Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука нравственности 1-2 классы"
рабочая программа (1, 2 класс)

Морозова Светлана Викторовна

Пояснительная записка, календарное планирование "Азбука нравственности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_nravstvennosti_1-2_klassy.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

На изучение курса в 1 классе отводится 16 часов (0,5 часа в неделю), во 2 классе -  17 часов (0,5 часа в неделю).

Результаты освоения курса

Личностные:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия,  как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Метапредметные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Содержание курса

Школьный этикет 

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Правила общения 

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций. Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).  Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Правила поведения в общественных местах

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым;  доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»;  говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Формы организации и виды внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы:

• беседы;

• встречи с интересными людьми;

• литературно-музыкальные композиции;

• просмотр и обсуждение видеоматериала;

• показательные выступления;

• праздники;

• викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

•трудовые дела;

• наблюдение учащихся за событиями в стране;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

• заочные путешествия;

• акции благотворительности, милосердия;

• творческие проекты, презентации;

• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.

Тематическое планирование

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы организации и виды деятельности

Дата

по

плану

по

факту

1 класс

1

Школьный этикет

Мы пришли на урок

3

1

Знакомство с правилами поведения на уроке.

Ролевая игра «Учитель-ученик»

2

Зачем нужны перемены?

1

Знакомство с правилами поведения на переменах.

Веселые инсценировки

3

Мы в школьной столовой

1

Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом.

Ролевая игра «Мы в столовой»

4

Правила общения

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

5

1

Составление правил вежливости в общении. Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»

5

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам

1

Правила общения со сверстниками.

Разучивание стихотворений

6

Мой учитель

1

Правила общения с учителем.

Проблемная ситуация «Как надо относиться к учителю?»

7

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

1

Знакомство с понятием «сочувствие»

Проблемная ситуация «Как выразить сочувствие?»

8

Моя семья

1

Проект «Моя семья»

9

О трудолюбии

Что помогает учиться лучше (старательность)?

3

1

Беседа «Что помогает учиться лучше?»

10

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

Беседа «Как мы трудимся в школе и дома»

Знакомство с пословицами и поговорками о труде, их обсуждение

11

Бережливость  (береги свои школьные

вещи).

1

Знакомство с правилами бережливости

Разучивание стихотворений

12

Культура внешнего вида

Основные правила Мойдодыра.

2

1

Знакомство с основными правилами Мойдодыра

Чтение и обсуждение сказки К.Чуковского «Мойдодыр»

13

Каждой вещи своё место.

1

Знакомство с правилами порядка

Разыгрывание ситуаций

14

Правила поведения в общественных местах

Правила поведения на улице, в транспорте.

2

1

Знакомство с правилами поведения на улице и в транспорте.

Проблемная ситуация «Как я веду себя в автобусе?»

15

«Спасибо» и «пожалуйста»

1

Знакомство с правилами благодарности

Моделирование ситуаций

16

Чему нас научила «Азбука нравственности?»

1

Беседа «Чему нас научила «Азбука нравственности?»»

Проведение тестов

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы организации и виды деятельности

Дата

по

плану

по

факту

2 класс

1

Школьный этикет

Дисциплина в школе и классе.

3

1

Повторение правил поведения в школе и классе.

Веселые инсценировки

2

В библиотеке: люби книгу.

1

Правила поведения в библиотеке.

Поиск нужной информации в библиотеке. Чтение и обсуждение стихотворений о книгах.

3

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

1

Беседа о соблюдении чистоты и порядка в школе и классе

Наведение порядка в классе.

4

Правила общения

Сопереживание, помощь друзьям.

4

1

Разговор о дружбе, помощи, сопереживании

Коллективные игры

5

Дал слово — держи его.

1

Чтение и обсуждение рассказа А.Пантелеева «Честное слово»

6

Диалоги со сверстниками.

1

Разговор о добром, терпимом отношении к сверстникам.

Ведение диалогов со сверстниками.

7

Диалоги со взрослыми

1

Правила общения со взрослыми.

Участие в диалоге с учителем. Освоение в речевой и поведенческой практике слов вежливости.

8

О трудолюбии

Учусь всё делать сам.

3

1

Беседа о значении труда в жизни.

Поиск и разучивание пословиц и поговорок о труде.

9

Взаимопомощь дома и в школе

1

Беседа о взаимопомощи дома и в школе.

Чтение и обсуждение  сказки «Колосок». Инсценировка сказки.

10

Беречь результаты труда

1

Разговор о бережливости, об уважении к своему результату труда и труду др.людей.

Самоанализ своих действий во время дежурства, уроков технологии.

11

Культура внешнего вида

Правила личной гигиены.

2

1

Повторение правил личной гигиены.

Практические советы друг другу.

12

Бережное отношение к одежде.

1

Беседа о бережном отношении к своей одежде. Одежда для дома и школы.

Оценка внешнего вида человека.

13

Правила поведения в общественных местах

Правила поведения на улице,  в транспорте.

4

1

Повторение правил поведения в общественных местах.

Рассказ по картинкам.

14

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

1

Беседа о правилах приветствия. Моделирование ситуаций.

15

Умейте ценить своё и чужое время

1

Чтение и обсуждение «Сказки о потерянном времени» Е.Шварца

16

Бережное отношение к природе

1

Разговор о бережном отношении к природе.

Создание проекта «Мы и природа»

17

Чему нас научила «Азбука нравственности?»

1

Беседа-обобщение «Чему нас научила «Азбука нравственности»?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .

       «Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....

Рабочая программа по курсу «Азбука нравственности» для 2 класса

Рабочая  программа  по курсу «Азбука нравственности»  для 2 класса...