Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения
статья на тему

Власова Вероника Михайловна

Не секрет, что любой педагог заинтересован  в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не исключение. Особую радость в процессе обучения и воспитания мне приносит метод проектов.

        Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формированию всех групп универсальных учебных действий.

Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником определен­ной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы лю­бознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявлять свои дарования, - это умное руководство со сторо­ны взрослых.

В проектной деятельности содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на формирование ключевых компетентностей, формирования творческой личности средствами образования, что требуют того ФГОС второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения

Власова Вероника Михайловна -учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №40 г. Нижневартовска

       Не секрет, что любой педагог заинтересован  в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не исключение. Особую радость в процессе обучения и воспитания мне приносит метод проектов.

        Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формированию всех групп универсальных учебных действий.

Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявлять свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.

В проектной деятельности содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на формирование ключевых компетентностей, формирования творческой личности средствами образования, что требуют того ФГОС второго поколения.

Введение в педагогические технологии элементов проектно-исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.    Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

 По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
        Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

       Основной задачей воспитания и обучения  методом проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем  они это сделали.

По-мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых учащиеся:

- самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

- пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, - - проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);

- развивают системное мышление.

  Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать;
- умение управлять голосом;
- умение выражать свою точку зрения;
- умение договариваться.

     Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности выступает опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

     Работа по технологии проектного обучения строилась не всегда планомерно,  каждый раз пыталась по-разному организовать деятельность с учётом проанализированных недостатков предыдущей работы. Примерно за неделю до запланированного дня проекта разрабатывала вводные установки для учащихся на этот день: обсуждали возможные темы, содержание, этапы работы над предстоящим проектом, методы исследования, способы оформления результатов и формы их предъявления. Начинали с выбора тем проектов, т. к. выбор тем во многом определяет полученные в итоге результаты. Темы выбирались по итогам предварительных бесед с детьми, в процессе которых выяснялись интересы детей, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Иногда тема появлялась прямо в рамках какого-либо урока. Учитывалось и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в тоже время была выполнима и приносила конкретную пользу участникам работы над проектом. Тематика коллективных внеурочных  проектов, над которыми мы работали, довольно широка: “Электронная энциклопедия о животных»”, “Загадочный мир насекомых  “Удивительное рядом”, “Обустройство комнаты”, “Проект школьной клумбы”, “Украсим класс к Новому году”, “Творческая мастерская”, «В защиту журавлей». Все эти проекты осуществлялись вне урока.

     По окончании работ ребята представляли свой проект друг перед другом, причём каждый раз форма представления могла меняться. Один из вариантов – выставка, на которой каждая группа выставляла результаты своей работы: макеты, рисунки, поделки, коллажи, необходимые расчёты. Так, работая над проектом “Творческая мастерская”,  группы представили на выставке бумажного лебедя высотой 55 сантиметров, сделанного  из огромного количества модулей — оригами. Другая группа, представляя работу кукольной мастерской «Картонажный театр», изготовила картонные игрушки – куклы, и показала их в действии, инсценировав сказку “Маша и медведь”.

    Коллективный проект «Украсим класс к Новому году» охватил 22 учащихся из 26. Через анкетирование выбрали название кабинета: «Новогодняя Югра», через беседу определились с дизайном, распределили обязанности, с помощью родителей каждый подготовил свой элемент украшения по тематике: хантыйский орнамент, животные  и растения Югры, современные элементы — нефтяная вышка, вертолёт, а также Снегурочка и Дед Мороз в хантыйском стиле.  Продуктом проекта стал украшенный класс.

   Проект-акция «В защиту журавлей»( срок проведения — 3 дня) помог детям не только получить специальные  знания (формирование учебно-познавательной компетенции), но и поделиться знаниями с воспитанниками детского сада № 64,  куда были принесены сделанные журавлики.

   Интересным получился коллективный социально-практико-ориентированный проект по созданию школьной клумбы. Живя в условиях, приравненных к территории Крайнего Севера, этот проект особо дорог и ценен. (Подробное его описание  представлено ниже). Работа над проектом началась в феврале, когда возникла идея вырастить цветы. Коллективно обсудили: какие цветы можно вырастить на участке, когда начать работу, что для этого необходимо, что предпринимать в дальнейшем. Под моим руководством составили подробный план общий и индивидуальный. В определённое время началась работа (23 марта). Результаты фиксировали письменно и визуально через фотографии. В сентябре наша цветочная клумба порадовала учащихся и их родителей. Работа над этим проектом так понравилась детям и родителям, что теперь-  это традиция нашего класса и проект «Клумба» превратился в проект «Клумба -2». «Клумба-3»

    Свои коллективные проекты старалась осуществлять  с учетом научных рекомендаций  по определённым этапам. Рассмотрим это на примере коллективного проекта "Клумба для всех"

Тип проекта: информационно — практико — ориентированный ( или социальный)

Длительность:  долгосрочный, работа над проектом рассчитана на полгода.
Начало работы над проектом – март, окончание – сентябрь.
В работе по проекту  принимали участие -23 человека
.

Цели:

- Создать условия для наиболее полного осуществления принципа личностно-ориентированного подхода в развитии школьника.

- Создать условия для формирования индивидуальности, реализации потенциала личности  (физического, психического, социального).

            - Обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, его доверие к миру, радости существования (психологическое здоровье), формирование базиса личностной культуры, развитие индивидуальности ребенка.      

Исследовательские задачи:

            - Формировать начальные предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

             - Развивать умение определять возможные варианты решения предстоящей проблемы;

             -  Формировать умение применять на практике выбранные варианты.

Задачи проекта:

 - учить понимать и ценить жизнь, совершать полезные дела для сохранения природы и жизни человека;

- развивать познавательную и практическую деятельность;

- воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты проекта, его социальная и воспитательная значимость:

- Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей широкого выбора внеурочной занятости.

- Расширение знаний детей о роли растений( в частности цветов) в природе и жизни человека, учитывая местные условия.

- Вовлечение ребят в конкретную трудовую  деятельность, связанную с сохранением и улучшением окружающей среды.

- Вовлечение родителей в совместную деятельность

1ЭТАП —ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

а) «Погружение в проблему»

При изучении темы «Растения,  комнатные и садовые цветы», возникла идея самостоятельно вырастить цветы на школьной клумбе.

Постановка учебной задачи № 1: выяснить, какие цветы можно посадить на клумбу, учитывая местный климат ( 2 дня)

б) Определение способа решения задачи

Обсуждение полученной информации — фронтально при беседе.

Распределение цветов на группы:

  • луковичные(тюльпаны, гладиолусы, лилии, нарциссы, гиацинты)
  • семенные (огромное количество, однолетние и многолетние)

Вывод №1: луковичные либо раннего срока цветения, либо позднего, дороги при покупке, поэтому отказались от их посадки. Выбор сделан в пользу семенных цветов, причём однолетних.

Выяснилось, что семена однолетних цветов выращивают рассадным и безрассадным способом.

Вывод №2: учащиеся готовят цветы к посадке рассадным способом, а руководитель, то есть я — посев семян в грунт

Далее шёл выбор цветов. Остановились на: бархатцы (тагетис), астры, васильки, календула.

2 ЭТАП — ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

а) Постановка учебной задачи №2: - сформироваться в группы по типу цветка;

- собрать о нём материал: внешний вид, сорта, сроки посева, цветения, длительности цветения, чем интересен, удивительные свойства;

-продумать оформление результата

б) Работа в группах ( неделя)

в) Выставка — защита под названием «Цветы приносят радость»

Дети представили свой собранный материал:

Группа 1 «Бархатцы» - 11 человек  в форме большого альбома

Группа 2 «Астры» - 7 человек  в форме электронной презентации

Группа 3 «Календула» - 5 человек в форме устного журнала

Вывод №3: произвести посев бархатцев с конца марта по середину апреля, астры  в конце марта, календулу в середине апреля.

3 ЭТАП — ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1)Посадка семян: 23 марта — астры

                               29 марта — бархатцы ( + вторичный посев 10 апреля)

                               14 апреля — календула

    Здесь оказана помощь родителей: покупка семян, земли, подготовка стаканчиков с землёй, таблички)

2) Ухаживание: полив ежедневный

1.Наблюдение: фиксация еженедельная результатов, выводы об условиях прорастания и роста семя

2.Высадка рассады: участвовали не все дети, так как было начало июня и многие разъехались.

            Я как руководитель посеяла «Мавританский газон» - смесь травы и цветов: эшшольции, васильки, маки, флоксы.

  3.Ухаживание летом: полив, прополка, рыхление.

Июнь — 6 человек, июль — 2 человека, август — 7 человек ( остальные были в отъезде). Поливать пришлось не так часто, так как была очень дождливая погода.

4 ЭТАП: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ЦВЕТУЩАЯ КЛУМБА (ИЮЛЬ-НАЧАЛО ОКТЯБРЯ)

  5 ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА — СЕНТЯБРЬ

Конференция в классе с родителями: вспомнили как начиналась и осуществлялась работа, какие возникли трудности. Возникли предложения на будущий год -  снова осуществить проект, посадив другие цветы. Родители проект оценили высоко.        

Что же дает мне использование в работе метода проектов?

1)Замкнутые дети в процессе работы раскрепостились, стали увереннее, ответственнее.  Родители учащихся тоже пытались участвовать.

Дети были активны, заинтересованы, выполняли огромное количество разнообразных работ.

Каждый, кто участвовал, прорабатывал свою тему,  ребята учились оценивать свой труд  и труд других групп.

Время работы над коллективным  проектом –это  время новизны и высочайшего включения в деятельность большинства учеников

Работа над проектами стимулировала внутреннюю познавательную мотивацию и способствовала повышению интереса к учебным предметам.

           Работа над темой проектного обучения позволила мне реализовать в действие 11 индивидуальных исследовательских проектов, 10 из них отмечены на городском уровне. Степень охвата детей постепенно увеличивается. Именно эти учащиеся заметно стали отличаться от других, не занимающихся индивидуальной исследовательской деятельностью, в общем развитии, в широте взглядов, в более глубоком образовательном уровне. Ключевые компетенции у них формируются быстрее и прочнее. Это видно по наблюдениям за классом в целом.  

       Итогом исследовательской работы является выступления на школьной научной  конференции. Проектная деятельность предполагает участие таких детей и в ученических конференциях, конкурсах, форумах по проектно-исследовательской деятельности на самых различных уровнях: школьном, городском; региональном, таких как "Грани Познания", "Открытие мира".

Вот примеры некоторых тем исследовательских работ младших школьников: "Две стороны солнечного света", "Эпидемия гриппа: ставить прививку или нет?", "Влияние магнитного поля на физиологию растений", «Плыть или не плыть – вот в чем вопрос», "Феномен пирамидальной шляпы", "Японские миниатюры-хокку(хайку)", "Хантыйская кукла Акань: игрушка или оберег", "Мыло ручной работы-экономичное для семьи"

   На примере  проекта «Две стороны солнечного света» покажу фрагмент работы над индивидуальным проектом. Целью проекта являлось: выяснить, почему на солнце смотреть опасно и узнать безопасные способы наблюдения за ним. Гипотеза исследования — свет от другого источника также опасен, как и от солнца.

   Для подтверждения или опровержения гипотезы было проведено 4 опыта и один эксперимент с помощью лупы, закопчёного стёклышка, стекла маски сварщика, затемнённых очков, рентгеновского снимка, компьютерного диска, простой лампы накаливания, свечи. Выясняли: обладает ли искусственный источник света свойством «тепло», «свет»,опасен ли искусственный свет, какой из способов самый безопасный при наблюдении за солнцем.

   За время работы над проектом было сделано около 200 снимков.

В процессе работы были сформулированы следующие выводы, они на экране, которые позволили подтвердить гипотезу, что свет от другого источника тоже может быть опасен. Данный проект был представлен на школьной научно-практической конференции, а также на городском фестивале детских проектов «Открытие», где занял 3 место.

Проектная деятельность школьников стирает границы между школьными предметами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.                                                                                                          

Таким образом, проектная деятельность способна повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, пробуждения интереса к чтению, воспитания положительных ученических, человеческих качеств, эстетического вкуса, информационной грамотности.

Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности.

     Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.  Эту задачу прекрасно решает проектная деятельность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация требований ФГОС второго поколения через технологии деятельностного типа на уроках в образовательной области «Искусство»

В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам.  Стандарты призваны привести к некой единой социальной норме общественный...

Формы работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике ДДТТ в ЛОЛ

Каникулы -  это время, когда наибольшее число детей имеет наименьший контроль. После длительного периода систематического посещения школы наступает период свободного времени. Совершенно естествен...

Применение дополнительного и занимательного материала о ЗОЖ во внеурочной деятельности в процессе воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ca...

Система работы учителя с одаренными детьми младшего школьного возраста в рамках урочной и внеурочной деятельности

Всему в школе обучить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.Где, когда и как искать умненьких ребят? Как не по...

Проектная деятельность как эффективная форма работы с одаренными детьми.

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащих­ся — проектной деятельности....

Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»

 Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для ч...