Эффективные формы работы с одарёнными детьми
материал

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_formy_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.  Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Именно такие люди -  потенциал любой страны. В сущности, в этих  выводах  -  стратегические ориентиры, заложенные в концепции ФГОС. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Несколько лет назад самые неравнодушные педагоги нашей школы взяли на себя смелость заявить о готовности работать с одаренными детьми. Так, на базе нашего ОУ появилась районная экспериментальная площадка «Класс повышенного уровня подготовки по отдельным предметам». С тех пор прошло 4 года. Но работа с одарёнными детьми в рамках только класса или теперь уже классов повышенного уровня показалась нам слишком узкой. Используя свой опыт, мы решили расширить поле деятельности в этом направлении. И сегодня мы школа-центр по работе с одаренными детьми. Это очень ответственно.

Одним из направлений нашей деятельности  стала начальная школа, которую можно сравнить с  бобслеистом, задающим темп и скорость движения спортивному снаряду на старте, от усилий которого в дальнейшем зависит успех всего экипажа. Так и начальная школа может задать учащемуся траекторию успешного движения по жизни, а может, напротив, затормозить развитие личности.

Введение ФГОС нового поколения стало стартовой площадкой, предоставив нам широкое поле для реализации наших идей как в урочной, так и во внеурочной деятельности, а его методологическая основа – системно-деятельностный подход – сориентировал нас на изменение методики и практики. Так на свет появился проект «Академия детства». Цель проекта – поиск, выявление и создание условий развития способных детей, а в идеале построение индивидуальных траекторий развития талантливых детей. В рамках этого проекта ведётся работа по созданию диагностики раннего выявления способных детей ещё на этапе предшкольной подготовки, системы психологического сопровождения талантливых детей, системы взаимодействия с родителями способных детей, разработке индивидуальных планов внеурочной деятельности для сохранения и развития творческого потенциала одарённых детей.

В педагогике сложно придумать что-то новое, а вот взять хорошее и вывести его на новый уровень – вот задача, которую мы поставили перед собой. Результаты работы в этом проблемном поле были представлены нами в рамках методического семинара «Академия детства  как образовательный маршрут в работе с одарёнными детьми»  на базе нашей школы 21.04.14.

Сегодня же хочется выделить те формы работы, которые показались нам наиболее результативными:

Наиболее эффективной в обучении одарённых детей стала технология групповой работы, когда каждый из учеников может примерить на себя роль генератора идеи, или обработчика информации, или того, кто сможет представить совместно созданный продукт. В группе формируется умение работать в команде.  Это ведь высоко развитый социальный интеллект. Пример такой работы был продемонстрирован коллегам на семинаре как урок окружающего мира в «подвижном классе» (2 класс, школа 2100), где такая форма работы позволила ребятам изучить национальные богатства сразу 3 стран – Англии, Франции и Италии, проявив себя каждому в соответствии со способностями.

Ещё одной интересной формой явилась для нас проектно-исследовательская деятельность. Практика показала, что такая форма работы, как исследование и создание проекта, интересна любознательным ребятам. Так, на уроке английского языка в 4 классе (в рамках того же семинара) ребята продемонстрировали свои проектные работы в области моды.

Проекты « Удивительные свойства воды» (Локшина Алиса), «Что в имени твоём» (Лавренова Елена), «Поговорим о фруктах» ( Ковалёв Максим, Котова София),  «Куда девает мусор» (Ерилина Милена, Попова Ксения) стали победителями секции  начальных классов в рамках ежегодно проводимого в школе Дня науки, искусства и творчества, который давно выведен за рамки традиционных методик. Теперь в стенах нашей школы функционирует и Малая Академия наук. Одно из её заседаний также было представлено участникам семинара. В прошлом году, как известно, мы выступили с инициативой создания на базе нашей школы муниципального интеллектуального проекта, где ребята из разных школ смогут представить свои исследовательские работы. Мы считаем, что он должен быть метапредметным, публичным, праздничным. Подобный проект позволит объединить юных исследователей из разных ОУ.  

Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения. Эти технологии успешно используются на всех учебных предметах. Приёмы работы в данном направлении также были неоднократно представлены нами на мероприятиях различного уровня: « Интерактивные средства обучения.

 (Никого сегодня не удивит работа с интерактивной доской, а вот использование на уроке интерактивного   глобуса вызвало живой интерес коллег)», « Система Мимио как выбор свободы творчества учителя и ученика».

ФГОС предложил, а мы сразу же воспользовались такой формой работы как внеаудиторные занятия, где субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической

деятельности и на его основе - овладения компетенциями. 

Кружки внеурочной деятельности дают огромный простор для работы с одарёнными детьми. Учащиеся начальной школы являются активными участниками школьной творческой мастерской «Успех», куда входят самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний ребята, объединенные любовью к родной школе. Здесь можно проявить себя в искусстве, журналистике, исследовательской деятельности, литературе, музейном деле, проектной деятельности, общественной работе.

Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в  жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе. Мы выступаем с инициативой проведения  для выпускных классов начальной школы городского тура олимпиад. Это возможность проявить себя не только ребятам, но и неравнодушным к проблеме учителям.

Мы используем и другие формы работы с мотивированными  учащимися. И показатель результативности - итоги  диагностики удовлетворённости образовательным процессом среди родителей  таких учащихся: основная масса родителей поддерживает организацию подобной   работы.

Реализовать такую работу в системе сложно, но возможно. Безусловно, важную роль в процессе играет педагог. В условиях работы с одаренными детьми чрезвычайно важным является перестроить своё педагогическое сознание, отойти от стереотипности.  Отмечу, что мы стоим ещё в начале пути по созданию на базе обычной общеобразовательной школы центра по работе с одарёнными детьми.  Безусловно, мы осознаём свою ответственность и тот огромный объём работы, который предстоит нам, чтобы воплотить наши амбициозные, но такие востребованные замыслы в жизнь. Но мы готовы к этой работе. Ибо недаром говорил Жан Брюно:

Талант, данный от рождения, подобен необработанному алмазу. Дивен этот прозрачный камень. Но сколь  ни замечателен этот алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Только общество, которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов в своей стране.   


       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма работы с одарёнными детьми

Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, к расширению познавательного кругозора, что активизирует познавательную деятельность. Кружковая работа способствует также возникновению ситуац...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС НОО

В докладе отражена  основная работа учителя по работе с родителями одарённого ребёнка. Перечислены основные виды  и  формы  работы всего педагогического коллектива с семьёй  р...

Эффективные формы и методы организации учебной деятельности одарённых детей (артистические интересы).

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чуд...

Эффективные формы и методы организации учебной деятельности одарённых детей (артистические интересы).

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чуд...

Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения

Не секрет, что любой педагог заинтересован  в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не ис...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...