Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир"2019
рабочая программа (4 класс)

Дакаева Анастасия Руслановна

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир"2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г.Смоленска».

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №_____

от «___» августа 2019 г.       директор:____________ С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по учебной работе:

_________________

И.В. Вдовенкова

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол №__

от «__» ______ 2019 г.

РАССМОТРЕНО:

на МО учителей начальных классов и воспитателей

Протокол №  1

от «__»  __________  2019 г.

руководитель МО:__________  Л.В. Мартыненкова

Рабочая программа учебного предмета

 «Окружающий социальный мир»

для обучающихся

4 класса

на 2019/2020 учебный год

Программу составила:

Дакаева Анастасия Руслановна

учитель начальных классов

г. Смоленск

2019

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития детей с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, еѐ культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Цель обучения  формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде,  общепринятых правилах поведения.

Задачи:

  1. Формировать представления о мире, созданном руками человека.
  2. Знакомство с явлениями социальной жизни.
  3. Формировать представления об окружающих людях:

а) овладение первоначальными представлениями о социальной жизни;

б) овладение представлениями о профессиональных и социальных ролях людей.

  1. Развивать межличностные и групповые отношения.
  2. Формировать представления о стране проживания – Россия.
  3. Формировать представления об обязанностях и правах ребенка.
  4. Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком.

В связи с особенностями психического развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития практическая направленность реализуется через наглядно – практический характер, т.е. представление об окружающем социальном мире усваиваются в результате наблюдения за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами, реализуется через решение соответствующих возрасту житейских задач.

Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Программа реализуется в 4 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).

2. Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предметные результаты:

  • интерес к объектам, созданным человеком;
  • представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах;
  • умение соблюдать элементарные правила безопасности;
  • представления о деятельности и профессиях людей;
  • представления о социальных ролях людей;
  • опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • умение соблюдать правила поведения на уроках;
  • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности.

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
  • работа в коллективе (ученик – ученик);
  • слушание и понимание инструкции педагога;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • обращение за помощью и принятие помощи педагога.

Программа формирования БУД

Личностные:

  • Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • радоваться вместе с детьми;
  • подражать действиям, выполняемыми педагогом;
  • последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.

Регулятивные:

  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
  •  переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
  • последовательное выполнение нескольких заданий;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Познавательные:

  • делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;
  • Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
  • выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.

Коммуникативные:

  •  учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
  • развивать умение слушать и понимать речь других;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
  • сообщение учителю об окончании задания;
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • следить за объяснением учителя;
  • поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Содержание учебного предмета

В I полугодии – 32 часов,

во в II полугодии – 34 час,

всего – 66 часов.

Раздел

Количество часов

Раздел «Школа».

6

Раздел «Страна»

12

Раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком»

7

Раздел «Обычаи, традиции»

7

Раздел «Город»

12

Раздел «Квартира, дом»

12

Раздел «Продукты питания»

5

Раздел «Транспорт»

5

4. Календарно-тематическое планирование

по предмету «Окружающий социальный мир» в 4 «А»

п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть – 18 часов

Школа

1.

Основные сведения о себе и своей семье.

1

3.09

2.

Основные правила дорожного движения (светофор, пешеходный переход).

1

6.09

3.

Знакомство с новым классом.

1

10.09

4.

Узнавание и различение помещений школы. Знание назначений помещений. Нахождение помещений школы.

1

13.09

5.

Узнавание участков школьной территории. Знание и соблюдение правил поведения на территории школы.

1

17.09

6.

Знание и соблюдение школьного распорядка.

1

20.09

Страна

7.

Наша страна – Россия.

2

24.09

27.09

8.

Государственная символика.

2

1.10

4.10

9.

Населенные пункты нашей страны.

1

8.10

10.

Столица России – Москва.

1

11.10

11.

Основные достопримечательности.

2

15.10

18.10

12.

Города России и их достопримечательности.

2

22.10

25.10

13.

Деньги нашей страны.

2

29.10

1.11

II четверть – 14 часов

Предметы и материалы, изготовленные человеком

1.

Бумага. Свойства.

1

12.11

2.

Дерево. Свойства.

1

15.11

3.

Стекло. Свойства.

1

19.11

4.

Резина. Свойства.

1

22.11

5.

Металл. Свойства.

1

26.11

6

Ткань. Свойства.

1

29.11

7.

Пластмасса. Свойства.

1

3.12

Традиции и обычаи

8.

День Победы.

1

6.12

9.

8 марта.23 февраля.

1

10.12

10.

Масленица.

1

13.12

11.

Пасха.

1

17.12

12.

Новый год. Рождество.

3

20.12

24.12

27.12

III четверть – 18 часов

Город

1.

Наш город – Смоленск.

2

14.01

17.01

2.

Профессии вокруг нас.

4

21.01

24.01

28.01

31.01

3.

Достопримечательности нашего города.

3

4.02

7.02

11.02

4.

Правила поведения в общественных местах.

1

14.02

5.

Элементы городской инфраструктуры.

1

18.02

6.

Назначение зданий нашего города.

1

21.02

Квартира, дом

7.

Дом. Части дома.

1

3.03

8.

Типы домов.

2

6.03

10.03

9.

Места общего пользования в доме

1

13.03

10.

Лифт.

2

17.03

20.03

IV четверть – 16 часов

1.

Правила безопасности во время аварийной ситуации в доме.

2

31.03

3.04

2.

Коммунальные удобства в квартире.

4

7.04

10.04

14.04

17.04

Продукты питания

3.

Напитки.

1

21.04

4.

Молочные и рыбные продукты.

1

24.04

5.

Мясные продукты.

1

28.04

6.

Мучные изделия.

1

8.05

7.

Кондитерские изделия.

1

12.05

Транспорт

8.

Транспорт. Виды транспорта.

1

15.05

9.

Наземный транспорт.

1

19.05

10.

Воздушный и космический транспорт.

1

22.05

11.

Водный транспорт.

1

26.05

12.

Профессии людей, работающих на транспорте.

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2015-2019 учебный год УМК Школа России

Программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности...

рабочая программа по музыке 3 класс 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» направлена на постижение закономерностей возникновения и  развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его про...

Рабочая программа по математике 2 класс 2019 год

Рабочая программа по математике 2 класса с характеристикой основных видов деятельности...

Рабочая программа по русскому языку на 2019 -2020 учебный год 1 класс

Рабочая программа по русскому языку 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс...

Рабочая программа во 2 классе на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа во 2 классе на 2019 - 2020 учебный год....

Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс 2019-2020 учебный год...