Научная статья "Специфика социальной самоидентификации старших подростков"
статья (3, 4 класс)

Иващук Виктория Викторовна

В данной статье представлено теоретическое обоснование социальной самоидентификации подростков и исследование по данной проблеме учащихся.Эта работа может быть интересна учителям начальной школы,т.к. комплекс методик,взятый для моего исследования, можно адаптировать для учащихся 3-4 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл identifikatsiya.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы студенческой научно-практической конференции, посвященной 10-летию образования Педагогического института БГУ.

Улан-Удэ,14 апреля,2016

В.В.Иващук

Науч. рук. Т.В.Гармаева

Специфика социальной самоидентификации старших подростков.

Социальная самоидентификация подростков играет важную роль в развитии их личности и утверждении собственного Я.Такие конституциональные черты личности, как общительность и сообразительность становятся основой для развития сознания окружающего мира, как мира социального. Чем общительнее ребенок, тем активнее он вступает в различные социальные контакты, тем более широкий набор моделей для идентификации он имеет в лице окружающих его людей. Общительность опосредует включенность ребенка в социальный мир. Общаясь, ребенок  усваивает правила и нормы поведения, социальные позиции посредством, идентификации. Но так же можно отметить, что общительность и интеллект напрямую являются факторами развития сознания и самосознания, а не только опосредует процесс идентификации. Таким образом, роль общительности в развитии самосознания объяснима двояко. Во-первых, развитие речи определяет развитие системы обобщенных понятий, усвоение мыслительных операций, опосредуя развитие интеллекта. Во-вторых, благодаря общению ребенок усваивает правила ведения диалога, интериоризует их, становится способным к внутреннему диалогу, являющемуся основой сознания и самосознания, так как существование общения возможно только в форме диалога.

Первые персональные, бессознательные по своей природе, идентификации со значимыми другими ,возникшие в результате общения с ними, любви и привязанности к ним, помогают ребенку усвоить критерии разделения окружающего мира на группы ,закладывают первые идентичности. Осмысление ребенком себя, как представителя определенных групп, в которые он включен фактом своего рождения (половые, национальные, и т.п.) и выделение в окружающем мире групп на основании какого-либо критерия.

Хотя социальные идентичности, в отличии от  личных наделены больше формальными, институциональными характеристиками, а личные идентичности- эмоционально-оценочными, общество является источником и тех и других. И социальные и личные идентичности представляют собой социальные модели, включающие в себя нормы, правила, ожидания, обязанности, права, ценности, критерии оценки, роли и т.д. Уточняя можно отметить, что социальные идентичности – это «образы Я» или субличности, по терминологии некоторых психологических  концепций , в которых содержатся модели поведения, предписанные при жизнедеятельности в конкретной социальной группе, и каждая социальная идентичность ,характеризует и определяет поведение в соответствующей группе. Личные идентичности ,носящие эмоциональную оценку, представляют собой не только самоотношение, позитивное, отражающее признание, личностью себя, или негативное, отражающее отвержение, но что важно, некий генерализованный тип социального поведения, которому человек придерживается при взаимодействии с другими людьми из множества различных социальных групп.

Проблема исследования состоит в необходимости осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте, с учетом того, что процесс социализации протекает сегодня в ситуациях неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность.

В настоящее время имеется ряд научно-практических исследований, связанных с изучением социальной идентичности учащихся (Микляева А.В., Румянцева П.В., Баранова Т.С., Агафонов А.Ю. и др.). Вместе с тем, отдельные аспекты этой проблемы не получили еще достаточно глубокой научной разработки. Высказываемые отдельными исследователями положения нередко носят весьма противоречивый характер и требует более глубокого осмысления и анализа.

Исходя из этого мы провели исследование на базе школы №51 ,г.Улан-Удэ. Экспериментальная выборка была представлена детьми 10-х классов в количестве 30 человек в возрасте 15-16 лет. При его проведении были использованы следующие методы и методики исследования : теоретический анализ специальной литературы по теме исследования; диагностический, который включает такие методики, как:  методика «Кто я», социометрия Морено, методика диагностики уровня субъективного одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона и методика диагностики самооценки Ч.Д.Спилберга ,Ю.Л.Ханина. Критериями диагностики выступили: идентичность личности, изолированность от привычных  условий жизни и общения с другими людьми, межличностные отношения в коллективе и самооценка.

Результаты диагностики по методике «Диагностика уровня субъективного одиночества» Д.Рассела и М.Фергюсона по критерию изолированность от привычных  условий жизни и общения с другими людьми показали высокий уровень ощущения субъективного одиночества -1(3% испытуемых),средний – 3 (10%) и низкий –у 26 (87%)испытуемых. Исследование характера сформированности самооценки показало, что высокий её уровень присущ 12 (40%) испытуемых,

Средний уровень показали 15 (50%) испытуемых и низкий у 3( 10%).По методике «Кто я?» был выявлен высокий уровень рефлексии у 22 (73%),средний у -6( 20%) и низкий у 2 (7%) обследованных учащихся.По методике социометрия был выявлен: благоприятный психологический климат в классе, в целом отверженных нет, в статусе лидеров находились на момент обследования 3 ученика.

Соответственно, по уровням сформированности социальной идентичности  испытуемые распределились следующим образом: высокий уровень- 14 (47%)-это подростки открытые, общительные, с легкостью отвечающие на все вопросы, относящиеся к идентичности; средний уровень – 12 (40%)- ребенок общителен, легко отвечает на все вопросы и выполняет все задания, но иногда с небольшими затруднениями отвечает на вопросы, касающиеся социальной  самоидентификации; на низком уровне сформированности социальной идентичности -4 (13%)-учащийся не может контактировать со сверстниками, низкая самооценка, по методикам выявлены низкие показатели.

Исходя из данных диагностики, была проведена коррекционная работа с подростками, которая включала  цикл групповых занятий ,проводившихся с элементами тренинга. В общем было 13 встреч, каждое занятие рассчитано на 1-2 академических часа, частота проведения – 3 раза в неделю. Реализация цикла занятий осуществлялась в  течение 1 месяца. По каждой неделе была своя тематика. Сначала некоторые дети неохотно шли на контакт, но спустя несколько занятий их заинтересовала работа, что благоприятно повлияло на них. Учащиеся стали более открыты и общительны и с удовольствием пошли на контакт.

По данным проведенной диагностики и коррекционной программы можно сделать вывод, что у большей части подростков класса сформирована адекватная самооценка, выявлена повышенная потребность в самоутверждении. Кроме того, сформировалась способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций,что способствует развитию самоидентификации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - педагогическая деятельность по профилактике табакокурения среди подростков

Данный материал раскрывает поэтапную работу среди подростков по профилактике табакокурения.(презентация)...

Виртуальное общение подростков - современный вид коммуникации или социальная ограниченность.

Работа предназначена для беседы с родителями на тему: "Виртуальное общение - современный вид коммуникации или социальная ограниченность"...

Индивидуальная коррекционная программа социально- педагогической реабилитации подростка к обучению в школе "Подросток"

Разработка данной программы продиктована возникшей проблемной ситуацией в школе, связанной с правонарушениями подростка, отбывавшего наказание в ЦВИЦикл коррекционных занятий, направлен на реабилитаци...

Интегрированный урок с использованием герменевтических методов по предметам естественно-научного и социально-гуманитарного циклов. Тема урока: русский язык «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам», окружающий мир «Водоём и его обитатели"

Освоение на практике технологии создания исследовательской работы по предметам социально-гуманитарного и естественно-научных циклов. 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Программа Сетевой научно- практической конференции с образовательным компонентом Становление субъектности подростков и молодёжи в системной организации профилактической работы.

В апреле 2014 года прошла Окружная научно-практическая конференция по теме "Профилактика приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках разв...

Влияние социальной рекламы на подростков

Научная работа обучающегося на основе опроса...