Применение дополнительного и занимательного материала о ЗОЖ во внеурочной деятельности в процессе воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста
статья по зож на тему

Чередниченко Наталия Владимировна

Применение дополнительного и занимательного материала о ЗОЖ во внеурочной деятельности в процессе воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_pechati.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

«Применение дополнительного и занимательного материала о ЗОЖ во внеурочной деятельности в процессе воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста»

                      Разработала:                 Н.В. Чередниченко,

воспитатель в ГПД,

высшей квалификационной категории,

 ГБСКОУ  школы 13,

 Приморского района,

  г. Санкт- Петербурга.

                                        

Введение

Игра в жизни ребёнка. Её функции.

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребёнка. Возникает новая социальная позиция личности-обучающийся, т.е. непосредственный участник одной из форм общественно значимой деятельности – учебной, требующей большого напряжения сил. К малышу в этот период предъявляются новые требования. У него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определённых нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. Но готов ли ребёнок ответить на новую для него социальную ситуацию? Физическое и психическое самочувствие младших школьников обычно стабилизируется через полтора-два месяца пребывания в школе. Но так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические дошкольные формы и методы работы.

Переход от дошкольного детства к школе, где основное – учёба, должен быть педагогически продуманным. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.

Обусловленные игрой изменения в психике ребёнка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.) утвердился взгляд на игру как ведущую деятельность детей в период дошкольного детства. Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика.

Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Без  игры нет ни детской жизни, ни развития детского коллектива. Игра, если она правильно педагогически сконструирована и организована, больше, чем какая-либо другая деятельность, позволяет всесторонне и во всей полноте развивать самодеятельность детей применительно к их возрастным особенностям. Игра – важнейший метод развития детской самодеятельности и педагогического мастерства. Игровая форма позволяет педагогу, с одной стороны, совместно с воспитанниками участвовать в деятельности, организовывать её, а с другой – активно и целенаправленно воздействовать на воспитанников.

В игре проявляется потребность детей активно участвовать в окружающей жизни. Игра – один из путей познания ими мира, действительности. В игре особенно ярко проявляются и формируются эмоции детей. Без интереса, переживаний, чувства удовольствия, удовлетворения нет игры. Игра – вид деятельности, который никогда не может строиться на принуждении, обязательности. Игры способствуют организации детского коллектива, созданию радостного, бодрого настроения. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми, различают: сюжетно-ролевые, игру-труд, дидактические и подвижные игры, игры-  забавы и развлечения, комплексные игровые праздники.

Особенно актуально применение игр и игровых приёмов при рассмотрении материала о здоровом образе жизни при работе с детьми.

Большое место отводиться играм во внеклассной работе, особенно в деятельности групп продлённого дня. Проводя целые дни в одном коллективе в условиях напряжённой учебной деятельности, дети испытывают утомление, раздражение от заорганизованности, постоянной регламентации поведения. Снять такие состояния легче всего именно в игре. Широко используется игра для мобилизации умственных возможностей, развития организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания  обстановки радости, удовольствия от совместных действий.

Задачи данной разработки:

  • сформировать представления о возможности применения игр во внеурочной деятельности младших школьников, способствующих  здоровому образу жизни;
  • ознакомить с элементами техники организации таких игр.
  1. Дидактические игры и игровые приёмы.

Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры специально создаются педагогикой в учебно-воспитательных целях. Сущность дидактических игр заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в занимательной и игровой форме. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребёнка. Дидактическую игру используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения. Дидактическая игра включает в себя несколько компонентов: содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу. Последняя и является основным элементом дидактической игры. Исследования свидетельствуют, что в ситуации дидактической игры ребёнок усваивает программу значительно успешней, нежели в ситуации учебного занятия. В игре усвоение нового происходит без особого напряжения, как бы само собой.

Игровая форма организации урока или внеклассного мероприятия (воображаемое путешествие, разгадывание загадок, шарад, наблюдения за действиями любимого героя мультфильма, придумывание сказок и др.) помогает детям легко включиться в познавательную деятельность. Игровые формы организации перемены и внеурочного времени («Весёлые старты», игры - путешествия, детские праздники и др.) дают возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей, сплачивают детей на основе общих замыслов и интересов. Это особенно актуально для школы полного дня.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти очень эмоциональные игры можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время. Они (игры) как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

2) Игровые упражнения, способствующие снятию общего утомления у детей.

В этом разделе речь пойдёт, в основном, о профилактике глазных заболеваний и снятии  напряжения, утомления с глаз с помощью игровых упражнений.

Актуальной проблемой в настоящее время является охрана зрения школьников. Эффективность мер, направленных на охрану зрения детей во многом зависит не только от врача, но и от педагога. Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов. Особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Например, 6-7 летний ребёнок за несколько часов, проведённых над книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаза в такой степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. Последствия не заставляют себя долго ждать: уже к концу первого года обучения у каждого четвёртого ученика выявляется близорукость или предшествующее ей состояние.

В книге «О сохранении зрения. Сочинение для народа» известный русский врач Ф.А.Гильтебрандт, доктор медицины и химии, адъютант-профессор анатомии и физиологии Московской медико-хирургической академии давал поразительно интересные рекомендации и правила сохранения здоровья глаз до глубокой старости. Написанные ещё в 1804 г., они заслуживают того, чтобы дать их по первоисточнику.

Вот несколько полезных советов Ф.А.Гильтебрандта:

«Кто беспрестанно трудится, а особенно часто и долго занимается рассматриванием мелких единообразных предметов и сверх того должен ещё напрягать дух при своих работах, тот очень благоразумно поступит, ежели будет, сколько возможно, упражнять глаза свои смотрением вдаль на вольном чистом воздухе; и таким образом он должен поступать не только в летнее время, но и в хорошее зимнее время: ибо сие есть вернейшее средство для укрепления глаз для новых трудов. Ещё раз повторяю, что действие частых прогулок по лесам и просторным лугам зрению весьма полезно».

«Из всех игр, в коих обыкновенно проводят зимние вечера, для занимающихся весь почти день трудною для глаз работою бильярд как превосходное средство для поправления утомления глаз больного заслуживает одобрения».

«Поутру, после умеренного и покойного сна, зрение на величайшее напряжение способно без вреда: ибо тогда всё тело, следовательно, и глаза приобретают новую силу. Не должно однако ж тотчас по пробуждению спешить к трудам: ибо поспешный переход от совершенного покоя к сильному напряжению легко может иметь очень худые последствия».

«Вскоре после стола, а особливо довольно сыто наевшись, не должно приниматься за труды, истощающие зрительную силу, особенно когда надобно сидя упражняться. Равным образом должно тщательно избегать всякой работы, вредной для глаз после разгорячения тела, какого рода оно не было: поскольку в обоих случаях бывает прилив крови к голове, от чего глаза делаются неспособными к скоропостижному напряжению».

«Вечером при свете должно совершенно избегать всякого напряжения глаз, ежели возможно. Кто хочет сохранить остроту своего зрения, в зимние вечера должен выбирать для глаз такое дело, которое не требует вместе и душевных сил».

Упражнения для снятия глазного напряжения.

1) Под рифмованную считалку плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд;

2) Представить себя в виде огромной Головы (персонаж книги А.Волкова «Волшебник Изумрудного города») и вращать глазами по кругу: вниз, влево, вверх, вправо. Повторять 3-4 раза с интервалом 3-4 минуты;

3) «Осьминог» выполняется стоя.

1-смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. 2- поставить палец-«щупалец» руки на расстояние 25-30 см от глаз. 3-перевести взор на кончик пальца-«щупальца» и смотреть на него 3-5 секунд. 4-опустить руку. Повторять 5-8 раз.

Это упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4) «Моргалки».Выполняется сидя. Быстрые моргания. Продолжительность-1-2 минуты.

Способствует улучшению кровообращения.

3) Игровые упражнения для формирования осанки.

Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более актуально, что каждый третий ребёнок, поступающий в школу, уже имеет нарушение осанки. Нарушение осанки влияет на психику ребёнка, понижает общий жизненный тонус. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создаёт неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости, питания мозга и др. Ребёнок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как её формировать. Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля.

Упражнение 1.

У меня спина прямая

(Ходьба на месте, руки за спину),

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперёд).

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться).

Поворачиваюсь.

(Повороты туловища).

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

(Наклон вперёд и выпрямиться).

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища)

Прямо голову держу,

(Наклон вперёд и выпрямиться).

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину).

Я могу и поклониться,

(Поклон и выпрямиться).

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперёд).

Повернись туда-сюда!

(Повороты туловища направо- налево).

Ох, прямёшенька спина!

(Наклон вперёд и выпрямиться).

Упражнение 2

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо, влево)

Мы работаем руками, мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх, кто летит быстрее всех?

(Дети имитируют движения крыльев).

Чтобы ноги не болели, раз - присели, два - присели.

(Приседания).

Рядом с партою идём,

(Ходьба на месте).

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты).

4) Сказкотерапия и игры-превращения.

В нахождении способов решения читающими детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Не случайно технология сказкотерапии стала  ведущей в детской аудитории. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, как говорят сами дети, «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Через сказку детям можно прививать нравственно- патриотические чувства, этические нормы поведения, а также нормы здорового образа жизни.

Игры-превращения помогают детям владеть мышцами своего тела. То же относится и к отдельным частям тела. Можно  использовать музыкальное сопровождение.

Ниже приведены некоторые из таких игр.

«Деревянные и тряпичные куклы».

При изображении действий и жестов деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, рук. Движения резкие, при поворотах вправо и влево сохраняются неподвижными шея, руки, плечи. «Кукла» двигает ногами, не сгибая коленей. Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки свисают пассивно. Тело поворачивается то вправо, то влево, руки при этом обвиваются вокруг корпуса, голова покачивается, ноги тоже поворачиваются, хотя ступни и остаются на месте.

«Воробьи и журавушки».

Под быструю музыку дети весело прыгают, словно воробьи. При замедлении темпа переходят на мягкий шаг, а затем по сигналу учителя поджимают её руками ( или одной рукой) сзади и замирают, как «журавушка», стоят в той же позе, кто дольше.

«Кошка выпускает когти».

Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и приподняты вверх. Постепенно, с усилием выпрямляются все пальцы и разводятся до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки пальцы сжимаются в кулак («кошка спрятала когти»). Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, с большой амплитудой.

5) Игры - путешествия.

Создание игровой атмосферы на уроке или во внеурочной деятельности младших школьников развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Более подробно хочется остановиться на играх- путешествиях. Детям эти игры не надоедают. Наоборот, каждый раз, отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются ему как впервые. При разработке игры нужно следить за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении всё- таки играли. В игру задания превращает метод их проведения – эмоциональность, непринуждённость, занимательность. В играх – путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, закрепляются знания, полученные на уроке, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.

6) Подвижные игры на воздухе.

Физическая активность ребёнка формируется в младшем школьном возрасте – ключевом периоде для развития моторики. А игры как раз и способствуют развитию подвижности опорно-двигательного аппарата, развивают координацию движений, ловкость, быстроту, выносливость. Кроме того, отличаясь большой подвижностью и эмоциональностью, они очень нравятся детям. Для учащихся начальных классов подбирают несложные по содержанию игры, соответствующие их возрасту и образу мышления. Объяснение правил игры проводят в сюжетно- образной форме. Перед играми надо внимательно отнестись к распределению ролей, чаще менять водящих. Занятия следует строить так, чтобы все дети смогли побывать водящими и убегающими, капитанами и статистами. Подвижные игры имеют много вариантов. При проведении игр нужно учитывать инициативу участников, так как они нередко вносят добавления и изменения в игру. Подобную инициативу следует всячески поощрять.

Особенно актуальны такие игры, проводящиеся на свежем воздухе, для поддержания здорового образа жизни.

Варианты подвижных игр.

«Совушка».

На детской площадке обозначается «гнездо для совушки». Остальные участники игры бегают по площадке, машут руками, подражая полёту птиц, бабочек. По сигналу педагога: «Ночь наступает- всё замирает,»-из «гнезда» на охоту вылетает  « совушка», а все игроки останавливаются, принимают красивую позу и не шевелятся. «Совушка» смотрит, кто же «не спит». Того, кто стоит неспокойно, шевелится, она отводит в своё «гнездо». Через 10-15 с. После слов «День наступает- всё оживает» «Совушка» улетает к себе в «гнездо», а остальные участники продолжают бегать по площадке. Участник, отведённый в гнездо, пропускает одну игру. Педагог поощряет детей, принявших оригинальные позы. «Совушку» меняют через 2-3 игры.

«Акулы и матросы».

Чертится круг. Круг- это корабль. За кругом- океан, а в нём-акулы. Играют 2 команды. Если кому-то удаётся затащить другого игрока в круг, тот становиться матросом, если за круг- акулой. Хватать можно только по одному и за руки. По сигналу ведущего, игра на время прекращается. Выигрывает та команда, в которой больше игроков.

Игра с мячом «Живое-неживое».

В этой игре закрепляются знания о живой и неживой природе, полученные на уроке «Окружающий мир», а так же развивается координация движений и ловкость. Водящий (педагог) бросает поочерёдно игрокам мяч, называя предметы из «живой» и «неживой» природы. Если назван предмет из «живой» природы – нужно поймать мяч, из «неживой» природы- отбросить. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки.

«Запрещённое движение».

Дети построены в колонны по одному. В центре площадки- педагог. Дети, передвигаясь шагом по периметру площадки, повторяют за педагогом различные движения руками: вперёд, в стороны, вверх, к плечам, за голову, прыжки… Перед игрой договариваются, что одно движение- запрещённое. Нарушившие становятся в конец колонны и продолжают играть. В процессе игры запрещённое движение следует заменить на другое.

Заключение

Познавательная игра является средством развития умственных способностей, тренировкой памяти, мышления, средством содержательного разумного отдыха школьников. Разумное сочетание игровой занимательности и серьёзности заданий должно помочь учащимся начальной школы, особенно первоклассникам, освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активными и внимательными.

В заключение хочется привести слова выдающегося педагога В.А.Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Литература:

1. Азаров Ю.П. «Искусство воспитывать», Москва, «Просвещение»,1985 г.

2.Ерёменко Н.И. «Здоровьесберегающие  технологии в ОУ», Волгоград, «Корифей»,2009г.

3.Минскен Е.М. «От игры к знаниям», Москва, «Просвещение»,1990 г.

4.Петрова И.А. «Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста», Москва, «Просвещение», 1990 г.

5.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста»,Москва, «Просвещение», 1988 г.

6.Симонович А., Горбунова Е., Шмидт Н. «Подвижные игры для детей. Опыт поколений»,С.-Петербург, «Речь», 2009 г.

7. Вартанян Н.Г., Веденисова Л.Ф. «Организация работы в группах продлённого дня», Москва, «Просвещение», 1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

Формы работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике ДДТТ в ЛОЛ

Каникулы -  это время, когда наибольшее число детей имеет наименьший контроль. После длительного периода систематического посещения школы наступает период свободного времени. Совершенно естествен...

Осуществление коррекционно-педагогической и воспитательно-образовательной работы с детьми младшего школьного возраста по здоровьесбережению.

•Ребенок в школе не готовится к жизни, он живет здесь и сейчас, и хочет быть счастливым.•Мы хотим верить, что организованная работа по здоровьесбережению позволит нашим детям не   расплачива...

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...

Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения

Не секрет, что любой педагог заинтересован  в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не ис...

«Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования»

Доклад на VI Конференцию «Мир особого ребенка» г. Оренбург, 2018г. тема: «Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнитель...