СИПР 2 тип
рабочая программа (2 класс)

Смирнова Нина Валентиновна

Специальная индивидуальная программа развития 2 тип

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СИПР 2 тип35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

  Большекошинская средняя общеобразовательная школа

Программа рассмотрена          Согласовано с родителями                 Утверждаю

на заседании ПМПК                                                                                 Директор школы Большекошинской сш      _________/__________________              

Протокол №                                                                                      

«___» _________ 2019 г        «___»______________2019г.             «___» _______2019 г.

Специальная индивидуальная

программа развития обучающегося с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Ф.И. обучающегося:

2 класс

                     

                                                       Ответственный за реализацию    СИПР:  

                                                    Смирнова Н.В., учитель начальных классов

                                                                2019

 Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе

адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР, с учетом его особых образовательных потребностей

во 2  классе МОУ Большекошинской средней общеобразовательной школы (обучение на дому).

Нормативные документы:

- Конституция Российской Федерации (ст.43).

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации

- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599.

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”.

- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

-Постановление от 21 октября 2014года №530-пп О порядке регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей- инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях и признании утратившим силу Постановления Администрации Тверской области от 11.03.2009 №67-ПА. 

Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года

I. Общие сведения о ребенке.

Анкетные данные:        

  Сведения о семье:

II.  Сведения о состоянии здоровья:

По заключению ЦПМПК у Насти недоразвитие психических процессов (выраженное). Системное недоразвитие речи тяжёлой степени.

Познавательная деятельность резко снижена. Является ребенком с ОВЗ.

Основные двигательные навыки сформированы. Девочка подвижная. Имеются нарушения координации движений. Слабо развита моторика рук. Предположительно, состояние слуха соответствует норме. Реагирует на звуки.

Реагирует на запахи. Полученный предмет сначала нюхает. Запах пластилина не понравился и она его сразу отложила.  Удерживает вложенный в руку предмет, например, ручку. Пытается рисовать, при этом не обращая внимание на выполняемые действия.  Взгляд на предмете фиксирует несколько секунд.

 Эмоциональное состояние ребенка устойчивое. Девочка спокойна. Частично понимает обращенную речь, соотносит себя с именем, эмоционально реагирует на интонацию говорящего с ним: улыбается. Радуется приходу учителя и огорчается уходу. Характерно полное отсутствие словесных средств общения. Ей нравится, когда окружающие взаимодействуют с ней: тактильные прикосновения, игры-взаимодействия. Активная речь не развита.

Умеет пользоваться горшком. Во время приема пищи, одевания, раздевания, умывания требуется помощь взрослого.

Требуются постоянный контроль и частичная эпизодическая помощь.

Недельный учебный план АООП (вариант 2)
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1 (дополнительный) – 4 классы

Предметные области

Классы

Учебные

предметы

Количество часов в неделю

Всего

I доп.

I

II

III

IV

I. Обязательная часть

1. Язык и речевая практика

1.1 Речь и альтернативная коммуникация

3

3

3

2

2

13

2. Математика

2.1.Математические представления

2

2

2

2

2

10

3. Окружающий мир

3.1 Окружающий природный  мир

2

2

2

2

2

10

3.2 Человек

3

3

3

2

2

13

3.3 Домоводство

-

-

-

3

3

6

3.4. Окружающий социальный мир

1

1

1

2

2

7

4. Искусство

4.1 Музыка и движение

2

2

2

2

2

10

4.2 Изобразительная деятельность

3

3

3

3

3

15

5. Физическая культура

5.1 Адаптивная физкультура

2

2

2

2

2

10

6. Технологии

6.1 Профильный труд

-

-

-

-

-

-

7. Коррекционно-развивающие занятия

2

2

2

2

2

10

Итого

20

20

20

22

22

104

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

20

20

20

22

22

104

II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Коррекционные курсы

I доп.

I

II

III

IV

Всего

  1. Предметно-практические действия

3

3

3

3

3

15

Форма обучения: очная.

Каникулярное время и продолжительность учебного года в соответствии с ФГОС 34 недели.

Расписание учебных занятий.

Понедельник

Вторник

1.Речь и альтернативная  коммуникация

2.Окружающий природный мир

3.Окружающий социальный мир

4. Изобразительная деятельность

1Математические представления

2.Человек

3.Музыка и движения

4.Адаптивная физкультура

5.Предметно-практические действия

Среда

Четверг

1.Речь и альтернативная  коммуникация.

2.Человек

3.Изобразительная деятельность

4. Предметно-практические действия

1.Математические представления

2. Окружающий природный мир

3.Музыка и движение

4. Предметно-практические действия

Пятница

Суббота

1. Речь и альтернативная  коммуникация.

2.Человек

3.Изобразительная деятельность

4. Адаптивная физкультура

.

Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не

превышает 35 минут, с перерывом 5 – 10 минут. На занятиях происходит смена видов

деятельности с целью предупреждения утомления ребенка.

Содержание образования

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из

содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для

образования Суворовой Анастасии в силу её психофизических способностей.

Предметные области (учебные предметы):

Язык и речевая практика.

Речь и альтернативная коммуникация:

Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием

средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета.

Описание возможных результатов обучения:

1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и

невербальными.

- способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и

графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм

- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом,

взглядом, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными

компьютерами и др.).

2) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего

мира, личным опытом ребенка.

- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

Математика

Математические представления

Цель: формирование начальных пространственно-временных понятий,

представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном

уровне восприятий), умения применять их в повседневной жизни в соответствии с

возможностями ребенка.

Описание возможных результатов обучения:

- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать

названный предмет, выбрав из ряда объектов;

- ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты,

помещения столовой, туалетной комнаты;

- понимание простых предлогов с пространственным значением в, на, под);

Окружающий мир

Окружающий природный мир

Цель: Развитие элементарных практических знаний об окружающем природном мире для успешной социальной реабилитации и адаптации. 

Описание возможных результатов обучения:

 представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:

опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным;

 иметь представления о временах года, характерных признаках времен года.

адекватное восприятия окружающего мира;

интерес и бережное отношение к природе,

 желание помогать в уходе за животными и растениями;

бережному отношению к своему здоровью;

Человек

Цель: Повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе

самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Описание возможных результатов обучения:

- представления о собственном теле

- распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта

- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,

отражением в зеркале

- отнесение себя к определенному полу

- умение определять «моѐ» и «не моѐ», выражать свои потребности

- формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое),

локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым

- умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук

после посещения туалета и перед едой)

- умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться с прямой помощью

взрослого, формировать навыки самостоятельного принятия пищи, умения пить из

чашки, проситься в туалет и выполнять гигиенические процедуры

- сообщать с использование средств альтернативной

коммуникации о последовательности режимных моментов.

Окружающий социальный мир

Цель: Формирование коммуникативных навыков для социализации в общество,

формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном  мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Описание возможных результатов обучения:

- адекватные манипуляции с предметами,

- по указанию взрослого формировать возможные адекватные действия с

учебными предметами,

- представление о классной комнате, столовой, туалетной комнаты и

расположенных в них предметах и объектах.

- формирование навыков приветствия со взрослым;

Искусство.

Музыка и движение

Цель: Эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и

использование приобретенного музыкального опыта в жизни.

Описание возможных результатов обучения:

- умение различать и показывать доступные ребенку простые детские

музыкальные инструменты;

- умение воспринимать музыку, эмоционально реагировать на нее;

- выполнение доступных ребенку движений под различный ритм музыки;

Изобразительная деятельность

Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям,

создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации

детской деятельности.

Формирование прослеживающей функции глаза, развитие кожно-мышечного

анализатора, тактильных ощущений, слухового, зрительного восприятия, развитие

специфических манипуляций, формирование сенсорных эталонов цвета, величины,

формы. Развитие способности фиксировать взгляд на ярких изображениях, различиях

предметов по величине, цвету, форме.

Описание возможных результатов обучения:

- формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности;

- умение использовать инструменты с прямой помощью взрослого и материалы в

процессе доступной изобразительной деятельности;

- получение положительных эмоций от изобразительной деятельности;

- формирование доступных сенсорных эталонов.

Физическая культура.

Адаптивная физкультура

Цель: Повышение двигательной активности обучающегося и обучение

использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Описание возможных результатов обучения:

- формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения по

подражанию, совместно со взрослым;

- формирование действий с мячом доступными способами с помощью взрослого;

- формирование умения ползать по ковровой дорожке, сохраняя

целенаправленность движений.

Коррекционные курсы.

Предметно-практическая деятельность:

Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и

материалами.

Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие

кожно – мышечного чувства.

Описание возможных результатов обучения:

-формирование интереса к действия с предметами;

- освоение простых действий с предметами;

- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных

действий, орудийного назначения.

- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой

основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации,

изобразительной, трудовой деятельности.

Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием программы и включает следующие задачи:

1. Формирование учебного поведения:

-направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание)

-умение выполнять инструкции педагога

-использование по назначению учебных материалов

-умение выполнять действия по образцу и по подражанию

2. Формирование умения выполнять задание:

-в течение определенного периода времени

-от начала до конца

-с заданными качественными параметрами

3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,

действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Задачи, которые ставит перед собой педагог, в ходе проведения занятий:

- Развитие и воспитание ребенка: Соблюдение четкого режима дня. Соблюдение

социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; убирать игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки) со взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, пытаться удерживать ложку и т.д.; во время занятий и игр, слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).

Нужно проводить с ребенком заранее беседу о смене ситуации. Например, вечером:

«Завтра будем играть. Сейчас посмотрим мультфильм о собачке», и т.д. Взрослый

комментирует совершаемые действия ребенку.

- Социальное развитие: Закрепление представления о себе, схеме своего тела. Учить

называть свое имя, показывать себя в зеркале, учить показывать свои вещи, игрушки,

продолжать совершенствовать представления о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. Проводить игры по типу: «Где носик, где ротик». Формировать эмоциональные способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза, обращаться жестами).

- Развитие слухового восприятия: Учить ориентироваться на звук в знакомом

пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др. Различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?». Различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто это?: - овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующую игрушку (картинку).

- Развитие понимания обращенной речи: Учить выполнять действия по словесной

инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они».

Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1 действие (Возьми

куклу).

Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные

отношения между предметами: в, на, под (Например: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди монету, она в кошельке»).

Формирование активной речи: уточнить предметный словарь (картинки - мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить с названиями новых предметов, необходимых в практических жизненных ситуациях.

Специалисты, участвующие в реализации СИПР 

Фамилия

И. О.

Пед.

стаж

Образование

Кв.

кат.

Должность

Предметы(уч.)

Курсы ПК

Год

1.

СкрипкинаИ.В.

    19

Высшее

Зам.директора по УВР

ТвГУ, ФГОС ОВЗ

2016

2.

Смирнова Н.В.

    29

Среднее

специальное

    1

Начальные классы

педагог доп.образ-я

ТвГУ, ФГОС НОО

ТвГУ, ФГОС ОВЗ

2015

2016

Функционирует психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК), обеспечивающий единую работу по социальной адаптации и реабилитации обучающихся с ОВЗ. Работа консилиума регламентируется Положением о ПМПК.

Программа сотрудничества специалистов с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий:

Задачи

Возможные мероприятия

Психологическая поддержка семьи

психокоррекционные занятия,

индивидуальные консультации

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией;

убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка;

посещение родителями уроков/занятий на дому

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

личные встречи, беседы

Условия реализации СИПР

Технологии, используемые в обучении ребенка:

-индивидуализация обучения

-игровые технологии

-информационно-компьютерные технологии

-создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка

-«пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции

тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).

Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений

(ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.

Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в

работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог совместно с ребенком применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры).

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи,

кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.

Во время занятия соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов

деятельности в ходе занятия.

Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию

сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии.

Инструкции на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.

Используется определенная структура занятия:

1) Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с

ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребѐнка).

2) Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических

жизненных ситуациях повторение погоды за окном и др.).

Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.

Повторение изученного, подача нового материала.

Двигательная гимнастика.

Итог занятия.

В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных

действий.

В ходе проведения занятий регулярно проводится логопедический массаж: общей,

мелкой и лицевой мускулатуры, сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.

Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны

сенсорного развития:

- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом

материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.)

- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о

доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма)

- задания на развитие тактильно - осязательного восприятия

- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

При оценке результативности освоения обучающимся СИПР мы применяем метод

наблюдения и метод экспертной оценки.

Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций,

внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):

Показатели самостоятельности учащегося (ПС) 

1

Действие выполняется взрослым (ребѐнок пассивен)

!

2

Действие выполняется ребѐнком:

- со значительной помощью взрослого

пп

3

с частичной помощью взрослого

п

4

по последовательной инструкции (по изображению или

вербально)

и

5

подражая или по образцу

о

6

самостоятельно

с

7

узнает объект

у

8

не всегда узнает объект

нву

9

- не узнает объект

н

Для выявления возможной результативности обучения мы учитываем ряд факторов:

- особенности текущего психического, неврологического и соматического

состояния каждого обучающегося.

- в процессе предъявления заданий используем все доступные обучающемуся

средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки,

пиктограммы, электронные ресурсы) и речевые средства - сопровождающая речь

взрослого при выполнении действий.

На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения

программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР

обучающейся.

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИПР для детей с ЗПР

специальная индивидуальная программа для детей с ЗПР...

СИПР для детей с нарушением интеллекта

специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушением интеллекта, стойким нарушеним познавательной деятельности...

СИПР для детей с ТМНР

Специальная индивидуальная программа развития для детей с ТМНР...

Методические рекомендации по взаимодействию специалистов в разработке СИПР для обучающихся осваивающих 2 вариант АООП

Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость создания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для их обучен...

СИПР

индивидуальная программа развития предназначена для учащихся с ОВЗ...

СИПР для учащегося 1 класса специальной (коррекционной) школы (2 вариант)

В данном документе представлена разработка специальной индивидуальной программы развития для учащегося 1 класса (2 вариант программы) в рамках внедрения СФГОС....