Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-х классов начальной школы.
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Щемелёва Валентина Николаевна

                                                                                                                                    

    I пояснительная записка

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-х классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год. Программа переработана и дополнена.

    В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Музей в твоем классе» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя знакомство с разными жанрами живопись: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

    Цель: познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами

    II. Общая характеристика программы курса «Музей в твоем классе»

    В ходе освоения курса «Музей в твоем классе» осуществляется формирование таких интеллектуальных умений обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины (Натюрморт. Пейзаж. Историческая картина. Бытовая картина. Портрет); в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи.

    Обучающиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. («Если у свеклы зелень увяла, значит...», «Если рядом со снегом изображена лужа, значит...», «Если дым из труб идет вертикально вверх, значит...», «Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит...» и т. д.)

    В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

    Задачи:

    1. дать начальное представление о логике развития живописного языка
    2. сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника: с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.
    3. Воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории искусства своей страны.
    4. Помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания.
    5. Воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна.
    6. Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
    7. Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой  деятельности.

    Участники программы: дети  7лет, их родители, учитель, сотрудники учреждений культуры и науки, общественных объединений.

    Механизм управления

     

    Сотрудники учреждений культуры и науки, общественных объединений

    Родители учащихся

    Учителя школы

     

    Проведение

    экскурсий,

    лекториев, встреч

     

    Обеспечение необходимой информацией, инвентарём занятий .

    Контроль за выполнением учащимися поставленных задач.

    Индивидуальные беседы

    Проведение занятий.

    Консультация, мотивация, направление действий учащихся. Наблюдение за ходом выполнения работы.

    Организация экскурсий.

     

    Сроки реализации:  1год

    Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.

    Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая и проектная деятельность.

    Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

    III. Описание места программы курса «Музей в твоем классе» в учебном плане.

    Преподавание курса «Музей в твоем классе» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, на экскурсиях, в парках (в лесу, на лугу, в поле). Она включает проведение экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, диспутов. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и умные взрослые: учителя-предметники, работники музеев библиотекарь, родители школьников.

    Курс «Музей в твоем классе» изучается  в 1 классе по одному часу в неделю. Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

    Организационно-методические указания

    Общая методика анализа живописного произведения, с помощью которой можно реализовать поставленные цели, предполагает переход от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей – снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей.

    Большое значение для достижения заявленных целей имеет использование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.

    Порядок следования репродукций в пособии подчиняется логике музейной педагогики: от более простого к более сложному через накопление опыта зрительского восприятия  к возможности использовать этот опыт в дальнейшем. Эта логика учитывает прежде всего жанровую принадлежность картин и требует следующую последовательность знакомства с жанрами: от натюрморта и детского портрета – через пейзаж и исторический пейзаж – к исторической картине, бытовой картине и портрету (то есть от предметного мира и всего того, что понятно ребенку, – к миру социальных отношений и всему тому, что составляет мир взрослых).

    Методический аппарат пособия «Музей в твоем классе» включает выделенные фрагменты и детали, которые вынесены на поля каждой репродукции. Педагогический смысл этого приема варьируется в зависимости от возраста и от конкретной задачи. Так, обучающимся 1-х классов выделенные детали помогают внимательно рассматривать картину и находить места выделенных фрагментов с помощью инструментов, удерживать внимание на конкретной задаче. При рассмотрении исторических сюжетов на полях репродукции помещаются фотографии предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко-культурный контекст.

    Внеурочная деятельность с использованием этого пособия может быть построена как в рамках одного класса, так и с участием обучающихся разных классов.

    Занятия могут проводить: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, преподаватель изобразительного искусства. Любой учитель может использовать задания и вопросы из двух предметных областей.

    Если занятия проводятся для детей одного класса, то учитель, как правило, использует вопросы и задания, адресованные возрастной группе, соответствующей обучающимся в его классе. Но, поскольку уровень подготовки школьников очень разный, то учитель может использовать вопросы и задания или более старшей, или младшей возрастных категорий.

    Дифференцированность вопросов и заданий. Для детей, у которых есть речевые трудности (не хватает лексического запаса, трудно вербализовать свои наблюдения) или есть задержка в развитии (трудно сосредоточивается, недолго удерживает внимание), большим подспорьем является использование инструментов (рамок, которые можно передвигать по репродукции, лупы и т. д.). Ребенок, которому по той или иной причине еще трудно сказать или рассказать, имеет возможность показать то, что он обнаружил, на репродукции, и почувствовать, что он тоже справился с заданием.

    IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

    освоения программы курса «Музей в твоем классе»

    Курс внеурочной деятельности способствует формированию эстетической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

    В результате изучения курса «Музей в твоем классе» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «В мире красоты»:

    • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
    • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
    • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
    • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
    • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
    • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
    • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
    • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
    • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
    • умение обсуждать и анализировать с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

    • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
    • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
    • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
    • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
    • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
    • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

     

    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

    • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
    • понимание образной природы искусства;
    • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
    • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
    •  способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
    • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
    • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
    • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
    • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; 
    • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
    • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
    • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
    • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
    • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
    • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека

    Методический конструктор

    «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов в общеинтеллектуальной внеурочной деятельности»

    image            Уровень

           результатов

    Виды

    внеурочной

    деятельности

    Приобретение социальных знаний

    Формирование ценностного отношения к социальной реальности

    Получение самостоятельного общественного действия

    Познавательная

     

    Курс «Музей в твоем классе»

     

     

    Художественные акции (фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел. Экскурсии на природу, в музеи, школу искусств.

    Познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума. Экскурсия в музей Киселева; творческий конкурс между Классами «Музей в твоем классе»; знакомство с творчеством художников Туапсинского района.

     

     

    Список литературы

    1. Байрамова Л. Нестеров, Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве.–  М.: Классика, 2001. 
    2. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи.– СПб:  Искусство – СПБ, 2005.
    3. Докучаева В.Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – М.: Изобразительное искусство, 1991.
    4. Журавлева Е.В. Владимир Егорович Маковский. – М.: Искусство, 1972.
    5. Забытые имена. Русская живопись 19-го века/ Энциклопедия; авт.-сост. А.А. Шестимиров – М.: Белый город, 2004.
    6. Круглов В.Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова.– СПб: Золотой век. Художник России. 2004.
    7. Кузнецов С.О. Живописец Иван Хруцкий. Проблемы изобразительного искусства 19-го столетия. – Ленинград, 1990.
    8. Мальцева Ф.С.  Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. – М.: Искусство, 2002.
    9. Ненарокомова И. Константин Коровин. – М.: Слово, 1997.
    10. Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь. Коллекция. Музей. К 150-летию Третьяковской галереи. – М.: Махаон, 2006.
    11. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. – М.: Искусство, 1971.
    12. Чуракова Н.А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание эстетического мировосприятия младших школьников/ Проблемы и перспективы реализации личностно-ориентированной  модели образования средствами УМК «Перспективная начальная  школа» // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Омск, 8–10 апреля 2008

     

    V. Содержание программы курса «Музей в твоем классе»

    Тематический план программы.

    1–классы

    (1класс – 33 часа)

     

    Тема занятия

    Содержание материала

     

     

    1

     

    Введение.

    И. Хруцкий. «Цветы и фрукты». Натюрморт

    1

    Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определять целое и части.

    Г. Серебрякова. «За завтраком

    (За обедом)»

    2

    Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.

    Г. Серебрякова.

    «На кухне. Портрет Кати»

    2

    Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.

    В. Поленов. «Московский дворик»

    2

    Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы).

    Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.

    А.А.Киселёв

    «Усадьба в Туапсе»

     

    И. Левитан.

    «Свежий ветер. Волга»

    2

    Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?\Суда на море. 

    А.А.Киселёв «Морской вид»

     

    Б. Кустодиев. «Морозный день»

    2

    Темы и объекты изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон?

    Б. Кустодиев. «Масленица»

    2

    Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры.

    П. Федотов. «Сватовство майора»

    2

    Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств.

    К. Брюллов. «Последний день Помпеи»

    2

    Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне.

    Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей  над городом страшной угрозы.

    И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в старом городе»

    2

    Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов.

    И. Горюшкин-Сорокопудов.

    «Сцена из 17-го столетия»

     

    2

    Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей.

    Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.

    В. Маковский.

    «Две сестры

    (Две дочери)»

     

    2

    Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

    В. Маковский.

    «Две матери. Мать приемная и родная»

    2

    Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины.

    М.В. Нестеров. «Три старца»

    2

    Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу?

    Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов.

    Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины.

    К.А. Коровин. «За чайным столом»

    2

    Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый).

    Помещение, время года, состояние погоды.

    Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям?

    Рассматривание фрагментов по названиям.

    К.А. Коровин. «Алупка»

    2

    Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? \Туапсе 1910г южный город.

    Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.\Пейзаж,вид веранды, кресла.

    А.А.Киселёв «Вид с веранды дома в Туапсе»

     

    И.Е. Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

    1

    О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет.

    Впечатление, которое производит  портрет.

    Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины.

    Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии.

    В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника). \Знакомство с творчеством А.А.Киселёва.

    Экскурсия в дом- музей А.А.Киселёва

    1

    ИТОГО

    33

     

           

     

     

     

                                                                           

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» .

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонент...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» для учащихся 4 класса

    Программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного стандарта  начального общего образования, с учетом пр...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

    Данная программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и логики учебн...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Первые шаги в науку» для учащихся 4 класса

    Пояснительная записка Окрыляет меня мечта,К звездам путь освещая.Так я творчество вижу всегда,Жизни смысл для себя постигая.Потому что творчествоначинается с искры,С ветки, ветра, с летящих туч,Ч...

    Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности «Духовное краеведение для малышей» для учащихся 4 класса

    Календарно – тематическое планированиек рабочей программепо внеурочной деятельности«Духовное краеведение для малышей»для учащихся  4 класса...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» для учащихся 2 класса

    Рабочая программа   курса внеурочной деятельности  «Мы и окружающий мир» для учащихся 2 класса начального общего образования Направление: Духовно-нравственное...