Математические представления
рабочая программа (2 класс)

Смирнова Нина Валентиновна

Математические представления. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Математические представления22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю»                                                                                                                         «Согласовано»

Директор школы: ____________ .           Зам. директора по УВР: ___________

Приказ №___ от       ______________                               Протокол __   от _____________

Тверская область

Селижаровский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

     Большекошинская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа по предмету

«Математические представления»

(2 класс)

                                                Составитель: Смирнова Н.В.

2019

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Математические представления» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся (воспитанников) с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), авторской программы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М.Бгажноковой.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трѐх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать        необходимое количество        продуктов        для        приготовления        блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Задачи:

1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Примерная        программа        построена        на        основе        следующих  разделов:        «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления», «Количественные представления», «Представления о форме».

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, и многое другое.

В учебном плане предмет представлен с 1  по  13  год обучения с примерным расчетом по 2 часа в неделю (13-й год – 1 раз в неделю). Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.

Содержание программы

Представления о величине.

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.

Пространственные представления.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу-вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение месторасположения предметов в ряду.

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту.

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств  («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3. Определение места числа (от 1 до 3) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 3. Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 3.

Представление о форме.

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической    фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг).

Планируемые результаты освоения учебного курса

Минимальный уровень

  • Умение различать предметы по форме, величине.
  • Умение ориентироваться в схеме тела
  • Умение различать множества (один – много).
  • Умение различать части суток.
  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов.
  • Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

Базовый уровень

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.
  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой (в пределах 3-х).
  • Умение пересчитывать предметы в пределах 3-х.

Календарно-тематический план

Тема урока

Кол-во часов

1

Большой - маленький

1

2

Большой - маленький

1

3

Широкий- узкий

1

4

Широкий-узкий

1

5

Длинный-короткий

1

6

Длинный - короткий

1

7

Высокий-низкий

1

8

Высокий -  низкий

1

9

Тяжелый – легкий

1

10

Тяжелый – легкий

1

11

Толстый – тонкий

1

12

Толстый - тонкий

1

13

Глубокий-мелкий

1

14

Глубокий-мелкий

1

15

Мало, много.

1

16

Несколько, немного.

1

17

Изменение количества предметов.

1

18

Сравнение количества предметов

1

19

Времена года

1

20

Времена года

1

21

Сутки

1

22

Сутки

1

23

Неделя

1

24

Неделя

1

25

Рано, поздно

1

26

Рано, поздно

1

27

Вверху-внизу

1

28

Вверху-внизу

1

29

Впереди, сзади.

1

30

 Впереди, сзади.

1

31

Правая (левая) рука (нога, сторона тела)

1

32

Правая (левая) рука (нога, сторона тела)

1

33

Справа, слева

1

34

Справа, слева

1

35

Вверху, внизу, в середине

1

36

Вверху, внизу, в середине

1

37

Первый – последний

1

38

Первый – последний

1

39

Перед, после, между.

1

40

Перед, после, между.

1

41

Месторасположение предметов в ряду

1

42

Узнавание и выделение цифры 1

1

43

Конструирование цифры 1

1

44

Прорисовывание цифры 1 по трафарету, по точкам

1

45

Узнавание и выделение цифры 2

1

46

Соотнесение количества предметов с числом

1

47

Конструирование цифры 2

1

48

Прорисовывание цифры 2 по трафарету, по точкам

1

49

Прорисовывание цифры 2 по трафарету, по точкам

1

50

Написание цифр 1,2 самостоятельно

1

51

Узнавание и выделение цифры 3

1

52

Различение геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг

1

53

Треугольник

1

54

Квадрат

1

55

Круг

1

56

Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой

1

57

Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой

1

58

Штриховка геометрической    фигуры (треугольник, квадрат, круг)

1

59

Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг) по шаблону

1

60

Повторение изученного

1

61

Повторение изученного

1

62

Повторение пройденного материала

1

63

Повторение пройденного материала

1

64

Повторение пройденного материала

1

65

Повторение пройденного материала

1

66

Повторение пройденного материала

1

67

Повторение пройденного материала

1

68

Повторение пройденного материала

1

Материально-техническое обеспечение предмета включает:

  • Ноутбук, проектор, колонки
  • Счетные палочки
  • Счетный материал
  • Геометрические фигуры разных размеров
  • Линейка-трафарет
  • Лента цифр
  • Раздаточный материал
  • Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10)
  • Мозаики
  • Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов
  • Карточки с изображением цифр.

Литература:

  • Прописи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование". Тема: "Представления о величине: большой, маленький, средний"

Материал будет интересен специалистам, работающим с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития....

Методическая разработка конкурса «Математический Петербург» по предметам «Математические представления и конструирование», «Наш город» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Разрабатывая этот Конкурс, мы преследовали цель: создание условий для обучающихся с умеренной умственной отсталостью возможности показать достижения в освоении учебных предметов «Математические предст...

Урок-занятие по предмету: математические представления и конструирование. Тема:"Формирование представлений о геометрической форме".

Тип урока: Комбинированный урокФорма урока: урок-занятие  Цели: Обучающая цель: Формировать представления о квадрате, круге, треугольнике и умение отличать друг от друга эти геометрические фигуры...

Математические представления "Пространственные представления"

quot;Пространственные представления: внутри, снаружи, в, рядом, около"...

Конспект урока Математические представления ТЕМА: Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Быстро – медленно.

Цель: Формировать временные представленияЗадачи:Познакомить с временным понятием: быстро, медленноСовершенствовать знания о частях суток: утро, день, вечер, ночь.Учить определять временные отноше...

Конспект урока по предмету: Математические представления и конструирование на тему: «Представления о форме (круг, шар)».

Конспект урока по предмету: Математические представления и конструирование для   обучающихся по АООП НОО для учащихся с ТМНР (вариант 6.4)  Тема: «Представления о форме (круг, шар...

Презентация к уроку по предмету "Математические представления". 1 класс Коррекционной школы. Тема: "Представление о форме "Шар".

С помощью презентации сформировать представления о свойствах геометрического тела «Шар»....