Конспект урока по теме «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Предмет  Русский язык

УМК «ШколаРоссии»

Тема урока «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам»

Тип урока применение знаний и умений

Дидактическая цель урока создать благоприятные условия для обобщения знаний учащихся о тексте и его основных признаках, закрепления понятий «текст», «заголовок», «ключевые слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

        Технологическая карта урока

Учитель Дядюра Ирина Анатольевна

Место проведения: МБОУ СОШ №10 класс 2 «Б»

Предмет  Русский язык

УМК «ШколаРоссии»

Тема урока «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам»

Тип урока применение знаний и умений

Дидактическая цель урока создать благоприятные условия для обобщения знаний учащихся о тексте и его основных признаках, закрепления понятий «текст», «заголовок», «ключевые слова»

Задачи урока:

-обучающая закреплять умения работать с текстом, учиться кратко излагать текст ,выделяя ключевые слова , составлять текст с предложенным заголовком и ключевым словам.

-развивающая развивать навыки устной речи, развивать мышление , воображение , культуру речи

-воспитательная воспитывать любовь к родному языку , уважительное отношение к природе, что нельзя вторгаться в мир живой природы, воспитывать человечность и доброту.

Планируемые результаты:
-Личностные
создать благоприятную атмосферу , для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание и стремление к учебе
-Метапредметные
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме , развивать устную речь , слушать и понимать других,
-Предметные
формировать умение составлять текст по заголовку и ключевым словам ,составлять план текста , пересказывать текс по памяти и ключевым словам

Этап урока

Время

Формируемые УУД

Действия учителя

Действия учащихся

Оборудование

Организация начала урока

1 мин

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе, и следовать им.

-Ребята ,здравствуйте !Меня зовут Александра Александровна , сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко – сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.  

Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкой я слежу.

На «отлично» напишу!

Здороваются, настраиваются на урок .

Актуализация знаний

5 мин

Использовать знаково-символические средства, планировать свои действия в соответствие  с поставленной задачей, договариваться и проходить к общему решению в совместной деятельности. Оказывать в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь.

- Отступаем две строки вниз, записываем число , «Классная работа».

Начнем наш урок с минутки чистописания . Сегодня у нас в гостях буквы В и Д.

Вв    Дд

 во ве  вя  дя  од  ед

Володя налил воду в ведро.

На следующей строке пишем слово «Словарь» , ставим двоеточие . Но чтобы узнать какие слова мы будем записывать ,вам надо отгадать загадки. Только ответы я буду принимать у тех, кто не выкрикивает с места. Начнем, первая загадка :

- Его главнее в школе нет,

Есть у него свой кабинет.

Он знает всех учеников,

Всегда помочь всем он готов.

-Молодцы, кто выйдет и запишет это слово у доски?

- Давайте откроем свои толковые словари и найдем значение этого слова.

-Слушайте следующую загадку:

Не поет она - стрекочет,
Обратить вниманье хочет.
Меньше, чем вороны рост,
Очень длинный черный хвост,
В черном вся, но белобока,
Это модница - ...

- Верно, записываем.

-В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка…

- Какое слово мы записываем? Какие вы все молодцы, записываем. Не забываем про выделение орфограмм  и обязательно ставим ударение.

-С ним мы в игры поиграем,
С ним мы тексты набираем,
Он оформит их красиво
И разложит по архивам.
Он работу нам облегчит,
Связь мгновенно обеспечит.
Он рисует и поет,
В Интернет с собой ведет.
Друг что надо! Просто супер!
Персональный наш…

- Стоят парты наши в ряд, за ними дети сидят , комната большая, как ее называют?

-В него кладу я карандаш,

И ручек пару в самый раз,

Линейку  циркуль все собрал!

Скажите , что это?

-  Молодцы , слушайте следующую.

Ствол белеет .

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

- Давайте найдем толкование этого слова , в толковом словаре .

Записывают число, Классная работа.

Выполняют чистописание. Производят разбор предложение                       ( выделение подлежащего и сказуемого), определение части речи .

- Директор.

Один ребенок записывает у доски , все остальные в тетрадях ставя ударение и выделяя орфограммы.

Дети читают значения слова про себя , потом один ученик читает вслух.

- Сорока.

-Мороз.

-Мороз.

- Компьютер!

- Класс.

- Пенал.

-Берёза.

Дети открывают словарь, который находится в конце учебника , читают сначала про себя, потом один вслух.

Подготовка к основному этапу

4 мин

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности . Оценивать правильность выполнения действий  на уровне адекватной ретроспективной оценки .

Ребята , у вас на столах лежат специально заготовленные чисты листы. Вам надо самостоятельно определить, верно или неверно то или иное высказывание. Я буду вам читать , а вы внимательно слушайте. Если вы считаете , что верно, то ставите  «+», если же не верно , то   «-».

1.Текст состоит из предложений. +

2.Текст- это 2 или несколько предложений, не связанных между собой по смыслу.  –

3. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.–

4. К тексту нельзя придумать заглавие. -          

5. В заголовке заключенная основная мысль текста +  

6. В каждом абзаце текста можно выделить ключевые слова. +

Выполняем ,  а потом все вместе проверяем.              

- Как думаете , какая же сегодня будет тема урока?

Выполняют задание самостоятельно , затем обмениваются друг с другом работами и проверяют вместе с учителем.

- Мы будем продолжать работу с текстом.

Слайд презентации

Физминутка

1 мин

Давайте разомнем наши пальчики , сейчас нам предстоит трудная работа. Выполняют пальчиковую физминутку.

Выполняют упражнения.

Основной этап

14 мин

Учебно-позновательный интерес , строить логические рассуждения и речевые высказывание в устной форме.

Формулировать собственное мнение и позицию . в сотрудничестве с  учителем ставит новые учебные цели.

Открываем свои учебники на странице 93 , читаем первое упражнение.

Упражнение 1. Прочитай текст. Найди ключевое (главное) слово всего текста. Запиши его. Найди ключевые слова каждого абзаца. Запиши их. Можно ли по заголовку и ключевым словам каждого абзаца сказать, о чем текст?

Увели.

Мы поймали птенца. Птенец был крохотный, с желтыми крылышками в желтых полосках и красной головкой. Посадили мы его в коробку и затянули марлей. Коробку поставили в сторонку под куст.

Вдруг под кустом началась суматоха. Налетела целая стая взрослых щеглов. Штук десять. Кинулись они к коробке и стали проклевывать марлю. Птенец помогал снизу, пробивая марлю, как скорлупку яйца. Мы решили не вмешиваться.

Наконец в марле была проклевана большая дыра. Птенец с писком вывалился наружу. Переваливаясь, он заковылял в кусты. Сзади, спереди, с боков и сверху его сопровождали птицы.

Ай да щеглы! Увели!

(По Ю. Александрову)

- Прочитайте текст.

- Сформулируйте основную мысль текста.   (Предложение записываются на доске).

 (Среди вариантов выбирается и корректируется тот, который будет принят всем классом как наилучший).

- Сколько всего абзацев содержит текст ?

- Давайте составим план текста.

Пишем упражнение №1. На следующей строке, по середине пишем заголовок текста «Увели».

На следующей строке пишем «План! И ставим двоеточие.

- Давайте еще раз прочтем первый абзац.

- Какая главная мысль в этом абзаце?

- Можем ли мы ключевым словом или высказыванием передать мысль этого абзаца?

- Каким ?

- Давайте запишем это в первую часть нашего плана.

- Читаем второй абзац.

- Какая главная мысль этого абзаца?

- Прекрасно, давайте запишем это высказывание в наш план текста.

- Читаем третий абзац. Какая здесь главная мысль?

- Правильно, давайте запишем одним словом «Свобода».

- И наконец четвертый абзац. Какая здесь основная мысль?

- Молодцы , а можно ли записать  в наш план так : «Ай да щеглы!»

- Записываем.

-  Кто может пересказать  текст с закрытой книгой  по ключевым словам?

1.Поймали птенца и посадили в коробку.

2.Спасение птенца.

3.Свобода.

4.Ай да щеглы!

Один ученик читает задание вслух, другой читает текст.

 -Как взрослые щеглы спасали птенца из неволи.

- Четыре.

- Записывают . Упражнение №1.

Увели.

План:

- Один ученик читает вслух.

- То, что ребята поймали птенца и посадили его в коробку.

-Да.

- Поймали птенца и посадили в коробку.

Один ученик выходит записывать у доски .

- Один ребенок читают вслух, другие про себя.

- Спасение птенца.

- Птенец на свободе.

- Щеглы увели птенца.

- Да!

- Один ученик пересказывает текст.

Физ.минутка

1 мин

Вы ,наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики  потопали,

Девочки похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем .

Открываем , поморгаем

И работать начинаем.

Выполняют упражнения,  присаживаются на места.

Слайд презентации

Подведение итогов занятия.

2 мин

Развивать мастерство устной речи . договариваться и приходить к общему мнению.

Ребята , я буду читать вам высказывания , а вы должны его продолжить.

Текст имеет…

В тексте всегда есть …

Текст можно…

Текст можно разделить на…

Предложения и части текста…  

Дети продолжают предложения.

слайд презентации

Рефлексию

1 мин

Дают адекватную оценку своим действиям и достижениям , адекватно судят о причинах своего успеха( неуспеха) в учении.

-Оцените свою работу на уроке.

Производят самооценку своим действиям.

Слайд презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс

В данном материале представлен конспект урока по обучению тексту-описанию. Условно обучение описанию можно разделить на 2 периода. Первый - это до введения понятия "имя прилагательное". Второй - это п...

Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Интегрированный урок с использованием герменевтических методов по предметам естественно-научного и социально-гуманитарного циклов. Тема урока: русский язык «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам», окружающий мир «Водоём и его обитатели"

Освоение на практике технологии создания исследовательской работы по предметам социально-гуманитарного и естественно-научных циклов. 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст" (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Учимся составлять текст»Цели деятельности учителя: формирование умений работы с составлением текста; развитие умения определять основную мысль текста и его абзацев, а также озаглавл...

Конспект урока русского языка «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам» (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам»Цели деятельности учителя: формирование умения составлять текст по заголовку и ключевым словам текста и абзацев; развитие умен...

Конспект урока русского языка «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам».Цели деятельности учителя: закрепление знаний о понятии «заголовок»; формирование знаний о понятии «ключево...

Технологическая карта урока по русскому языку "Учимся составлять текст. Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам" (2 класс, УМК "Школа XXI века)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о понятии «заголовок», «ключевое слово».За...