Интегрированный урок с использованием герменевтических методов по предметам естественно-научного и социально-гуманитарного циклов. Тема урока: русский язык «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам», окружающий мир «Водоём и его обитатели"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Самойлова Алёна Николаевна

Освоение на практике технологии создания исследовательской работы по предметам социально-гуманитарного и естественно-научных циклов. 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл germenevt_konspekt1.odt18.32 КБ

Предварительный просмотр:


 Интегрированный урок с использованием герменевтических методов по предметам естественно-научного и социально-гуманитарного циклов.

Автор: Самойлова Алёна Николаевна

Образовательное учреждение: г. Волгоград, МОУ СОШ №118

Предмет:  русский язык, окружающий мир

Класс: 2

Структура урока:

  1. Сообщение о виде деятельности, пробуждение интереса — 2 мин.
  1. Повторение исходной информации (теоретических знаний) — 2 мин.

     3. Распределение учеников на группы (команда с лидером). Сообщение     (повторение) правил сотрудничества — 2 мин.

     4. Непосредственная работа — 7 мин.

     5. Представление результата работы членами  групп — 5 мин.

      6. Обсуждение соответствия текста законам природы — 7 мин.

      7. Физминутка с действиями — 1 мин.

      8. Исследовательская работа — 4 мин.

      9. Работа в группах с элементами коллективной работы- 8 мин.

      10. Словарная работа — 2 мин.

      11. Рефлексия — 5 мин.

Тема урока: русский язык (развитие речи) «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам», окружающий мир «Водоём и его обитатели».

Цель: освоить на практике технологию создания исследовательской работы по предметам социально-гуманитарного и естественно-научных циклов; повышение уровня знаний.

Задачи:

  • образовательные:

      -   закреплять умение работать с текстом, осмысление его смысловой                   целостности;

  • научить составлять текст по заголовку и ключевым словам, рисование картины словами;
  • понимание текста, чуткое отношение к его сигналам;
  • готовить к работе над планом текста.

      * развивающие:

- развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;

- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания; прогнозирование результатов работы;

- развивать умение пользоваться знаниями, полученными ранее;
- активизация познавательной деятельности.

       * воспитывающие:

- воспитывать  в детях отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других, умение и стремление выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку, речевой культуре.

Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, таблица «Помоги Незнайке и Мурзику».

                                                 Ход урока

    1.Сообщение о виде деятельности, пробуждение интереса.

Сегодня на уроке будем учиться составлять текст по заголовку и ключевым словам.

Что такое ключевое слово?
Найти ответ на этот вопрос нам поможет наш помощник — интернет.

Задание: «Слово (словосочетание) рассказывает»
Один из уч-ся через поисковую систему Яндекс находит ответ: «КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО — слово (словосочетание) ..., которое  может служить ключом при поиске информации.

    2. Повторение исходной информации (теоретических знаний).

Какую работу с тестом вы выполняли на прошлом уроке? (Придумывали начало текста, озаглавливали его; записывали одним предложением основную мысль каждого абзаца.)
Можно ли сказать, что получался небольшой текст из этих предложений?

Как вы думаете, можно ли по заголовку и ключевым словам каждого абзаца сказать, о чём будет рассказано в тексте?

Каков ваш прогноз?

Задание: «Слово  рассказывает»

Обратимся к поисковой системе Яндекс: «ПРОГНОЗ - предсказание будущего, ...модель будущего события)

Узнаем, чьи прогнозы подтвердятся.

  1. Распределение учеников на группы (команда с лидером). Сообщение (повторение) правил сотрудничества.
  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

4. Непосредственная работа.

Ученики читают текст упр.1, обсуждают ответы на вопросы, формулируют основную мысль текста (лидер каждой группы записывает предложения на доске).

Из предложенных вариантов каждая группа  выделяет слово, которое передаёт основную мысль текста.

Заглавие и основная мысль текста связаны по смыслу.
Ребята, для выделения ключевого слова абзаца необходимо обращать внимание на сигналы теста.
Ученик выразительно читает первый абзац.
Какие сигналы текста вы выделили? (описание внешнего вида птенца и действий с ним)

Какое по вашему мнению ключевое слово первого абзаца? (птенец)

Аналогично проводится работа в группах по выделению ключевого слова каждого абзаца (учитель наблюдает за работой в группах).
Вариант ответа: 1) птенец; 2)спасатели (щеглы); 3)свобода; 4)увели.

Заглавие текста, ключевое слово всего текста и ключевые слова абзацев записываются лидерами каждой группы на доске с последующим списыванием ключевых слов в тетради.

         5. Представление результата работы членами  групп.

Вариант ответа: 1) птенец; 2)спасатели (щеглы); 3)свобода; 4)увели.

Заглавие текста, ключевое слово всего текста и ключевые слова абзацев записываются лидерами каждой группы на доске с последующим списыванием ключевых слов в тетради.
   
   «Кадры диафильмов»  (дополнительное задание каждой группе).

По ключевым словам текста и абзацев нарисовать словами картину, как кадры диафильмов, т.е. восстановить исходный текст. (4 абзаца — 4 кадра, по 2 на группу).
       
6. Обсуждение соответствия текста законам природы.

О каких птицах шла речь в тексте? (о щеглах)
На уроках по предмету «Окружающий мир» вы уже знакомились с птицами и их голосами.

Сейчас с рассказом о щегле (как он выглядит, чем питается и где живёт) выступит ученик. Слушая его, вам необходимо подумать: верно ли автор текста описал птицу, её повадки. Согласны ли вы с ним или можете в чём-то поспорить?

Уч-ся рассказывает о птице. Звучит фонограмма птичьего голоса.
Дальнейшее обсуждение, высказывание мнений.

         7. Физминутка с действиями.

Гнездо на ветке — птичий дом,

Вчера птенец родился в нём.

Ты птичий дом не разоряй

 И никому не позволяй!

          8. Исследовательская работа.

На уроках «Окружающего мира» говорим не только об обитателях лесов, полей, но и об обитателях водоёмов.

Вы уже знаете, что река — это пресный водоём.
Как понимаете слово «пресный»?

Задание: «Слово  рассказывает»

Обратимся к поисковой системе интернета. («Лишенный определенного, резко ощущаемого вкуса вследствие отсутствия или недостатка соли.»)

Найдите антоним к слову «пресный».

Работа по таблице «Помоги Незнайке и Мурзику».

На картинке пресноводные и морские виды рыб (дельфин, акула, карась, сом, щука и др.)

Мурзик хочет полакомиться пресноводной рыбкой. Надо помочь Незнайке определить, какая рыба придётся по вкусу Мурзику.

         9. Работа в группах с элементами коллективной работы.

В упр.2 текст озаглавлен «Рыбаки». Соответствует ли основная мысль текста («Ребята пошли ловить рыбу, но вместо этого стали купаться и мешать другим рыбакам») его заглавию - «Рыбаки»?

Здесь заголовок скорее ироничный, насмешливый.

Перед вами стоит задача: по ключевым словам абзацев и названию придумать текст, как бы нарисовать словами картину на «мысленном экране» (воображать можно картины, звуки, действия, изменения настроения...).

Коллективная работа по ключевому слову первого абзаца.

Ключевое слово первого абзаца — собираться.

Что собирались делать ребята? (Обсуждаются и сравниваются все варианты , например, готовились к рыбалке)

Главное — соответствие основной мысли (ключевому слову).

Учитель прописывает вариант текста на доске.

Создание текста по ключевым словам 2-го и 3-го абзацев с записью лидерами групп на доске.
Обсуждение результатов работы.

Если позволяет время, ученики списывают текст с доски.

        10. Словарная работа.

Записать слово вчера, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Составить несколько предложений с этим словом, записать их в рабочие тетради.   

         11. Рефлексия.

Что нового узнали сегодня на уроке о мире, птицах, рыбах?

А теперь обсудим, подтвердился ли чей-то прогноз по вопросу: можно ли по заголовку и ключевым словам каждого абзаца сказать, о чём будет рассказано в тексте?

На доске нарисованы гребни вздымающихся волн  «Итог обучения составлению текста по заголовку и ключевым словам».  Схематически обусловим: нижняя волна — отметка «3» с фигуркой карася, средняя - «4» с изображением щуки, верхняя - «5» с дельфином.  Отметки закрыты.

Дети выбирают нарисованные фигурки рыб для оценки своей познавательной деятельности:

карась — я понял, но не всё,
щука — правильно ли я понял?
дельфин — всё понятно.

Самостоятельно закрепляют фигурки рыб магнитами на определённой волне. Затем учитель раскрывает отметки. Уч-ся осмысливают итоги своей познавательной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по теме «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам»

Предмет  Русский языкУМК «ШколаРоссии»Тема урока «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам»Тип урока применение знаний и уменийДидактическая цель урока созда...

Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст" (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Учимся составлять текст»Цели деятельности учителя: формирование умений работы с составлением текста; развитие умения определять основную мысль текста и его абзацев, а также озаглавл...

Конспект урока русского языка «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам» (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам»Цели деятельности учителя: формирование умения составлять текст по заголовку и ключевым словам текста и абзацев; развитие умен...

Конспект урока русского языка «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам».Цели деятельности учителя: закрепление знаний о понятии «заголовок»; формирование знаний о понятии «ключево...

Технологическая карта урока по русскому языку "Учимся составлять текст. Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам" (2 класс, УМК "Школа XXI века)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о понятии «заголовок», «ключевое слово».За...

Технологическая карта урока русского языка "Учимся составлять текст из абзацев" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель деятельности учителя:закрепление понятия «абзац», формирование представления о составлении текста из абзацев.Задачи урока:Дидактические:1) вспомнить, что такое «текст» и ...