Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа (3 класс)

Дакаева Анастасия Руслановна

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._programma_rech.docx246.03 КБ

Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

Рабочая программа по предмету «Речь и коммуникация» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся (воспитанников) с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), авторской программы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Программа реализуется в 3 классе для детей с умственной отсталостью.

Цель обучения– формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предметные результаты:

  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.
  • Копирование  с образца отдельных букв, слогов, слов.
  • Самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов.
  • Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.

Личностные результаты:

  • Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.
  • Владение правилами поведения в учебной ситуации.
  • Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.
  • Умение реагировать на имя, просьбу, запрет.
  • Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.

3. Основные требования к умениям учащихся

Знать

Уметь

1-уровень

  • свое ФИО,  и имя отчество учителя;
  • изученные буквы и звуки;
  • как выразить просьбу;
  • как пишутся изученные буквы;
  • как вести себя на уроке;
  • как правильно держать ручку.

 

1-й уровень

  • уметь выполнять задания по словесной инструкции;
  • называть предметы и действия соотносить их с картинками;
  • соблюдать правила речевого этикета;
  • сообщать свое имя и фамилию;
  • различать звуки на слух и в собственном произношении;
  • читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
  • писать строчные и прописные буквы;
  • списывать с рукописного и печатного текста;
  • писать на слух отдельные буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением.  

2-уровень

  • свое ФИО,  и имя отчество учителя;
  • изученные буквы и звуки;
  • как выразить просьбу;
  • как вести себя на уроке;
  • как правильно держать ручку.

2-уровень

  • уметь выполнять задания по словесной инструкции;
  • называть предметы и действия соотносить их с картинками;
  • соблюдать правила речевого этикета;
  • различать звуки на слух;
  • списывать с рукописного и печатного текста.

Программа формирования БУД

  • Создавать благоприятный социально-психологического климата во время урока;
  • умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу, подражанию;
  • умение выполнять задание от начала до конца;
  • умение выполнять задание с заданными параметрами;
  • умение самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствие с расписанием занятий, алгоритмом действий;
  • Самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов.
  • Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.

4. Содержание учебного предмета

1. Раздел «Коммуникация»

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением, поднятой рукой). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Прощание с собеседником звуком (словом предложением).

2. Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».

Понимание простых по звуковому составу слов.  Узнавание и различение имен членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет. Понимание обобщающих понятий. Понимание слов, обозначающих действие предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние и употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние и употребления простых по звуковому составу слов. Называние собственного имени. Называние имел членов семьи. Называние употребления слов обозначающих предмет. Называние обобщающих понятий. Называние и употребление слов, обозначающих число, количество предметов. Пересказ небольшого текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

3. Раздел «Чтение и письмо».

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использование элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, написание прописных букв. Списывание слов и текстов. Самостоятельная запись букв, слов и предложений. Узнавание звука в слоге, слове. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы. Называние буквы. Чтение слога, слова, предложения, текста.

В I полугодии – 48 часов,

во в II полугодии – 51 час,

всего – 99 часов.

Раздел

Количество часов

Повторение изученного материала

18

Раздел «Коммуникация»

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».

Раздел «Чтение и письмо».

(Тесно взаимосвязаны между собой)

81

Всего

99

5. Календарно-тематическое планирование предмета

«Речь и коммуникация» в 3 А классе

п/п

Содержание

Количество

часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть - 27 часов

1.

Слова – приветствия. Слова – прощания. Звук и буква А. Умение узнавать и писать букву А. Письмо букв по вспомогательным линиям.

1

4.09

2.

Звук и буква У, О. Умение узнавать и писать буквы. Чтение слогов.

1

5.09

3.

Сказка «Бегемот, который боялся прививок». Пересказ сказки по картинкам.  

1

6.09

4.

Звук и буква М, С. Умение узнавать и писать буквы. Чтение слогов и слов.

1

11.09

5.

Звук и буква Х, Ш. Умение узнавать и писать буквы. Чтение слогов и слов.

1

12.09

6.

Звук и буква Л, Ы. Умение узнавать и писать буквы. Чтение слогов и слов.

1

13.09

7.

Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией.  

1

18.09

8.

Звук и буква Н,Р. Умение узнавать и писать буквы. Чтение слогов и слов, небольших текстов.

1

19.09

9.

Звук и буква К, П. Умение узнавать и писать буквы. Чтение слогов и слов.

1

20.09

10.

Звук и буква И, Т. Умение узнавать и писать буквы. Чтение слогов и слов.

1

25.09

11.

Звук и буква З. Умение узнавать и писать буквы. Чтение слогов и слов, небольших текстов. Дифференциация з-с.

1

26.09

12.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Дети и щенок».

1

27.09

13.

Развитие фонематического слуха. Игра «Кто позвал?»

1

2.10

14.

Звук и буква В, в. Звукобуквенный анализ слов. Чтение слогов и слов. Написание строчной буквы В.

1

3.10

15.

Составление предложений по картинке. Написание заглавной буквы В.

1

4.10

16.

Чтение рассказа «Наши повара». Пересказ.

1

9.10

17.

Звук и буква Жж. Чтение слогов и слов с буквой ж. Звукобуквенный анализ слов. Написание элементов буквы ж.

1

10.10

18.

Написание строчной буквы ж. Чтение рассказов «Жук», «Оса».

1

11.10

19.

Написание заглавной буквы Ж. Составление текста по картинке. Чтение текста «Лужок».

1

16.10

20.

Правило написания сочетания «Жи-Ши». Чтение предложений слов и предложений с буквой Ж. Дифференциация ж-ш.

1

17.10

21.

Закрепление правила написания «Жи-Ши». Составление рассказа по картинке. Чтение рассказа «Хороша зима».

1

18.10

22.

Звук и буква Б,б. Звукобуквенный анализ слов. Написание строчной буквы б. Чтение слогов, слов, предложений с буквой Б.

1

23.10

23.

Написание заглавной буквы Б. Чтение рассказа «Барабан». Составление рассказа по картинке.

1

24.10

24.

Дифференциация б-п. Чтение сказки «Муха- Цокотуха». Ответ на вопросы по сказке.

1

25.10

25.

Просмотр мультфильма «Муха- Цокотуха». Пересказ сказки по опорным картинкам.

1

30.10

26.

Игры на правильное употребление предлогов.

1

31.10

27.

Написание изученных букв под диктовку.

1

1.11

II четверть – 21 час

1.

Повторение пройденного в I четверти.

1

13.11

2.

Звук и буква Г,г. Написание строчной буквы г. Звукобуквенный анализ. Чтение слогов, слов и предложение с буквой Г.

1

14.11

3.

Составление рассказа по картинке. Чтение рассказа «Гости». Написание заглавной буквы Г.

1

15.11

4.

Дифференциация звуков г-к. Развитие фонематического слуха: игра «Кто как голос подает?»

1

20.11

5.

Звук и буква Д,д. Звукобуквенный анализ. Написание строчной буквы д. Чтение слогов, слов, предложений со звуком Д.

1

21.11

6.

Написание заглавной буквы Д. Чтение и пересказ рассказа «Садик».  

1

22.11

7.

Дифференциация звуков д-т. Чтение предложений с этими звуками. Составление рассказа по картинке.

1

27.11

8.

Обобщающая беседа по теме «Осень». Составление рассказа по серии сюжетных  картинок.

2

28.11

29.11

9.

Беседа на тему «Зима». Игры и упражнения на тему «Зима».

1

4.12

10.

Звук и буква Й,й. Звукобуквенный анализ. Написание строчной буквый й. Составление предложений по картинкам.

1

5.12

11.

Чтение слогов и слов с буквой й. Чтение текстов с буквой Й.

1

6.12

12.

Дифференциация звуков й-и.

1

11.12

13.

Буква Ь. Написание строчной буквы ь. Беседа о значении ь.

1

12.12

14.

Чтение слов, предложений и текстов с ь.

1

13.12

15.

Образование слов путем  наращивания и перемещения звуков   в словах  

2

18.12

19.12

16.

Письмо слов со стечением согласных.

1

20.12

17.

Написание изученных букв под диктовку.

1

25.12

18.

Беседа на тему «Зимние праздники», «Новый год». Игры по теме занятия.

2

26.12

27.12

III четверть – 27 часов

1.

Повторение ранее изученного.

Беседа на тему «Мои каникулы».

2

15.01

16.01

Звук и буква Е,е. Написание строчной и заглавной буквы. Чтение слов и предложений, текстов.

1

17.01

2.

Звук и буква Э,э. Написание строчной и заглавной буквы. Чтение слов и предложений, текстов.

1

22.01

3.

Различение твердых и мягких согласных

Различение твердых и мягких согласных на слух.

2

23.01

24.01

5.

Звук и буква Ё,ё. Написание строчной и заглавной буквы Ё. Чтение слов и предложений.

1

29.01

6.

Буквы Е- Э для обозначения мягкости и твердости согласных.

2

30.01

31.01

7.

Списывание и чтение текста после предварительного анализа слов с твердыми  и  мягкими  согласными.

2

5.02

6.02

8.

Буквы о — ё для обозначения твердости и мягкости согласных.

1

7.02

9.

Буквы о — ё для обозначения твердости и мягкости согласных. Словарный диктант по следам  анализа.  

1

19.02

10.

Игра «Кто у кого?»

1

20.02

11.

Звук и буква Я,я. Написание строчной буквы я. Звукобуквенный анализ.

1

21.02

12.

Написание заглавной буквы Я. Чтение слов и предложений.

1

26.02

13.

Буквы а—я для обозначения твердости и мягкости согласных. Составление и запись предложений по вопросам учителя.

2

27.02

28.02

14.

Чтение сказки В. Сутеева «Как зима кончилась». Составление пересказа по опорным картинкам.

1

5.03

15.

Игра «Угадай кто где?»

1

6.03

16.

Звук и буква Ю,ю. Написание строчной и заглавной буквы Ё. Чтение слов и предложений.

1

7.03

17.

Буквы у — ю для обозначения твердости и мягкости согласных.

2

12.03

13.03

18.

Буквы ы — и для обозначения твердости и мягкости согласных.

2

14.03

19.03

19.

Обобщение по различению слов с твердыми и мягкими согласными.

2

20.03

21.03

IV четверть – 24 часов

1.

Повторение изученного в III четверти.

3

2.04

3.04

4.04

2.

Звук и буква Ц, ц. Звукобуквенный анализ.

Написание строчной буквы Ц. Чтение текста «Мой отец». Составление рассказа о своих родителях.

1

9.04

3.

Написание заглавной буквы Ц. Чтение текста «Курица и лисица». Списывание текста.

1

10.04

4.

Звук и буква Ч,ч. Чтение предложений, текста. Написание строчной буквы ч.

1

11.04

5.

Написание заглавной буквы Ч. Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

1

16.04

6.

Составление рассказа по картинке. Чтение рассказа «Урок».

1

17.04

7.

Правило написания «ча-чу».

2

18.04

23.04

8.

Умение подбирать слова к заданной схеме.

1

24.04

9.

Чтение сказки «Курочка ряба». Ответ на вопросы по тексту.

1

25.04

10.

Пересказ сказки «Курочка рябя» по сюжетным картинкам. Звук и буква Щ, щ, звукобуквенный анализ. Написание строчной и заглавной буквы Щ. Чтение текста «овощи».

1

30.04

11.

Правило написания «ща-щу». Составление слов. Правило написания «ча-ща, чу-щу».

1

7.05

12.

Игра «Составь и напиши». Составление рассказа по картинке. Звук и буква Ф,ф. Написание строчной и заглавной буквы Ф. Чтение слов и текста.

1

8.05

13.

Звукобуквенный анализ. Составление предложений по картинке. Чтение текста «Ферма».

1

14.05

14.

Дифференциация звуков в-ф.

1

15.05

15.

Буква Ъ. Написание Ъ. Чтение слов. Дифференциация ъ-ь. Чтение рассказа «Наша семья». Составление рассказа «Моя семья».

1

16.05

16.

Чтение и отгадывание загадок по теме «Времена года».

1

21.05

17.

Чтение стихотворений.

1

22.05

18.

Чтение рассказа «Светофор».

1

23.05

19.

Повторение пройдённого за год.

3

28.05

29.05

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс

Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс

Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 1в класс

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 2в класс

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...

Рабочая программа предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся по АООП (вариант 2)...