Главные вкладки

    Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    В данном материале представлен конспект урока по обучению тексту-описанию. Условно обучение описанию можно разделить на 2 периода. Первый - это до введения понятия "имя прилагательное". Второй - это после введения понятия. 

    Я представляю конспект по теме "Овощи - Фрукты", здесь проводится обучение составлению текста-описания по конкретной схеме.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс

    Цель: научить составлять текст-описание по предложенной схеме.

    Задачи:

    •        обогащение словаря по теме;

    •        обучение составлению рассказа-описания по схеме и сравнению двух предметов;

    •        развитие зрительного и слухового внимания;

    •        развитие памяти и логического мышления.

    Материалы: картинки с изображением овощей и фруктов или их муляжи.

    Ход занятия

    Организационный момент:

    Объясняем детям правила поведения на занятии, включаем в работу.

    Работа над речевым материалом:

    Повторение темы: «Овощи - Фрукты». Педагог показывает и называет предметные картинки с изображением овощей-фруктов или же муляжи. Дети или сам учитель называют предмет и его основные свойства. Например, «это помидор, он круглый и красный».

    Работа над лексико-грамматическим строем речи:

    Дидактическая игра «Угадай, про что я говорю»:

    Учитель на доске размещает несколько картинок с изображением овощей (яблоко, тыква, лук, огурец).

    Учитель: Я буду сейчас вам описывать один конкретный предмет, а вы постараетесь отгадать, что это.

    - Это сочное, спелое, круглое красное.

    Дети: Это яблоко!

    Учитель: Правильно.

    А теперь подумайте, что именно вам помогло дать правильный ответ, а не выбрать, например, лук или тыкву? А помогло вам то, что я очень подробно описал вам признаки предмета – и вкус и форму и цвет. Правильно?

    Дети: Да.

    Учитель: А что именно вам помогло? Как вы думаете?

    Дети: То, что это сочное и красное. Так как «круглое» и тыква и лук.

    Учитель: Молодцы. Значит, вы понимаете, что предметы могут отличаться по какому-то одному признаку, а могут и по нескольким. И чтобы нам описать предмет так, чтобы всем стало понятно, надо постараться выделить как можно больше признаков. Да.

    Дети: Конечно!

    Учитель: Значит, мы научились отличать фрукты и овощи по признакам. А все наши признаки отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?».

    Составление описаний по картинке:

    Учитель: А теперь вы попробуйте выделить два-три признака фрукта или овоща. Учтите, что предметы могут еще различаться и по размеру (большой или маленький) и по структуре (мягкий или твердый), а также по запаху.

    Вот первая карточка, что на ней изображено?

    Дети: Это морковь!

    Учитель: Правильно, а теперь назовите мне ее отличительные черты, какая она?

    Дети: овальная, оранжевая, сладкая, полезная.

    Учитель: Отлично! А теперь, что я вам показываю?

    Дети: Это огурец, он зеленый и овальный.

    Учитель: Вы все правильно сделали и научились выделять главные признаки.

    Сравнение двух предметов: (составление текста-описания по схеме)

    Учитель: Отлично, но ведь мы можем не только описывать предметы, но и сравнивать их.

    Давайте попробуем описать две картинки, сначала по очереди, а потом сравним, что получилось. Чтобы было проще, мы будем пользоваться схемой:

    1. Что это (фрукт/овощ)? И название.
    2. Какой формы?
    3. Какого размера?
    4. Какого цвета?
    5. Какой на вкус?

    Учитель: Вот первая картинка. Что мы видим (на картинке большое желтое яблоко).

    Дети: Это яблоко. Это фрукт. Оно круглое, большое, желтое и вкусное.

    Учитель: Отлично, а вот вторая картинка (маленькое зеленое яблоко).

    Дети: Это тоже яблоко, это фрукт, оно маленькое, зеленое и сладкое.

    Учитель: У нас получились два рассказа, оба про яблоки. Но чем-то все же отличаются? Чем именно, по каким параметрам наши фрукты разные?

    Дети: Они разные по форме и по цвету. А в остальном они похожи.

    Учитель: Правильно, все молодцы!

    Итог занятия:

    «Что мы сегодня научились делать?»  (Ответ детей – выделять признаки предметов и сравнивать разные предметы по этим признакам).

    Молодцы, вы все отлично поработали!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по развитию речи на тему "Дорожные знаки"

    Конспект урока по развитию речи может быть использован на уроках окружающего мира или развития речи в начальной школе....

    Развёрнутый конспект урока по русскому языку на тему «Строчная буква э » В 1 классе

    Цели урока: Образовательные: 1. Создать условия для формирования понятия «Письмо строчной буквы э» 2. Совершенствовать технику письма. 3.Отрабатывать навык письма слов с изученными...

    Конспект урока по развитию речи на тему:"Зима в лесу" в 3 классе

    Конспект урока по развитию речи для учащихся 3 класса с нарушением слуха по теме "Зима в лесу"...

    Конспект урока по развитию речи на тему: "Времена года: осень"

    Данный конспект направлен на развитие речи детей, коррекцию зрительной памяти и воспитание эмоциональной адекватности поведения на уроке....

    Конспект урока по развитию речи на тему «Сочинение-описание»

    Конспект урока по развитию речи на тему «Сочинение-описание»...

    Конспект урока по развитию речи на тему: «Устное изложение: В. Бианки «Белка в лодке» 2 класс

    Технологическая карта урока Тема урока: «Устное изложение: В. Бианки «Белка в лодке»Цель урока: ·        Научить делить текст на части;·...

    Конспект урока по развитию речи на тему: «Изложение текста по опорным словам «Храбрый утенок» (по Б. Житкову)»

    Конспект урокапо развитию речина тему: «Изложение текста по опорным словам «Храбрый утенок» (по Б. Житкову)»...