РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Григорьева Наталья Валерьевна

Данная программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и логики учебного процесса. При создании данной программы мною  использовались материалы работ музыкантов-педагогов Н.Г. Александровой и В.М. Бехтерева, которые считали основополагающим музы­кально-педагогическим методом использование в воспитании и обу­чении такую дисциплину как ритмика, и программу «Ритмика и танцы» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tantsevalnyy_kaleydoskop.doc572.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 291 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО

на Общем собрании ГБОУ СОШ №291 Санкт-Петербурга

протокол от 27.08.2015 № 1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора  

______________________________________

                                                                 (подпись)              (расшифровка Ф.И.О.)

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора ГБОУ СОШ №291

от __________________№ ______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

АВТОР- СОСТАВИТЕЛЬ: педагог-организатор АЛЕКСЕЕВА Н.В.

 

Санкт-Петербург

2015 г.

  1. Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и логики учебного процесса. При создании данной программы автор использовал материалы работ музыкантов-педагогов Н.Г. Александровой и В.М. Бехтерева, которые считали основополагающим музыкально-педагогическим методом использование в воспитании и обучении такую дисциплину как ритмика, и программу «Ритмика и танцы» под редакцией Е.И.Мошковой, рекомендованную Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ, 1997г.

Главный принцип, заложенный в Программу – создание творческого образа в танце на основе индивидуальности самого ребенка.

В процессе обучения педагогами выявляются, такие особенности учащихся как характер, темперамент, пристрастия и склонности.

Цель программы – раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства.

В процессе обучения педагогом определены и решаются следующие задачи:

  • развитие интереса и приобщение учащихся к мировой танцевальной культуре;
  • развитие танцевальных, музыкальных, артистических и других творческих способностей каждого учащегося;
  • формирование у учащихся внимательного отношения к собственным возможностям, к манере танцевального исполнения, к пластическому разнообразию, анализа собственной творческой деятельности;
  • развитие мышечных ощущений, моторно-двигательной памяти, чувственно-образного мышления, пластической подвижности;
  • привитие ребенку культуры общения между собой и окружающими иоказание помощи учащемуся в адаптации его в современных условиях жизни.

Программа ориентирована на интересы и потребности ребенка, направлена на формирование его мыслительного потенциала, на становление творческой личности, способной художественно осмыслить окружающий мир и явления жизни в искусстве.

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.

На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся путем последовательного прохождения по годам обучения за четыре курса с учетом возрастных и психических особенностей детей 7-10-летнего возраста.

Основной формой реализации Программы является занятие с  группой детей не более 10-15 человек.  Групповая форма позволяет педагогу внимательней наблюдать за качественным преобразованием двигательной активности учащегося, помочь каждому учащемуся развивать его пластические возможности.

В зависимости от результатов наблюдений может быть переформирование класса, исходя из различных задач, особенностей межличностных контактов детей.

Предмет «Танцевальный калейдоскоп» изучается в 1 - 4 классах. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Максимальная продолжительность занятия - 1 академический час.

Форма одежды определяется педагогом исходя из специфики занятий.

Схема построения занятия во всех классах одинакова: подготовительная часть, основная часть,  заключительная часть.

Различается содержание и время, отведенное на каждую из частей занятия. На основную часть занятия в 1 классе отводится 15 минут, во 2 и 3 классах - 30 минут, в 4 классе- 35 минут. Основная часть занятий 1 и 2 классов содержит учебно-тренировочные задания, а в 3 и 4 классах больше отводится времени на разучивание танцев.

Схема возрастного и количественного распределения детей по классам, количество практических занятий в неделю и их продолжительность.

КЛАСС

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

КОЛ-ВО ДЕТЕЙ В ГРУППЕ

ЧИСЛО ГРУПП

КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ В НЕДЕЛЮ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ  АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЧАС

КОЛ-ВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ

1

6-7

10-15

1

2

1

2

2

7-8

10-15

1

2

1

2

3

8-9

10-15

1

2

1

2

4

9-10

10-15

1

2

1

2

За период обучения учащиеся получают определенный программой объем знаний и умений, качество которых ежегодно проверяется.

Зачеты проводятся по изученной дисциплине по практическим умениям.

Учитель подводит итоги учебного года, дает оценку творческих достижений учащихся, определяет задачи на будущие годы обучения.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации  в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности

Данный курс ориентирован на формирование гармонически развитой личности средствами курса «Ритмика».

К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:

  1. личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
  2. метапредметные результаты - обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
  3. предметные результаты - выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки, развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.

3.Содержание учебного предмета, курса

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам учебных предметов:

«Музыка», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.

«Литературное чтение», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки ритмопластического действия.

«Окружающий мир», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.

Самая тесная взаимосвязь прослеживается между танцем и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель - тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физической культурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.

В течение всего курса обучающиеся знакомятся со следующими общими понятиями:

  1. позиции ног;
  2. позиции рук;
  3. позиции в паре;
  4. рисунок танца;
  5. линия танца;
  6. направление движения;
  7. углы поворотов.

Предмет «Танцевальный калейдоскоп» включает разминку, общеразвивающие упражнения, танцевальные элементы и детские танцы.

1. РАЗМИНКА (ТРЕНАЖ)

Проводится в начале каждого урока на середине зала стоя, либо лежа на гимнастических ковриках на полу. Порядок упражнений выстраивается по принципу от простого к сложному и с головы заканчивая стопами. Разминка (тренаж)выполняется под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям. С первого занятия учащиеся приобретают опыт музыкального восприятия. Задача - создать у детей эмоциональный настрой во время занятий.

В связи с этим, выдвигаются следующие требования к музыкальному оформлению занятия:

  • правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполняемым движением, т.е. с соблюдением принципа «музыка-движение»;
  • художественное или выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приемом преподавания.

Задача данного этапа – развитие координации, памяти и внимания, умения воспроизводить движения показанные педагогом, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

  1. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения по линии танцев:

  1. на носках, каблуках,
  2. перекаты стопы,
  3. высоко поднимая колени,
  4. выпады,
  5. ход лицом и спиной,
  6. бег с подскоками,
  7. галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Перестроения для танцев:

  1. “линии”,
  2. “хоровод”,
  3. “шахматы”,
  4. “змейка”,
  5. “круг”.

Задача данного этапа – через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.

Программа обучения выдвигает следующие задачи музыкально-ритмической деятельности детей 6-10-летнего возраста:

  • научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише), регистрами (высокий, средний, низкий);
  • переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу;
  • отмечать в движении метр (сильную долю такта), метрическую пульсацию и простейший ритмический рисунок в хлопках, притопах;
  • менять движения в соответствии с двух-, трех частной формой и музыкальными фразами;
  • закреплять понятия о трех основных жанрах музыки (песня-танец-марш).

Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя различные задания, упражнения, игровое творчество является составной частью обучения.

  1. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ДЕТСКИЕ ТАНЦЫ

Изучаются основные движения и вариации из них, а также некоторые популярные танцы, которые развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность. Улучшается память, внимание, внутренняя организация.

Задача данного этапа – обучить отдельным танцам, задача которых –  отработка корпусного движения, правильного и полного переноса тела, точной работы стопы.

4. Содержание программы по годам обучения

1 КЛАСС (первый год обучения)

2 час в неделю, 66 часа.

Задача: развить ритмическое и музыкальное восприятие, научить использовать паузы в движении, формирование правильной осанки, сохранение эластичности мышц посредством упражнений на пластику и растяжку.

2 КЛАСС (второй год обучения)

2 часа в неделю, 68 часа.

Задача: научить слушать музыку и понимать команды, разнообразить набор привычных движений, развивать координацию, чувство ритма, память, внимание, заинтересовать.

3 КЛАСС (третий год обучения)

2 часа в неделю, 68 часа.

Задача:продолжение развития чувства ритма, музыкальности, пластики, координации, развитие памяти, разнообразить набор привычных движений. В ходе урока решаются воспитательные задачи поведения в паре.

4 КЛАСС (четвертый год обучения)

2 часа в неделю, 68 часа.

Осваиваются танцы с более сложной координацией, и ведением в паре. Улучшаются позиции в паре, развивается память логическая и мышечная. Отрабатывается техника движений, достигается музыкальность и ритмичность.

5. Календарно - тематическое планирование

№ п\п

тема

Количество часов

содержание

дата

1 класс

1

1. Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке при разучивании танцев.

1

2

2. Основные движения, понятия.

1

-  игра «Найди свое место»;

- простейшие построения: линия колонка;

- простейшие перестроения: круг;

- сужение круга, расширение круга;

 - интервал;

- различие правой, левой руки, ноги, плеча;

- повороты вправо, влево;

- пространственное ощущение точек зала (1,3,5,7);

- движение по линии танца, против линии танца.

3

Работа над ритмическими рисунками (хлопки в ладоши).

1

4

Общеразвивающие упражнения. Ходьба с носка, на полупальцах, на пятках

1

5

Общеразвивающие упражнения. Ходьба с координацией рук и ног

1

6

Движения на развитие координации. Бег и подскоки.

1

7

Упражнения на формирование правильной осанки. «Мостик», «Лодочка»

1

- повороты головы направо, налево;

- наклоны головы вверх, вниз, направо, налево, круговое движение головой, «Уточка»;

- наклоны корпуса назад, вперед,  в сторону;

- движения плеч: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами «Паровозик», «Незнайка»;

- повороты плеч, выводя правое или левое плечо вперед;

- повороты плеч с одновременным полуприседанием;

-движения руками: руки свободно опущены в низ, подняты вперед, руки в стороны, руки вверх;

- «Качели» (плавный перекат с полупальцев на пятки);

-  чередование шагов на полупальцах и пяточках;

- прыжки поочередно на правой и левой ноге;

- простой бег (ноги забрасываются назад);

- «Цапельки» (шаги с высоким подниманием бедра);

- «Лошадки» (бег с высоким подниманием бедра);

- «Ножницы» (легкий бег с поочередным выносом прямых ног вперед);

- прыжки (из 1 прямой во вторую прямую) с работой рук и без;

- бег на месте и с продвижением вперед и назад.

8

Элементы асимметричной гимнастики. Упражнения для развития тела

1

9

Упражнения для развития эластичности мышц

1

10

Упражнения на подвижность шейного отдела. «Часики»

1

11

Виды шага, бега, прыжков, подскоков

1

12

Упражнения на эластичность мышц плечевого пояса

1

13

Разучивание разминки. Упражнения на эластичность локтевого плеча, сустава, предплечья

1

14

Марш. Рисунок марша.

1

- понятие рисунка танца

- шаги марша

- танцевальный шаг в марше

15

Разучивание марша «Маша и Медведь». Упражнения на подвижность тазобедренных суставов

1

16

Отработка и закрепление марша. Упр-я на рястяжку.

1

17

Изучение музыкальных размеров

1

- понятие музыкального размера

- демонстрация разных музыкальныхразмеров на примерах танцев разных композиторов

18

Музыкальные размеры 2/4; 3/4; 4/4.

1

19

I, II, III позиции рук. Основные правила исполнения

1

Положения и движения рук:  

- перевод рук из одного положения в другое.

 Положения и движения ног:

- позиции ног (выворотные);

- шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад;

- танцевальный шаг назад в медленном темпе;

- шаги с высоким подниманием ноги, согнутой в колени вперед и на полупальцах (вперед, назад).

- relleve по 1,2,3 позициям (муз. раз. 1/2 ,1/4, 1/8);

- demi-plie по 1,2,3 поз.;

- demi-plie c с одновременной работой рук;

- сочетание полуприседания и подъема на полупальцы;

- sotte по 1,2,6 поз.;

- sotte в повороте (по точкам зала).

Положение в паре

20

Положение корпуса в позициях рук.

1

21

I, II, III,VI позиции ног. Основные правила исполнения

1

22

Положения корпуса в позициях ног

1

23

Позиции в паре. Основные правила.

1

24

Ориентирование на танцевальной площадке. Точки зала

1

25

Танец «Полька». Основной шаг.

1

Положение рук в паре:

- «лодочка» (поворот по руку);

- «под ручки» (лицом вперед);

- «под ручки» (лицом друг к другу);

- сзади за талию ( по парам, по тройкам).

Движения ног:

- шаг с каблука в народном характере;

- простой шаг с притопом;

- простой переменный шаг  с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта);

- простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременным открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию);

26

Основные движения танца «Полька». Первая фигура польки.

1

27

Основные движения танца «Полька». Вторая фигура польки

1

28

Основные движения танца «Полька». Третья фигура польки

1

29

Основные движения танца «Полька». Четвертая фигура польки

1

30

Основные движения танца «Полька». Пятая фигура польки

1

31

Отработка танца «Полька»

1

32

Урок-концерт. Закрепление материала

1

33

Разучивание комплекса партерной гимнастики. Упр-я на формирование подвижности позвоночника

1

- упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

- упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

- упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

- упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

- упражнения для исправления осанки;

- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.

34

Разучивание комплекса партерной гимнастики. Упр-я на развитие координации рук и ног.

1

35

Разучивание комплекса партерной гимнастики. Упр-я на развитие силы мышц брюшного пресса и ног

1

36

Разучивание комплекса партерной гимнастики. Упр – я на развитие выворотности тазобедренного сустава.

1

37

Разучивание комплекса партерной гимнастики. Партерная растяжка

1

38

Характер музыкального материала. Музыкальный темп

1

Творческое  задание: импровизация   под  заданные мелодии: веселую и грустную.

Создание   заданного   образа:   кукла   новая,   кукла заболела;   воробей   весело   перелетает   с   ветки   на ветку, раненый воробей.

Игра «Жуки и бабочки».

39

Понятие музыкального образа.

1

40

Упражнения на развитие актерских способностей.

1

41

Упражнения на развитие комедийных актерских способностей.

1

42

Я– герой сказки. Любимый персонаж сказки (работа с образом под музыку)

1

43

Любимый персонаж. Работа с образом. Лексическая импровизация

1

44

Народный танец. Элементы народной хореографии «Гармошка», «Ёлочка»

1

- прыжки с поджатыми ногами;

- «шаркающий шаг»;

- «елочка»;

- «гармошка»;

- поклон на месте с руками;

- поклон с продвижением вперед и отходом назад;

- боковые перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции;

- «ковырялочка» с двойным и тройным притопом;

- «припадание» вперед и назад по 1 прямой позиции.

(мальчики)

- подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции);

- подскоки на двух ногах ( 1 прямая, свободная позиция).

 (девочки)

- простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию ( вверху, между 2 и 3  позициями)

- маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка»;

- бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка»;

45

Народный танец. Элементы народной хореографии. Шаг на каблук, шаг «Молоточек»

1

46

Народный танец. Элементы народной хореографии: ковырялочка, моталочка.

1

47

Народный танец. Элементы народной хореографии: дроби, ключ простой

1

48

Народный танец. Элементы народной хореографии: верёвочка

1

49

Танцевальный рисунок. Виды перестроения в танце

1

Положения и движения рук:

- переводы рук из одного положения в другое;

- скользящий хлопок в ладоши,  «тарелочки»;

- скользящий хлопок по бедру по голени (мальчики);

- взмахи платочком (девочки).

 Движения  ног:

- поклон в русском характере;

- кадрильный шаг с каблука;

- шаркающий шаг (каблуком, полупальцами по полу);

- пружинящий шаг;

- хороводный шаг;

- хороводный шаг с остановкой ноги сзади;

- хороводный шаг с выносом ноги вперед на носок;

- переменный ход вперед, назад;

- «ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук);

- ковырялочка с подскоком;

- боковое «припадание» по 3 поз.;

- «припадание» в повороте;

- перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции на месте и с продвижением в сторону;

- поочередное выбрасывание ног перд собой или крест на крест на носок или ребро каблука (на месте или с отходом назад);

- подготовка к «веревочке»;

- «веревочка»;

- прыжок с поджатыми;

(девочки):

- вращение на полупальцах;

(мальчики):

 - присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком, руки перед грудью «полочка»);

- присядка по 6 поз. с выносом ноги вперед на всю стопу;

- присядка по 1 свободной позиции с выносом ноги на носок или каблук;

- скользящий хлопок по бедру, по голени;

-одинарные удары по внешней и внутренней стороне голени с продвижением вперед и назад;

- «гусиный шаг».

50

Хоровод. Виды перестроений

1

51

Разучивание хоровода «Ручеёк». Основной шаг.

1

52

Разучивание хоровода «Ручеёк». Линия, перестроения в колонну, круг, ворот

1

53

Закрепление разученного материала хоровода «Ручеёк»

1

54

Отработка хоровода «Ручеёк»

1

55

Закрепление

1

56

Основные позиции рук. Повторение.

.

1

57

Переходы рук из позиции в позицию

1

58

Основные позиции ног. Повторение

1

59

.Паузы в движении и их использование

1

60

 Общеразвивающие упражнения. Упражнения на растяжку и пластику

1

- упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

- упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

- упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

- упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

- упражнения для исправления осанки;

- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.

61

Основные элементы народного танца. Повторение

1

62

Партерная гимнастика. Закрепление.

1

63

Основы работы с образом. Закрепление.

1

64

Повторение марша «Маша и Медведь»

1

65

Подготовка к уроку-концерту.

1

66

Урок-концерт

1

2 класс

1

Вводное занятие. Обучение ритмики во 2 классе: цели и задачи. Беседа о технике безопасности на уроке при разучивании танцев.

1

2

Основные движения, понятия в классическом танце

1

упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

- упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

- упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

- упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

- упражнения для исправления осанки;

- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса

3

Основные движения, понятия в народном танце

1

4

Общеразвивающие упражнения. Ходьба с координацией рук

1

5

Общеразвивающие упражнения. Ходьба с координацией  ног

1

6

Движения на развитие координации. Бег

1

7

Движения на развитие координации. подскоки.

1

8

Движения на развитие координации. Бег и подскоки.

1

- повороты головы направо, налево;

- наклоны головы вверх, вниз, направо, налево, круговое движение головой, «Уточка»;

- наклоны корпуса назад, вперед,  в сторону;

- движения плеч: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами «Паровозик», «Незнайка»;

- повороты плеч, выводя правое или левое плечо вперед;

- повороты плеч с одновременным полуприседанием;

-движения руками: руки свободно опущены в низ, подняты вперед, руки в стороны, руки вверх;

- «Качели» (плавный перекат с полупальцев на пятки);

-  чередование шагов на полупальцах и пяточках;

- прыжки поочередно на правой и левой ноге;

- простой бег (ноги забрасываются назад);

- «Цапельки» (шаги с высоким подниманием бедра);

- «Лошадки» (бег с высоким подниманием бедра);

- «Ножницы» (легкий бег с поочередным выносом прямых ног вперед);

- прыжки (из 1 прямой во вторую прямую) с работой рук и без;

- бег на месте и с продвижением вперед и назад.

9

Элементы асимметричной гимнастики. Упражнения для развития эластичности мышц

1

10

Элементы асимметричной гимнастики. Упражнения для развития эластичности мышц плечевого отдела

1

11

Элементы асимметричной гимнастики. Упражнения для развития эластичности мышц конечностей

1

12

Упражнения на подвижность шейного отдела

1

13

Упражнения на подвижность шейного отдела. Закрепление

1

14

Перестроение для танцев. Упражнения на эластичность мышц плечевого пояса.

1

15

Перестроение для танцев. Упражнения на эластичность мышц плечевого пояса. Закрепление

1

16

.Разучивание разминки. Упражнения на эластичность локтевого плеча, сустава, предплечья

1

17

. Разучивание разминки. Упражнения на эластичность локтевого плеча, сустава, предплечья. Закрепление

1

18

I, II, III позиции рук. Основные правила исполнения

1

Упражнения на ориентировку в пространстве:

- положение прямо (анфас), полуоборот, профиль;

- свободное размещение по залу, пары, тройки;

- квадрат А.Я.Вагановой.

Положения и движения рук:  

- перевод рук из одного положения в другое. Положения и движения ног:

- позиции ног (выворотные);

- шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад;

- танцевальный шаг назад в медленном темпе;

- шаги с высоким подниманием ноги, согнутой в колени вперед и на полупальцах (вперед, назад).

- relleve по 1,2,3 позициям (муз. раз. 1/2 ,1/4, 1/8);

- demi-plie по 1,2,3 поз.;

- demi-plie c с одновременной работой рук;

- сочетание полуприседания и подъема на полупальцы;

- sotte по 1,2,6 поз.;

- sotte в повороте (по точкам зала).

19

I, II, III позиции рук. Основные правила исполнения. Закрепление

1

20

1, II, III,VI позиции ног. Основные правила исполнения

1

21

1, II, III,VI позиции ног. Основные правила исполнения. Закрепление

1

22

Позиции в паре. Основные правила

1

23

Позиции в паре. Основные правила. Закрепление

1

24

Партерная гимнастика. Основные упражнения

1

- упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

- упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

- упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

- упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

- упражнения для исправления осанки;

- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса

25

Партерная гимнастика

1

26

Упражнения на развитие актерских способностей.

1

Творческое  задание: импровизация   под  заданные мелодии: веселую и грустную.

Создание   заданного   образа:   кукла   новая,   кукла заболела;   воробей   весело   перелетает   с   ветки   на ветку, раненый воробей.

27

Упражнения на развитие актерских способностей. Образы пантомимой

1

28

Упражнения на развитие актерских способностей. Обобщение

1

29

Рисунок танца. Элементы танца «Фиксики».

1

повторение шагов с высоким подниманием колен, движения рук-мельница, вверх-вниз, работа кисти, наклоны, полуприседания, прыжки, покачивания.

марш, хлопки, приставной шаг, притопы, кружение в парах, шаг с «коблучка».

шаг на всей стопе, работа плечевого пояса, переминающиеся шаги на месте, полуприседание, кружение на носочках.

30

Рисунок танца. Элементы танца «Фиксики». Закрепление

1

31

 Разучивание танца «Фиксики». Упражнения на подвижность тазобедренных суставов. Отработка и закрепление танца.

1

32

 Разучивание танца «Фиксики». Упражнения на подвижность плечевых суставов. Отработка и закрепление танца.

1

33

 Основные движения фигурной польки (Разучивание движений фигур 1 и 2). Упражнения для укрепления мышц позвоночника.

1

par польки (по одному, по парам);

- par польки в сочетании с подскоками;

- «пике» с одинарным и двойным ударом о пол (с продвижением назад);

-  прыжок из 6 во 2 позицию на одну ногу;

- «подскоки» в повороте (по одному и по парам).

34

 Основные движения фигурной польки (Разучивание движений фигур 1 и 2). Упражнения для укрепления мышц ног.

1

35

Основные движения фигурной польки (Разучивание движений фигур 3 и 4). Упражнения для укрепления мышц рук.

1

36

Основные движения фигурной польки (Разучивание движений фигур 3 и 4). Упражнения для укрепления мышц

1

37

Танец «Фигурная полька». Повторение изученного материала

1

38

Танец «Фигурная полька». Повторение изученного материала. Подготовка к зачету

1

39

Танец «Фигурная полька». Повторение изученного материала. Зачет

1

40

Ориентирование на танцевальной площадке.

1

-  игра «Найди свое место»;

- простейшие построения: линия колонка;

- простейшие перестроения: круг;

- сужение круга, расширение круга;

 - интервал;

- различие правой, левой руки, ноги, плеча;

- повороты вправо, влево;

- пространственное ощущение точек зала (1,3,5,7);

- движение по линии танца, против линии танца.

41

Ориентирование на танцевальной площадке. Закрепление

1

42

Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов

1

повороты головы направо, налево;

- наклоны головы вверх, вниз, направо, налево, круговое движение головой, «Уточка»;

- наклоны корпуса назад, вперед,  в сторону;

- движения плеч: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами «Паровозик», «Незнайка»;

- повороты плеч, выводя правое или левое плечо вперед;

- повороты плеч с одновременным полуприседанием;

-движения руками: руки свободно опущены в низ, подняты вперед, руки в стороны, руки вверх;

- «Качели» (плавный перекат с полупальцев на пятки);

-  чередование шагов на полупальцах и пяточках;

- прыжки поочередно на правой и левой ноге;

- простой бег (ноги забрасываются назад);

- «Цапельки» (шаги с высоким подниманием бедра);

- «Лошадки» (бег с высоким подниманием бедра);

- «Ножницы» (легкий бег с поочередным выносом прямых ног вперед);

- прыжки (из 1 прямой во вторую прямую) с работой рук и без;

- бег на месте и с продвижением вперед и назад.

43

Упражнения для улучшения гибкости локтевых суставов

1

44

Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки. Литературный образ

1

45

Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (работа с образом под музыку).

1

46

Музыкально-ритмическая игра «Мороженое»

1

47

Музыкально-ритмическая игра «Ладошки»

1

48

Изучение правил исполнения demiplie, grandplie.

1

1.Постановка корпуса.

2.Положения и движения рук: 

- подготовительная позиция;

- позиции рук (1,2,3);

- постановка кисти;

- отличие 2 позиции классического танца от 2 позиции народного танца;

- раскрывание и закрывание рук, подготовка к движению;

3. Положения и движения ног:

- позиции ног (выворотные 1,2,3);

- demi plie (по 1 позиции);

- relleve ( по 6 позиции);

- sotte ( по 6 позиции);

- легкий бег на полупальцах;

- танцевальный шаг;

- танцевальный шаг по парам ( руки в основной позиции);

- перенос корпуса с одной ноги на другую (через battement tendu);

- реверанс для девочек, поклон для мальчиков.

4. Танцевальные комбинации.

49

Изучение правил исполнения demiplie, grandplie. Закрепление

1

50

Изучение правил исполнения demiplie, grandplie. Закрепление

1

51

Изучение правил исполнения battementtendu, demirondde jamb

1

52

Изучение правил исполнения battementtendu, demirondde jamb Закрепление

1

53

Изучение правил исполнения battementtendu, demirondde jamb Закрепление

1

54

Изучение правил исполнения ronddejamb, portdebras.

1

55

Изучение правил исполнения ronddejamb, portdebras. Закрепление

1

56

Изучение правил исполнения ronddejamb, portdebras. Закрепление

1

57

Элементы народной хореографии: гармошка, елочка. Знакомство

1

1. Положения и движения рук:

- подготовка к началу движения (ладошка на талии);

- хлопки в ладоши;

- взмахи платочком (дев.), взмах кистью (мал.);

- положение «полочка» (руки перед грудью);

- положение «лодочка».

2. Положения и движения ног:

- позиции ног (1-3 свободные, 6-ая, 2-ая закрытая, прямая);

-простой бытовой шаг;

- « Пружинка»-маленькое тройное приседание ( по 6 позиции);

- «Пружинка» с одновременным поворотом корпуса;

- battement tendu вперед, в сторону  на носок, с переводом на каблук в русском характере;

- battement tendu вперед  на носок, с переводом на каблук в русском характере и одновременным приседанием;

- притоп простой, двойной, тройной;
- ритмическое сочетание хлопков в ладоши с притопами;

- простой приставной шаг на всей стопе и на полупальцах по 1 прямой позиции;

- простой приставной шаг с притопом;

-поднимание и опускание ноги согнутой в колене, вперед (с фиксацией и без);

- приставной шаг с приседанием;

- приставной шаг с приседанием  и одновременной работой рук (положение рук «полочка», наклон по ходу движения);

- приседание на двух ногах с поворотом корпуса и выносом ноги на каблук в сторону поворота;

- приставной шаг с приседанием и выносом ноги в сторону на каблук (против хода движения);

- приставные шаги по парам , лицом друг к другу (положение рук «лодочка»);

- «елочка»;

- «ковырялочка»;

- поклон в русском характере (без рук).

3. Танцевальные комбинации.

58

Элементы народной хореографии: гармошка, елочка. Закрепление

1

59

Элементы народной хореографии: гармошка, елочка. Повторение

1

60

Элементы народной хореографии: ковырялочка, моталочка Знакомство

1

61

Элементы народной хореографии: ковырялочка, моталочка Закрепление

1

62

Элементы народной хореографии: ковырялочка, моталочка Повторение

1

63

Музыкально-ритмические игры: «Коршун и курица»,.

1

Музыкально-ритмические игры: «Коршун и курица», «Охранник музея»

64

Музыкально-ритмические игры: «Охранник музея».

1

65

Музыкально-ритмические игры: «Коршун и курица», «Охранник музея».

1

66

Повторение детских танцев «Фиксики»,

1

67

Повторение детских танцев «Фигурная полька».

1

68

Итоговый урок.

1

3 класс

1

Вводное занятие. Обучение ритмики в 3 классе: цели и задачи.

1

2

Основные понятия. Ходьба. Виды ходьбы. Беседа о технике безопасности на уроке при разучивании танцев.

1

3

Элементы асимметричной гимнастики.

1

Упражнения на ориентировку в пространстве:

-  игра «Найди свое место»;

- простейшие построения: линия колонка;

- простейшие перестроения: круг;

- сужение круга, расширение круга;

 - интервал;

- различие правой, левой руки, ноги, плеча;

- повороты вправо, влево;

- пространственное ощущение точек зала (1,3,5,7);

- движение по линии танца, против линии танца.

Упражнения для разминки:

- повороты головы направо, налево;

- наклоны головы вверх, вниз, направо, налево, круговое движение головой, «Уточка»;

- наклоны корпуса назад, вперед,  в сторону;

- движения плеч: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами «Паровозик», «Незнайка»;

- повороты плеч, выводя правое или левое плечо вперед;

- повороты плеч с одновременным полуприседанием;

-движения руками: руки свободно опущены в низ, подняты вперед, руки в стороны, руки вверх;

- «Качели» (плавный перекат с полупальцев на пятки);

-  чередование шагов на полупальцах и пяточках

4

Элементы асимметричной гимнастики. Закрепление

1

5

Разучивание разминки на середине зала

1

6

Разучивание разминки на середине зала Закрепление

1

7

Упражнения на развитие координации

1

8

Упражнения на развитие координации Закрепление

1

9

Перестроение для танцев. Рисунок танца.

1

- позиции ног (выворотные 1,2,3);

- demi plie (по 1 позиции);

- relleve ( по 6 позиции);

- sotte ( по 6 позиции);

- легкий бег на полупальцах;

- танцевальный шаг;

- танцевальный шаг по парам ( руки в основной позиции);

- перенос корпуса с одной ноги на другую (через battement tendu);

- реверанс для девочек, поклон для мальчиков.

Положения и движения рук: 

- подготовительная позиция;

- позиции рук (1,2,3);

- постановка кисти;

- отличие 2 позиции классического танца от 2 позиции народного танца;

- раскрывание и закрывание рук, подготовка к движению

Положение рук в паре:

- «лодочка» (поворот по руку);

- «под ручки» (лицом вперед);

- «под ручки» (лицом друг к другу);

- сзади за талию ( по парам, по тройкам).

10

Перестроение для танцев. Рисунок танца. Закрепление

1

11

Позиции рук. Основные правила.

1

12

Позиции рук. Основные правила. Закрепление

1

13

Позиции ног. Основные правила.

1

14

Позиции ног. Основные правила. Закрепление

1

15

Позиции в паре. Основные правила

1

16

Позиции в паре. Основные правила Закрепление

1

17

Прослушивание и разбор музыкальных произведений разных характеров

1

18

Прослушивание и разбор музыкальных произведений  по выбору

1

19

 Партерная гимнастика.

1

упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

- упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

- упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

- упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

- упражнения для исправления осанки;

- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.

20

Партерная гимнастика. Закрепление

1

21

Музыкально-ритмические игры «Коршун и курица»,

1

Музыкально-ритмические игры

22

Музыкально-ритмические игры «Охранник в музее»

1

23

Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки

1

24

Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (работа с образом под музыку)

1

25

Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки Созданный образ

1

26

Позиции ног, рук в народно-сценической хореографии

1

Положения и движения рук:

- положение на поясе – кулачком;

- смена ладошки на кулачок;

- переводы рук из одного положения в другое (в характере рус. танца);

- хлопки в ладоши – двойные, тройные;

- руки перед грудью – «полочка»;

- «приглашение».

3. Положение рук в паре:

- «лодочка» (поворот по руку);

- «под ручки» (лицом вперед);

- «под ручки» (лицом друг к другу);

- сзади за талию ( по парам, по тройкам).

4. Движения ног:

- шаг с каблука в народном характере;

- простой шаг с притопом;

- простой переменный шаг  с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта);

- простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременным открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию);

- battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной поз., в сочетании с demi-plie;

- battement tendu вперед, в сторону  на носок с переводом на каблук по 1 свободной поз., в сочетании с притопом;

- притоп простой, двойной, тройной;

- простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу;

- простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад;

-простой дробный ход (с работой рук и без);

- танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга);

- простой бытовой шаг по парам под ручку вперед , назад;

- простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под руку противоположными руками;

- танцевальный шаг по парам, тройками (положение рук сзади за талию);

- прыжки с поджатыми ногами;

- «шаркающий шаг»;

- «елочка»;

- «гармошка»;

- поклон на месте с руками;

- поклон с продвижением вперед и отходом назад;

- боковые перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции;

- «ковырялочка» с двойным и тройным притопом;

- «припадание» вперед и назад по 1 прямой позиции.

(мальчики)

- подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции);

- подскоки на двух ногах ( 1 прямая, свободная позиция).

 (девочки)

- простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию ( вверху, между 2 и 3  позициями)

- маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка»;

- бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка»

27

Позиции ног, рук в народно-сценической хореографии Закрепление

1

28

Элементы народной хореографии: гармошка, елочка.

1

29

Элементы народной хореографии: гармошка, елочка Закрепление

1

30

Элементы народной хореографии: ковырялочка, моталочка.

1

31

Элементы народной хореографии: ковырялочка, моталочка. Закрепление

1

32

Понятие «линия танца». Построение «линии», «змейка», «круг», «шахматы».

1

Построение «линии», «змейка», «круг», «шахматы».

33

Построение «линии», «змейка», «круг», «шахматы».Общеразвивающие упражнения

1

34

Понятие «линия танца». Построение. Общеразвивающие упражнения

1

35

Танец «По полю». Разучивание комбинаций в русском народном характере.

1

Положения и движения рук:

- положение на поясе – кулачком;

- смена ладошки на кулачок;

- переводы рук из одного положения в другое (в характере рус. танца);

- - руки перед грудью – «полочка»;

- «приглашение».

3. Положение рук в паре:

- «лодочка» (поворот по руку);

- «под ручки» (лицом вперед);

- «под ручки» (лицом друг к другу);

- сзади за талию ( по парам, по тройкам).

4. Движения ног:

- шаг с каблука в народном характере;

- простой шаг с притопом;

- простой переменный шаг  с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта);

- простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременным открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию);

- battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной поз., в сочетании с demi-plie;

- battement tendu вперед, в сторону  на носок с переводом на каблук по 1 свободной поз., в сочетании с притопом;

- притоп простой, двойной, тройной;

- простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу;

- простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад;

-простой дробный ход (с работой рук и без);

- танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга);

- простой бытовой шаг по парам под ручку вперед , назад;

- простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под руку противоположными руками;

- танцевальный шаг по парам, тройками (положение рук сзади за талию);

- прыжки с поджатыми ногами;

- «шаркающий шаг»;

- «елочка»;

- «гармошка»;

- поклон на месте с руками;

- поклон с продвижением вперед и отходом назад;

- боковые перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции;

- «ковырялочка» с двойным и тройным притопом;

- «припадание» вперед и назад по 1 прямой позиции.

(мальчики)

- подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции);

- подскоки на двух ногах ( 1 прямая, свободная позиция).

 (девочки)

- простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию ( вверху, между 2 и 3  позициями)

- маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка»;

- бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка»

36

Танец «По полю». Разучивание комбинаций в русском народном характере. Тренажер

1

37

Танец «По полю». Разучивание комбинаций в русском народном характере. Закрепление

1

38

Общеразвивающие упражнения: перекаты стопы, подъем на носок, шаг на пятках.

1

39

Общеразвивающие упражнения: перекаты стопы, подъем на носок, шаг на пятках. Закрепление

1

40

Повторение музыкальных размеров 2/4; 3/4; 4/4.Позиции ног, рук.

1

повороты головы направо, налево;

- наклоны головы вверх, вниз, направо, налево, круговое движение головой, «Уточка»;

- наклоны корпуса назад, вперед,  в сторону;

- движения плеч: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами «Паровозик», «Незнайка»;

- повороты плеч, выводя правое или левое плечо вперед;

- повороты плеч с одновременным полуприседанием;

-движения руками: руки свободно опущены в низ, подняты вперед, руки в стороны, руки вверх;

- «Качели» (плавный перекат с полупальцев на пятки);

-  чередование шагов на полупальцах и пяточках;

- прыжки поочередно на правой и левой ноге;

- простой бег (ноги забрасываются назад);

- «Цапельки» (шаги с высоким подниманием бедра);

- «Лошадки» (бег с высоким подниманием бедра);

- «Ножницы» (легкий бег с поочередным выносом прямых ног вперед);

- прыжки (из 1 прямой во вторую прямую) с работой рук и без;

- бег на месте и с продвижением вперед и назад.

41

Повторение музыкальных размеров 2/4; 3/4; 4/4.Позиции ног, рук. Закрепление

1

42

Танцевальная композиция “Улетай туча”. Разучивание танцевальных элементов.

1

43

Танцевальная композиция “Улетай туча”. Разучивание танцевальных элементов. Закрепление

1

44

Рисунок танца «Улетай туча»

1

45

Рисунок танца «Улетай туча» Закрепление

1

46

Позиции в паре.Основные положения рук, ног в паре.

1

Положения рук в паре:

- основная позиция;

- «корзиночка».

Танцевальные комбинации.

47

Позиции в паре.Основные положения рук, ног в паре. Закрепление

1

48

Музыкально-ритмические игры.

1

49

Музыкально-ритмические подвижные игры.

1

50

Партерная гимнастика. Общеразвивающие упражнения.

1

упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

- упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

- упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

- упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

- упражнения для исправления осанки;

- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.

51

Партерная гимнастика. Общеразвивающие упражнения. Закрепление

1

52

.Позиции рук в классическом танце

1

Положения и движения рук: 

- подготовительная позиция;

- позиции рук (1,2,3);

- постановка кисти;

- отличие 2 позиции классического танца от 2 позиции народного танца;

- раскрывание и закрывание рук, подготовка к движению;

53

Позиции рук в классическом танце Закрепление

1

54

Партерная гимнастика. Общеразвивающие упражнения

1

упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

- упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

- упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

- упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

- упражнения для исправления осанки;

- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

- упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

- упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

- упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

- упражнения для исправления осанки;

- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.

55

Партерная гимнастика. Общеразвивающие упражнения Закрепление

1

56

.Изучение правил исполнения I и IIportdebras.

1

1.Постановка корпуса.

2.Положения и движения рук: 

- подготовительная позиция;

- позиции рук (1,2,3);

- постановка кисти;

- отличие 2 позиции классического танца от 2 позиции народного танца;

- раскрывание и закрывание рук, подготовка к движению;

3. Положения и движения ног:

- позиции ног (выворотные 1,2,3);

- demi plie (по 1 позиции);

- relleve ( по 6 позиции);

- sotte ( по 6 позиции);

- легкий бег на полупальцах;

- танцевальный шаг;

- танцевальный шаг по парам ( руки в основной позиции);

- перенос корпуса с одной ноги на другую (через battement tendu);

- реверанс для девочек, поклон для мальчиков.

4. Танцевальные комбинации.

57

Изучение правил исполнения I и IIportdebras. Закрепление

1

58

Повторение правил исполнения demiplie, grandplie.

1

59

Повторение правил исполнения demiplie, grandplie. Закрепление

1

60

Повторение правил исполнения battementtendu, battementtendujete, grandbattement jete,ronddejamb

1

61

 Повторение правил исполнения battementtendu, battementtendujete, grandbattement jete,ronddejamb Закрепление

1

62

Просмотр видеозаписи танцев разных народов.

1

63

Многообразность и необычность движений разных народов

1

Беседа о танцах народов мира с последующим анализом народных движений

Знакомство с танцевальными движениями разных народов

64

Многообразность и необычность движений разных народов Закрепление

1

65

Музыкально-ритмические игры

1

Музыкально-ритмические игры

66

Музыкально-ритмические подвижные игры.

1

67

Партерная гимнастика. Закрепление

1

упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

- упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

- упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

- упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

- упражнения для исправления осанки;

- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.

68

Итоговый урок. Повторение танцев «По полю», «Улетай туча».

1

4 класс

1

Вводный урок. Обучение ритмики в 4 классе: цели и задачи. Основные понятия. Ходьба. Упражнения на развитие координации. Беседа о технике безопасности на уроке при разучивании танцев.

1

2

Упражнения на развитие координации

1

Повторение

подготовительная позиция;

- позиции рук (1,2,3);

- постановка кисти;

- отличие 2 позиции классического танца от 2 позиции народного танца;

- раскрывание и закрывание рук, подготовка к движению;

- позиции ног (выворотные 1,2,3);

- demi plie (по 1 позиции);

- relleve ( по 6 позиции);

- sotte ( по 6 позиции);

- легкий бег на полупальцах;

- танцевальный шаг;

- танцевальный шаг по парам ( руки в основной позиции);

- перенос корпуса с одной ноги на другую (через battement tendu);

- реверанс для девочек, поклон для мальчиков

3

Упражнения на развитие координации. Закрепление

1

4

Общеразвивающие упражнения. Повторение правил исполнения demiplie, grandplie, battementtendu, demirondde jamb

1

5

Общеразвивающие упражнения. Повторение правил исполнения demiplie, grandplie, battementtendu, demirondde jamb Закрепление

1

6

Музыкально-ритмические игры.

1

7

Музыкально-ритмические игры. Творческое задание

1

8

Движение на развитие координации. Элементы асимметричной гимнастики

1

9

Движение на развитие координации. Элементы асимметричной гимнастики Закрепление

1

10

I, II, III позиции и подготовительное положение рук. Основные правила исполнения

1

11

I, II, III позиции и подготовительное положение рук.

1

12

I, II, III, V,VI позиции ног. Основные правила исполнения. Повторение

1

13

I, II, III, V,VI позиции ног.

1

14

Общеразвивающие упражнения. Работа над гибкостью позвоночника

1

15

Общеразвивающие упражнения. Работа над гибкостью позвоночника Закрепление

1

16

Повороты по точкам зала(1-8). Вращение по диагонали

1

Упражнения на ориентировку в пространстве:

- положение прямо (анфас), полуоборот, профиль;

- свободное размещение по залу, пары, тройки;

- квадрат А.Я.Вагановой.

17

Повороты по точкам зала(1-8). Вращение по диагонали Закрепление

1

18

Партерная гимнастика

1

упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

- упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

- упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

- упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

- упражнения для исправления осанки;

- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса

-упражнения для развития икроножных мышц

19

Партерная гимнастика

1

20

Партерная гимнастика

1

21

Работа над высотой прыжка (трамплинные прыжки)

1

22

Работа над высотой прыжка (трамплинные прыжки) Закрепление

1

23

Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела

1

повороты головы направо, налево;

- наклоны головы вверх, вниз, направо, налево, круговое движение головой, «Уточка»;

- наклоны корпуса назад, вперед,  в сторону;

- движения плеч: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами «Паровозик», «Незнайка»;

- повороты плеч, выводя правое или левое плечо вперед;

- повороты плеч с одновременным полуприседанием;

-движения руками: руки свободно опущены в низ, подняты вперед, руки в стороны, руки вверх;

- «Качели» (плавный перекат с полупальцев на пятки);

-  чередование шагов на полупальцах и пяточках;

- прыжки поочередно на правой и левой ноге;

- простой бег (ноги забрасываются назад);

- «Цапельки» (шаги с высоким подниманием бедра);

- «Лошадки» (бег с высоким подниманием бедра);

- «Ножницы» (легкий бег с поочередным выносом прямых ног вперед);

- прыжки (из 1 прямой во вторую прямую) с работой рук и без;

- бег на месте и с продвижением вперед и назад

24

Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела Закрепление

1

25

Упражнения на укрепление мышц брюшного пояса

1

26

Упражнения на укрепление мышц брюшного пояса Закрепление

1

27

Упражнения на улучшение гибкости позвоночника

1

28

Упражнения на улучшение гибкости позвоночника Закрепление

1

29

Акробатические элементы: колесо, шпагат, мостик, стойка на руках.

1

30

Акробатические элементы: колесо, шпагат, мостик, стойка на руках. Закрепление

1

31

Работа над постановкой корпуса

1

— стопы плотно прижаты к полу.

-колени втянуты  и соединены между собой -бёдра подтянуты наверх

-ягодицы  втянуты, подобраны

— живот втянут

-диафрагма опущена

-плечи естественно расправлены и опущены вниз

— кончики лопаток мысленно направляем в сторону ягодиц

— голова ( темечко) тянется к потолку.

32

Работа над постановкой корпуса Закрепление

1

33

Работа над постановкой корпуса Закрепление и повторение

1

34

Упражнения на подвижность голеностопного сустава

1

повороты головы направо, налево;

- наклоны головы вверх, вниз, направо, налево, круговое движение головой, «Уточка»;

- «Качели» (плавный перекат с полупальцев на пятки);

-  чередование шагов на полупальцах и пяточках;

- прыжки поочередно на правой и левой ноге;

- простой бег (ноги забрасываются назад);

- «Цапельки» (шаги с высоким подниманием бедра);

- «Лошадки» (бег с высоким подниманием бедра);

- «Ножницы» (легкий бег с поочередным выносом прямых ног вперед);

- прыжки (из 1 прямой во вторую прямую) с работой рук и без;

- бег на месте и с продвижением вперед и назад

-трамплинные прыжки

35

Упражнения на подвижность голеностопного сустава Закрепление

1

36

Упражнения для улучшения подвижности коленных суставов

1

37

Упражнения для улучшения подвижности коленных суставов Закрепление

1

38

Упражнения на развитие высоты прыжка (passotte, paseshape, трамплинные прыжки).

1

39

Упражнения на развитие высоты прыжка (passotte, paseshape, трамплинные прыжки). Закрепление

1

40

Упражнения на развитие эластичности ахил

1

- «Качели» (плавный перекат с полупальцев на пятки);

-  чередование шагов на полупальцах и пяточках;

- прыжки поочередно на правой и левой ноге;

41

Упражнения на развитие эластичности ахил Закрепление

1

42

Партерная гимнастика.

1

упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

- упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

- упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

- упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

- упражнения для исправления осанки;

- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса

-упражнения для развития икроножных мышц

43

Партерная гимнастика.

1

44

Партерная гимнастика.

1

45

. Танцевально-ритмические упражнения «Чарльстон», «Твист», «Голубец».

1

Чарльстон:

- основное движение – «чарльстона»;

- двойной чарльстон;

- чередование одинарного и двойного чарльстона;

- чарльстон с точкой вперед, назад, с продвижением вперед, назад, с поворотом;

- пружинящий шаг с открыванием рук в стороны.

 Движения в паре:

- легкий бег на полупальцах по парам лицом и спиной вперд с поворотом через середину;

- легкий бег по парам на полупальцах по кругу (девочка исполняет поворот под руку на сильную долю такта).

 Танцевальные комбинации.

46

. Танцевально-ритмические упражнения «Чарльстон», «Твист», «Голубец». Закрепление

1

47

Изучение правил исполнения ronddejamb parterre endedan, endehors

1

- подготовительная позиция;

- позиции рук (1,2,3);

- постановка кисти;

- отличие 2 позиции классического танца от 2 позиции народного танца;

- раскрывание и закрывание рук, подготовка к движению;

- позиции ног (выворотные 1,2,3);

- portdebras

- ronddejamb parterre endedan, endehors

- легкий бег на полупальцах;

- танцевальный шаг;

- танцевальный шаг по парам ( руки в основной позиции);

- реверанс для девочек, поклон для мальчиков.

48

Изучение правил исполнения ronddejamb parterre endedan, endehors Закрепление

1

49

Правила исполнения II и III portdebras

1

50

Правила исполнения II и III portdebras Закрепление

1

51

Упражнения на развитие координации. Импровизация под музыку с отражением ее характера

1

Упражнения на ориентировку в пространстве:

-  игра «Найди свое место»;

- простейшие построения: линия колонка;

- простейшие перестроения: круг;

- сужение круга, расширение круга;

 - интервал;

- различие правой, левой руки, ноги, плеча;

- повороты вправо, влево;

- пространственное ощущение точек зала (1,3,5,7);

- движение по линии танца, против линии танца.

52

Упражнения на развитие координации. Импровизация под музыку с отражением ее характера Создание образа

1

53

Прослушивание народных музыкальных композиций.

1

Беседа о танцах народов России с последующим анализом народных движений

Знакомство с танцевальными движениями разных народов

54

Прослушивание народных музыкальных композиций. Просмотр видеозаписи танцев России

1

55

Движения по линии танца. Перестроения для танцев

1

Положения и движения рук:

- положение на поясе – кулачком;

- смена ладошки на кулачок;

- переводы рук из одного положения в другое (в характере рус. танца);

- - руки перед грудью – «полочка»;

- «приглашение».

 Положение рук в паре:

- «лодочка» (поворот по руку);

- «под ручки» (лицом вперед);

- «под ручки» (лицом друг к другу);

- сзади за талию ( по парам, по тройкам).

 Движения ног:

- шаг с каблука в народном характере;

- простой шаг с притопом;

- простой переменный шаг  с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта);

- простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременным открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию);

- battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной поз., в сочетании с demi-plie;

- battement tendu вперед, в сторону  на носок с переводом на каблук по 1 свободной поз., в сочетании с притопом;

- притоп простой, двойной, тройной;

- простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу;

- простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад;

-простой дробный ход (с работой рук и без);

- танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга);

- простой бытовой шаг по парам под ручку вперед , назад;

- простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под руку противоположными руками;

- танцевальный шаг по парам, тройками (положение рук сзади за талию);

- прыжки с поджатыми ногами;

- «шаркающий шаг»;

- «елочка»;

- «гармошка»;

- поклон на месте с руками;

- поклон с продвижением вперед и отходом назад;

- боковые перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции;

- «ковырялочка» с двойным и тройным притопом;

- «припадание» вперед и назад по 1 прямой позиции.

(мальчики)

- подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции);

- подскоки на двух ногах ( 1 прямая, свободная позиция).

 (девочки)

- простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию ( вверху, между 2 и 3  позициями)

- маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка»;

- бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка»

56

Движения по линии танца. Перестроения для танцев Закрепление

1

57

Традиции русского народа в своеобразии движений

1

58

Традиции русского народа в своеобразии движений Закрепление

1

59

Танцевальные элементы в русском народном характере

1

60

Танцевальные элементы в русском народном характере Закрепление

1

61

Танцевальные элементы в русском народном характере Закрепление и повторение

1

62

Соединение танцевальных элементов в композицию «Валенки».

1

63

Соединение танцевальных элементов в композицию «Валенки». Закрепление

1

64

Соединение танцевальных элементов в композицию «Валенки». Повторение

1

65

Соединение танцевальных элементов в композицию «Валенки». Обобщение

1

66

Рисунок русской народной танцевальной зарисовки «Валенки».

1

67

Рисунок русской народной танцевальной зарисовки «Валенки». Закрепление

1

68

Итоговый урок. Повторение танца «Валенки».

1

Показательное выступление

6. Методические аспекты освоения программы

Основными в освоении Программы данного курса являются принципы: “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от логики к ощущению”.

Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения.

В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец начинается “от пола”, и следует показать и объяснить в последовательности:

  1. куда наступает (как переносим вес);
  2. как ставим ногу (как работает стопа);
  3. что делает колено;
  4. как работают бедра;
  5. что делает корпус;
  6. как танцуют руки;
  7. куда направлен взгляд (что делает голова).

Классический тренаж вырабатывает умение сохранять вертикальную ось, обеспечивающую равновесие тела в любом положении, воспитывают точность исполнения движения, мышечную координацию. Усвоив правила исполнения движений классического танца (экзерсис у станка), учащиеся переносят эти правила на исполнение любого движения, изучаемого на уроке.

Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятиях такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует, на восприятие обучающихся поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья побуждает их к творчеству.

На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.

В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.

Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:

• принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику; 
• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы; 
• принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.

Принципы дидактики: 

• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; 

• принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства; 

• принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов классического, народного, бального танца; 

• принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; 

• принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся; 
• принцип доступности и посильности; 

•принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания  во внеурочной деятельности, в учебных целях.

Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы: 

1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы. 

2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.

3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. 

4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.

Приемы: 
• комментирование; 
• инструктирование; 
• корректирование.

7. Знания, умения и навыки к концу четырех лет обучения.

  • Ритмика, элементы музыкальной грамоты:
  1. уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
  2. чувствовать характер музыки и передавать его с манерой исполнения движения;
  3. уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
  4. отмечать в движении сильную долю такта;
  5. уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
  6. отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;
  7. иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш-песня-танец;
  8. выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
  9. иметь навыки актёрской выразительности;
  10. распознать характер танцевальной музыки;
  11. иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;
  12. исполнять движения в характере музыки - четко, сильно, медленно, плавно;
  13. уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;
  14. различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;
  15. уметь анализировать музыку разученных танцев;
  16. слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.
  • Основные танцевальные определения и понятия:
  1. знать позиции ног и рук классического танца, народно - сценического танца;
  2. усвоить правила постановки корпуса;
  3. уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
  4. знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;
  5. знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник;
  6. освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;
  7. иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
  8. знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;
  9. знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;

уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) - вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.

  • Танец:
  1. понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно.

В конце 1 года обучения дети должны:знатьэлементы музыкальной грамоты: характер музыки (веселая, спокойная, грустная); темп (медленный, умеренный, быстрый); строение музыкального произведения (музыкальное вступление, части); динамические оттенки (форте – пиано, стаккато – легато); акцент. Уметь исполнять ритмические упражнения начиная и оканчивая  движения вместе с музыкой, уметь различать музыкальные части. Исполнять движения в различных темпах. Определять характер танцевальной музыки словами и передача характера в движении. Передавать динамические оттенки в движении. Учащиеся должны свободно перестраиваться в колонну по одному и по два, перестраиваться в колонны по одному в пары и обратно; построение в шеренгу; построение в круг, сужение, расширение круга; свободное размещение в зале.Знать точки плана класса 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, диагонали. 
Исполнять музыкальные игры и танцы в темпе и характере заданным педагогом.

В конце 2 года обучения дети должны уметь исполнять: фигурную польку, вальс. Элементы музыкальной грамоты: строение музыкальной речи (предложение, музыкальная фраза); длительности целые, половинные, четверти, восьмые, ритмический рисунок. Учащиеся должны передавать в движении изменения темпа; передача в движении длительностей и ритмического рисунка. Уметь перестроиться из колонны по одному в колонну по три (тройки). Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре (четверки). Перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки. Перестроения в паре: обход одним партнером другого; смена места с поворотом лицом друг к другу. Знать позиции и упражнения классического танца. Постановку корпуса. Позиции ног 1, 2, 3, 4, 5, 6. 

Позиции рук: подготовительное положение 1, 2, 3. Положение рук за юбочку, руки вниз ладонью, руки ладонями на поясе. Полуприседание (деми плие) по 1,2,3 позициям. Вытягивание ноги (батман тандю) в сторону, вперед, назад по 1 и 3 позициям. Полукруг ногой(демиронддежамб партер, ронд де жамб партер) по 1 позиции. Переводы рук по позициям(порт де бра). Исполнять музыкальные игры и танцы в темпе и характере заданным педагогом.

В конце 3 года обучения дети должны уметь исполнять: фигурный вальс; русские танцы: хороводные и кадриль. Иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру.Элементы музыкальной грамоты: уметь различать музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4; понятие о такте и затакте. Могли выполнить ритмические упражнения с музыкальным заданием; передать в движении характер музыки, размер и ритмический рисунок. Прослушать и сделать простейший анализ танцевальной музыки (определение характера, музыкального размера и строения). 

Могли перестроиться из одного круга в два. Движение в колонны по одному с разных сторон по диагонали, с переходом в центре через одного. 
Выразительно двигаться в танцах (согласованность и гармония рук, ног, корпуса, головы). Знать названия движений классического экзерсиса и правильное исполнение.

В конце 4 года обучения дети должны уметь исполнять танец на художественный образ. Уметь импровизировать под незнакомую музыку.

  • Творческая деятельность:
  1. раскрытие творческих способностей;
  2. развитие организованности и самостоятельности;
  3. иметь представления о народных танцах.

8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для успешной реализации Программы необходимы следующие средства обучения:

  • необходимое число учебных часов;
  • светлый и просторный зал;
  • деревянный настил пола в зале;
  • зеркальная стена;
  • аудиоаппаратура;
  • осветительная аппаратура;
  • специальная тренировочная одежда и обувь для учащихся (спортивные купальники, трико, балетные тапочки, танцевальная обувь);
  • сценические костюмы.

Список использованной литературы

  1. Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст] / Т.  Барышникова. –  М.: Айрис-пресс,  2000. – 266 с.
  2. Бекина, С. И. Музыка и движение [Текст]: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. – М.: Просвещение, 1983. - 207с.
  3. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст] / А. Я.Ваганова. –С.-Пб.: Лань, 2000. – 158с.
  4. Ковалько, В. И. Школа физкультминуток: 1-4 классы [Текс] / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2009. – 272с.
  5. Лифиц, И. В. Ритмика [Текст]: учеб.пособ. для студ.сред. и высш.пед.учеб.зав. / И.В. Лифиц – М.: Академия, 1999. – 223 с.
  6. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать [Текст] / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная: учеб.пособ. для студ. учреждений сред. проф. обр. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 256 с.: ил.
  7. Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей [Текст]: учебно-методическое пособие / М.Б. Пустовойтова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 184с.
  8. Франио, Г.  Пособие по ритмике: для 2 класса музыкальной школы [Текст] /Г. Франио. – М.: Музыка, 2005. – 152с.
  9. Зимина А. Н. Музыкально-ритмические движения // Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для вузов / А.Н.Зимина. – М., 2000. – С. 124-155.
  10. Чибрикова-Луговская А. Ритмика [Текст] /А. Чибрикова-Луговская // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 12. – С. 112-117.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации" рассчитана на детей 7-8 лет, реализуется за 2  года....

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире книг»

Пояснительная записка.Данная рабочая программа общекультурного направления  «В мире книг»  1- 3  класс (2 часа в неделю, на период  II полугодия 2013/14 учебного года, срок реализа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Кукольный театр «Подарок»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Кукольный театр «Подарок» ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурного направления «Народные узоры»

Данная программа представляет собой дополнительный образовательный курс общекультурного направления, способствующий формированию активной творческой личности, развитию чувственной сферы, предоставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление «Театральная студия» 3-4 класс

Рабочая программа «Театральная студия» составлена для учащихся 3 – 4 классов  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начал...