4 классы» - С.: Издательство ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное творчество:керамика, пластилин, папье-маше"

          Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Художественное творчество: керамика, пластилин, папье-маше» разработана на основе авторской программы В.Д....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Художественное творчество: станем волшебниками»

Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов.  Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности художест...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Час речевого творчества»

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и Программы начального общего образования для 3 класса «Детская риторика в рас...